Кредитно денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение сущности денежно-кредитной политики и ее роли в государственном регулировании экономики.
Для достижения данной цели поставлены ряд задач:
• рассмотреть сущность и основные виды денежно-кредитной политики
• определить объекты и субъекты монетарной политики, а так же обозначить отведенную в ней роль Центрального банка
• изучить основные модели и инструменты проведения денежно-кредитной политики
• на примере Российской Федерации рассмотреть проведение монетарной политики, а так же применение ее инструментов на практике

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 2
Глава 1: Теоретические аспекты денежно-кредитной
политики государства
1.1 Понятие, цели и виды денежно-кредитной
политики.................................................................................................... 4
1.2 Модели проведения денежно-кредитной
политики................................................................................................... 8
1.3 Инструменты денежно-кредитного регулирования.............................. 12
Глава 2: Монетарная политика государства
на примере Российской Федерации
2.1 Реализация денежно-кредитной политики.............................................. 19
Центральным банком РФ в 2013г.
2.2 Основные проблемы в сфере монетарной............................................... 22
политики на современном этапе
Заключение....................................................................................................... 25
Библиографический список

Файлы: 1 файл

kursovik_2.docx

— 232.67 Кб (Скачать файл)

Данная концепция также известна под названием "эффект Кейнса". Кейнсианцы, исходя из концепции спроса на деньги, считают скорость обращения денег непостоянной. Так, трансакционный спрос на деньги и спрос по мотиву предосторожности, имеющие дело с наличными деньгами, имеют положительную скорость обращения. А у спекулятивного спроса, расходуемого на покупку облигация, скорость обращение равна нулю. Поэтому можем сделать вывод, что все будет зависеть от распределения между видами спроса. Увеличение спекулятивного спроса на деньги будет уменьшать скорость обращения денег, и наоборот. Увеличение трансанкционного спроса на деньги и спроса по мотиву предосторожности повысить скорость обращения денег.

Однако, воздействуя на реальный сектор экономики, монетарная политика может по-разному проявлять себя во время спада или во время подъема. Во время подъема высокая ставка процента приводит к предпочтению именно финансовых активов. Во время спада или кризиса ее действия весьма ограничены, так как экономика может оказаться либо в ликвидной ловушке, либо инвестиционной, а в таких ситуациях изменение количества денег не влияет на экономическую конъюнктуру. Поэтому в определенных условиях денежно-кредитная политика будет неэффективной и непредсказуемой.

Когда Центральный банк в целях увеличения денежного предложения снижает норму обязательных резервов, у банков появляются избыточные резервы, которые они могут использовать для предоставления кредитов и покупки ценных бумаг. Привычное соотношение в структуре имущества граждан меняется, и, чтобы восстановить его, они тоже начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. В результате совокупный спрос будет возрастать.

Такой подход основан на действии двух эффектов в экономике: эффекта субституции и эффекта имущества.

Эффект субституции предполагает следующее: так как деньги являются заменителями не только для финансовых активов, но и для реальных товаров и услуг, то снижение доходности облигаций, вызванное ростом денежной массы, повлечет за собой увеличение спроса на реальный капитал. А под эффектом имущества подразумевается, что рост денег на руках у населения вызовет рост спроса населения на финансовые активы, реальный капитал и реальные блага. А это, в свою очередь, приведет к росту совокупного спроса и, соответственно, будет способствовать росту национального производства. Оба эффекта вызывают рост совокупного дохода.4

Кейнсианцы не считали денежно-кредитное регулирование эффективным средством воздействия на экономику и находили фискальную политику более действенной.

Следующей концепцией, которую я рассмотрю, является монетаристская теория денежно-кредитной политики. Приверженцы монетаристского подхода главным в монетарной политике считали предложение денег, так как именно от него зависит объем совокупного спроса. Основное теоретическое предложение данной концепции:    . При этом считается, что скорость обращения денег (V) постоянна, отсюда прямая зависимость объема ВНД от массы денег в обращении.

Лидер монетаристов М. Фридмен объяснял механизм этой зависимости следующим образом: люди привыкают к определенному соотношению активов в своем "портфеле", при увеличении денежного предложения это соотношение нарушается, и чтобы восстановить его, люди начинают покупать реальные и финансовые активы, совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту ВНД.

Так называемое, "монетарное правило" М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНД будет падать.

Монетаристы считали денежную политику столь мощным средством, что предполагали ограничить государственное вмешательство в экономику только поддержкой роста денежной массы.

Однако очевидно, что ни одна из данных и других существующих концепций регулирования государства в чистом виде не находят своего применения в плане воздействия на экономику страны.

Нужно также отметить, что вследствие того, что лишь 10-25% денежной массы в большинстве стран составляют банкноты Центрального банка, а остальные 75-90% - банковские депозиты, государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным только в случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операция коммерческих банков. Эффективность осуществления данной деятельности в значительной мере зависит от выбранных методов (инструментов) монетарной политики.

 

1.3 Инструменты денежно-кредитного  регулирования

Инструменты денежно-кредитной политики - это набор средств, при помощи которых Центральный банк может воздействовать на экономику, изменяя банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.

Рассмотрим классификацию инструментов, которую можно представить следующим образом:

1. По непосредственным  объектам воздействия. В зависимости  от конкретных целей денежно-кредитная  политика направлена либо на  стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на  ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится  для увеличения занятости и  подъема производства, а кредитная  рестрикция, чтобы предотвратить  «перегрев» экономики или чтобы  понизить темпы инфляции.

