Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы:
заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции и конкурентоспособности продукции, раскрытие ее сущности, а также в приобретении практических навыков в решении задач.
В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все более открытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.
Сегодня на каждый сегмент
мирового рынка претендуют тысячи производителей.
Активизировали деятельность транснациональные
корпорации, диктуя монопольные ценовые
условия. На мировых рынках агрессивно
действуют азиатские страны, экономика
которых стремительно растет. Благодаря
революционным научным
В условиях жесточайшей конкуренции,
которыми характеризуется любая
рыночная экономика, выжить может только
тот субъект хозяйствования, который
сможет быстрее приспособиться к
быстрым изменениям в экономической
среде. Для этого необходимо четкое
знание принципов и основ
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Цель курсовой работы:
заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции и конкурентоспособности продукции, раскрытие ее сущности, а также в приобретении практических навыков в решении задач.
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж.Робинсон и Э.Чемберлин – теория несовершенной конкуренции.
Термин «конкуренция» происходит (от лат. сoncurrentia) и означает соперничество, соревнование, состязание.
Следует отметить, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция, будучи главным элементом механизма рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.
Конкуренция концентрирует в себе основные черты капитализма: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.
Характеризуется конкуренция двумя особенностями :
1.Наличием на рынке
достаточно большого числа
2. Свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или покидать его.
Очень важно выделить идею
- без конкуренции нет рыночной
системы. Без конкуренции рынок
не может выполнить свои новаторские
функции, не может выявить творческие
начала субъектов рынка, их инициативу
и поиск, не реализует все то, благодаря
чему рынок является движущей силой
человеческого прогресса. Конкуренция
- необходимое и достаточное
Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается:
их способность выдерживать
конкуренцию, то есть
Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра:
качество и цена. Оценка
конкурентоспособности
Под продукцией или услугой могут пониматься:
· результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция: услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации);
· деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса).
Качество и
Различия в определении
конкурентоспособности и
Таким образом, основное отличие
качества от конкурентоспособности
заключается в том, что качество
— это просто совокупность свойств,
а конкурентоспособность —
Следует иметь в виду,
что при некоторых различиях
между понятиями «качество» и
«конкурентоспособность»
Второй составляющей конкурентоспособности
является цена товара. Для того чтобы
товар мог удовлетворять
Цена потребления (ЦП) складывается
из цены приобретения товара (ЦПР), расходов
на транспортировку (РТ), стоимости
установки или монтажа (СУ), затрат
на хранение (ЗХ), расходов по обслуживанию
(РО), затрат на ремонт (ЗР), затрат на ликвидацию
(ЗЛ), затрат на налоги и сборы, связанные
с приобретением и
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем.
С конкурентоспособностью товара
связан другой показатель — конкурентоспособность
предприятия. В экономической литературе
он ещё не устоялся. Разные исследователи
в понятие «
В отличие от конкурентоспособности
продукции, которая отражает сложившееся
в данный момент положение на рынке,
конкурентоспособность
Управлять конкурентоспособностью
- значит обеспечивать оптимальное
соотношение названных
Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
По существу, основа современной
"философии успеха" заключается
в подчинении интересов фирмы
целям разработки, производства и
сбыта конкурентоспособной
Финансовые результаты, например,
многих японских компаний свидетельствуют,
что именно эта философия в
современных условиях ведет к
обеспечению стабильного
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".
Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие
фирмы особенно активно действуют
в производстве товаров, проходящих
стадии формирования рынка и ухода
с него. Дело в том, что крупная
фирма обычно неохотно идет первой
на производство принципиально новой
продукции. Последствия возможной
неудачи для нее намного
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
Информация о работе Курентоспособность продукции,ее сущность