Кредитно денежная политика ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;
3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие концепции денежно-кредитной политики в России 5
1.1 Центральный Банк Российской Федерации: задачи и функции 5
1.2 Направление, цели и методы денежно - кредитной политики 10
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 14
2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации 14
2.2 Регулирование обязательных резервов 17
2.3 Рефинансирование банков 20
2.4 Валютные интервенции 22
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России 23
3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г. 23
3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации 26
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

архипов.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют  двоякую роль: служат текущему регулированию  ликвидности на денежном рынке и  одновременно играют роль тормоза эмиссии  кредитных денег коммерческими  банками. Рост резервной нормы увеличивает  количество обязательных резервов, которые  должны держать банки. Тут либо банки  потеряют избыточные резервы, понизив  свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут  вынуждены уменьшить свои чековые  счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение  резервной нормы может свести на нет способность банковской системы  к созданию кредитов. 

Уменьшение резервной  нормы действует на денежное предложение  обратным образом. Оно переводит  часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность  банков создавать деньги путем кредитования. 

В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым  они дифференцируются, в разных странах  наблюдаются существенные различия. 

Резервные обязательства  ориентируются, как правило, по состоянию  или росту определенной части  обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

Эффективность инструмента  обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий  обязательств. Увеличивая спектр таких  обязательств, центральный банк уменьшает  возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет.  

Во многих странах минимальные  резервы практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки  предпочитают им более гибкую политику открытого рынка. В большинстве  развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В США  ФРС уже давно отказалась от механизма  изменения ставок минимальных резервов. 

Во-первых, была продлена до II квартала 2005 года процедура новации  по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка. 

Во-вторых, сложившийся уровень  доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне. 

В 2005 году Банк России активно  проводил операции по покупке и продаже  иностранной валюты на открытом рынке  для предотвращения резких колебаний  курса национальной валюты, противодействия  спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как уже было отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции.  

2.3 Рефинансирование  банков

Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия  на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения  влекут за собой значительные последствия  для банковской системы в целом. Государство не должно допускать  резких изменений ставки рефинансирования. 

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике  отражают нестабильность российской экономики. 

Как известно, повышение  учетной ставки влечет за собой "удорожание" кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной  политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной  политики. 

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов. 

Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений). 

В целях совершенствования  действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 2006 года в  ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также  были установлены новые поправочные  коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России. За январь сентябрь 2005 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ” 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены. 

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка  Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей. 

Процентная политика по операциям  Банка России Важным инструментом денежно  кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 2005 году действовали установленные  в 2005 году ставки рефинансирования 60% годовых  и по кредитам “овернайт ” 55%. В июне 2005 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет Банка России по денежно кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам “овернайт ” с 55 до 50%. Депозиты привлекались по ставкам в размерах, устанавливаемых Банком России. 

Уровень процентных ставок в январе сентябре 2005 года колебался  от 0,6 до 28% годовых в зависимости  от состояния межбанковского рынка  и виде депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка  России, привлеченным с 1 января 2005 года по 30 сентября 2005 года, составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита составляла 20 млн. рублей. 

 

2.4 Валютные интервенции

В результате анализа, о котором  говорилось ранее, были получены следующие  данные (Таблица 1). 

По результатам анализа  можно сделать несколько выводов. До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний  валютного курса (в 78% случаев) и менее  успешен в поддержании тенденций  на рынке (47% случаев). 

После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность  валютных интервенций Банка России снизилась. По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в  России не могут "перебороть" рынок  и осуществить разворот тренда. С  такой низкой эффективностью в периоды  финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенций  противостоять валютному кризису. 

Но эти выводы отнюдь не свидетельствуют о низком профессионализме Центрального банка. Международные  исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных  банков США, Японии и Германии. Большинство  же центральных банков в этом преуспело  мало. 

Например, слабое влияние  валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких  развитых странах, как Швеция и Канада. 

Также проиллюстрировать  результаты анализа можно, рассмотрев динамику курса доллара США к  российскому рублю, которая подтверждает успешные действия ЦБР по сглаживанию колебаний курса и слабое влияние валютных интервенций на замедление или прекращение падения курса рубля. 

 

3. Перспективы  развития денежно-кредитной политики в Росси

3.1 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации

В 2006 году усилия Банка России будут направлены на формирование более  гибкой системы используемых инструментов денежно кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этом получат дальнейшее развитие как постоянно действующие инструменты денежно кредитного регулирования, так и инструменты, базирующиеся на проведении рыночных операций. 

Вместе с тем Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственным ценным бумагам со стороны российских, иностранных инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств[9]. 

Обязательные  резервы Банк России в 2006 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ” “Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ”, куда, в частности, внесены следующие изменения. 

Для всех кредитных организаций  унифицированы сроки представления  расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен  порядок проведения регулирования  размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства. 

В будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации. 

В настоящее время проведена  работа по подготовке новой редакции положений Банка России “Об обязательных резервах". В отношении купли  продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет впредь проводить  взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса  национальной валюты, наращивание золото валютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий. 

Рефинансирование банков Банком России будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов и нормативной базы рефинансирования банков, а также по распространению  процедуры предоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов “овернайт ”) на банки иных регионов (кроме Московского региона г. Санкт Петербурга) по мере технической готовности соответствующих региональных подразделений Банка России. 

По мере развития единой телекоммуникационной системы и  системы расчетов Банка России планируется  совершенствование процедуры предоставления банкам кредитов путем постепенной  автоматизации этого процесса через  создание программных комплексов по кредитным операциям перехода на электронный документооборот между  всеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность  и эффективность управления своей  ликвидностью, снизить системные  и внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению  бесперебойного функционирования системы  безналичных расчетов и в значительной степени решению проблемы неплатежей[10]. 

Банк России предполагает расширить перечень активов, принимаемых  в залог при предоставлении кредитов Банка России, за счет включения  в него векселей финансово устойчивых платежеспособных предприятий, закладных, прав требований по кредитным договорам, а также разработать новые  схемы рефинансирования банков. Банк России примет участие в разработке программы ипотечного кредитования совместно с органами исполнительной власти и банками, активно работающими  с населением. Осуществление Банком России рефинансирования банков под  залог векселей, прав требований по кредитным договорам закладных  будет способствовать привлекательности  кредитования банками реального  сектора экономики. 

Процентная политика. При осуществлении процентной политики Банк России будет исходить из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям динамики денежного предложения. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, будет стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Банк России считает, что в связи с важностью активизации потребительского спроса большое внимание в 2007 году должно быть уделено развитию потребительского и ипотечного кредитования. 

Информация о работе Кредитно денежная политика ЦБ РФ