2. По форме инструменты  денежно-кредитной политики разделяются  на прямые (административные), которые  имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от Центрального  банка и рыночные (косвенные), под  которыми подразумеваются способы  воздействия Центрального банка  на денежно-кредитную сферу посредством  формирования определенных условий  на денежном рынке. Реализация  административных мер в виде  прямых директив Центрального  банка дает быстрый эффект  с точки зрения контроля, однако  с течением времени при неблагоприятных  обстоятельствах может вызвать  обратный эффект, например, отток  финансовых средств за рубеж. В то время как косвенные  методы воздействуют более плавно, не ломая рыночного механизма, поэтому в этом плане они  более предпочтительнее.

3. По характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования, делят на количественные, с помощью  которых оказывается влияние  на состояние кредитных возможностей  коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант  прямого регулирования стоимости  банковских кредитов.

4. Также инструменты монетарной  политик можно поделить на  общие, влияющие на рынок ссудного  капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования  определенных форм кредита.

В России законодательно установлено5, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются следующие:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

К главным инструментам кредитной политики любого ЦБ относят: операции на открытом рынке, изменение и установление нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки.

Также стоит отметить, что на практике действия Центрального банка должны подчиняться базовым принципам применения этих инструментов, таким как:

  • эффективность (способность точно и оперативно получать результаты)
  • равное отношение ко всем кредитным организациям независимо от их размеров
  • простота и прозрачность
  • последовательность
  • надежность (необходима минимизация финансовых и операционных рисков)
  • стоимость проводимых операция должна быть минимальна для всех сторон

Главными инструментами любого ЦБ являются: операции на открытом рынке, изменение и установление норматива обязательных резервов, изменение учетной ставки. И теперь я рассмотрю каждый из этих методов подробнее.

Нормативы обязательных резервов коммерческих банков

Это косвенный метод монетарной политики, суть которого заключается в том, что для каждого коммерческого банка (КБ) Центробанк определяет процент отчислений от суммы имеющихся депозитов в фонд обязательных резервов (ФОР) ЦБ. Эти средства хранятся в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Величина обязательных резервов может зависеть от специализации и местоположения банка, величины и вида вкладов. Впервые данный инструмент регулирования был применен в 1913 году в США с целью гарантировать вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка.

Посредством изменения нормы обязательных резервов ЦБ регулирует ликвидность КБ, поддерживает в заданных параметрах объем денежной массы в обращении. Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческим банком для проведения операций. В некоторых случаях норма обязательных резервов может использоваться для стимулирования отдельных видов банковских операций. К примеру, в Германии депозиты нерезидентов, размещенные в национальных КБ, не учитываются при определении размеры обязательных резервов. Иногда, напротив, повышение нормы обязательных резервов применяется в качестве штрафной меры.6

Норма обязательных резервов лежит в основе механизма банковского мультипликатора, который отражает возможности всей банковской системы по увеличению денежной массы в обращении. механизм банковского мультипликатора можно описать следующим образом:

Предположим, что КБ принял в депозит (Д) 1000 руб., норма обязательного резерва - 10%, тогда

1000 руб.            100 руб. (резерв) КБ-1


900 руб.              90 руб. (резерв) КБ-2


810 руб.              81 руб. (резерв) КБ-3


и т.д.

В конечном итоге в обращении будет находиться 1000+900+810+... руб., а в целом дополнительное предложение денег составит M = 1/ (норма резерва)*Д.

Данный механизм объясняет, почему отчисления в ФОР не являются гибким инструментом для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов. Ведь даже небольшие колебания норм резервирования вызывают значительные изменения в объеме кредитных операций кб и могут дестабилизировать экономику. Для стран с развитой банковской системой отчисления в ФОР рассматриваются исключительно в качестве инструмента долгосрочного регулирования кредитной деятельности банков и изменяются очень редко.

Также надо сказать, что норма обязательного резервирования, как правило, различается по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резерв. Норма минимальных обязательных резервов имеет двоякое значение: с одной стороны, гарантирует минимальных уровень ликвидности банков, а с другой - используется как важный инструмент контроля и регулирования ЦБ, выполняя роль сдерживания эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Что же касается непосредственно Банка России, норма обязательных резервов в качестве метода монетарной политики впервые была установлена в апреле 1991 года, и норматив перечисления от объема привлеченных средств составлял 2%. На сегодняшний день показатель нормативов обязательных резервов кредитных организаций составляет 4,5%.7

Следующий инструмент денежно-кредитного регулирования - операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а так же краткосрочные операции с указанными ценными бумагами. Данный инструмент в настоящее время в мировой экономической практике является основным инструментом регулирования денежной массы в силу следующих факторов:

  • государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в различных количествах, а значит, и оказывать существенное влияние на предложение денег;
  • появляется возможность эффективно контролировать объем операций;
  • по причине высокой ликвидности рынка государственных ценных бумаг скорость проведения операций на нем довольно высока

Механизм использования Центральным банком операций на открытом рынке в качестве инструмента регулирования можно представить следующим образом. При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервные счета, то есть. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширить объем операций банков. А в случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма резервных средств уменьшается, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от условий сделок: купля-продажа за наличные (прямые сделки)или купля-продажа на срок с обязательной обратной продажей (РЕПО). Объекты сделок - операции с государственными и частными ценными бумагами.

Прямы сделки означают куплю-продажу бумаг с немедленной поставкой. Эти сделки не имеют срока погашения, а процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. При этом различают прямые сделки РЕПО и обратные. Прямые сделки означают куплю ценных бумаг Центральным банком с обязательством выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО Центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их через определенный срок.8

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные операции

Информация о работе Кредитно денежная политика