Курентоспособность продукции,ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции и конкурентоспособности продукции, раскрытие ее сущности, а также в приобретении практических навыков в решении задач.

Файлы: 1 файл

моя курсовая Microsoft Office Word.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

 

Движущей силой конкуренции  является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного  товара. Таким образом, обеспечение  конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и  реализация инноваций.

Разные авторы в зависимости  от своих научных взглядов и области  маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации  и продукции.

Число факторов, влияющих на конкурентоспособность, зависит от вида и сложности продукции в  техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой  точности оценки, цели исследования.

Например, экономические  критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку  и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены.

Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную  цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его  службы у покупателя.

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности  все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции на должном уровне останутся благим пожеланием.

Основой современного механизма  повышения конкурентоспособности  предприятий и товаров является инновационная модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную  и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия к внешней среде и повышением эффективности использования материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

 

Реализация инновационной  модели повышения конкурентоспособности  предприятий и товаров предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности.

 

Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования предприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо– и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах.

 

Первый компонент механизма  инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятия и товаров на микроуровне. Научно-обоснованное управление конкурентоспособностью предприятия и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системы принципов:

 

– учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений (законов спроса, предложения, конкуренции и др.);

 

– учет механизмов действия законов функционирования предприятия и производственных процессов (законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и т.д.);

 

– соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособностью (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);

 

– ориентация на конкретные рынки и потребности;

 

– применение современных  информационных технологий для системной  и комплексной автоматизации  управления;

 

– применение инновационных  методов анализа, прогнозирования  и оптимизации (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования и  др.);

 

– ориентация на современные  количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;

 

– применение в системе  инновационного управления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающего обратную связь потребителей и внешней  среды с производителями товаров;

 

– преимущественное использование  при многофакторной оценке конкурентоспособности  предприятия или товаров удельных и относительных показателей, которые  в свою очередь должны быть проранжированы по коэффициентам весомости.

 

Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя  направлено на постоянное решение следующих  задач:

 

– повышение качества продукции  и уровня послепродажного обслуживания; снижение эксплуатационных затрат у  потребителя;

 

– снижение себестоимости  и, соответственно, цены продажи товара;

 

– проведение целевых маркетинговых  исследований и эффективное использование  мер маркетинга при сбыте продукции  с учетом ее сервисного обслуживания.

 

Второй компонент механизма  – рыночное саморегулирование конкурентоспособности  предприятий и товаров, которое  направлено на постоянное поддержание  конкурентоспособности товаров  на основе действия законов рынка, факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность  товара. К числу ценовых факторов относятся:

 

– изменение типа конкуренции  на рынке товаров;

 

– появление новой ниши рынка товаров или перегруппировка  уже существующих его сегментов;

 

– изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров-конкурентов;

 

– появление на рынке  товаров новых конкурентов;

 

– появление на рынке  новых товаров-конкурентов, включая  товары заменители;

 

– изменение емкости рынка  товаров и размеров его потенциала;

 

– изменение потребностей и свойств потребителей .

 

Третий компонент механизма  инновационные формы и методы государственного регулирования конкурентоспособности  предприятий и товаров – представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для повышения  конкурентоспособности предприятий  страны и производимых отечественных  товаров.

 

Направления инновационного государственного регулирования конкурентоспособности  предприятий и товаров вытекают из принятой модели социально-экономического развития страны и осуществления  курса на инновационное развитие. Такими направлениями являются:

 

– создание условий по поддержанию  и развитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства  и малого бизнеса;

 

– проведение инновационной  и инвестиционной политики, включая  разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации  стандартизации и сертификации продукции;

 

– проведение эффективной  налоговой, кредитной, ценовой и  антиинфляционной политики;

 

– развитие производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;

 

– правовое обеспечение  процессов повышения конкурентоспособности  отечественных предприятий и товаров.

 

 

 

 

 

Четвертый компонент механизма  регулирование конкурентоспособности  предприятий и товаров на мезоуровне отличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабами регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли.

 

Пятый компонент механизма  регулирование конкурентоспособности  страны основывается на международной  конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение  конкурентоспособности отечественных  предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности являются факторы и тенденции общемирового развития. Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от государств усилений в направлении открытости их экономик.

 

Основными направлениями  повышения конкурентоспособности  отечественных предприятий и  товаров являются:

 

– развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на предприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;

 

– адаптация предприятий  к внешней среде и прежде всего  к рынку;

 

– использование инновационных  подходов с целью повышения эффективности  использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества предприятия;

 

– создание конкурентной среды  в отраслях, разработка предприятиями  конкурентных стратегий и периодическое  их обновление;

 

– формирование спроса на определенный товар и потребностей населения, которые предприятие может удовлетворить;

 

– повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие  необходимыми материальными ресурсами  и информацией;

 

– правовое обеспечение  и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий является основой для решения многих проблем социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.

 

Таким образом, рассмотрев и  проанализировав факторы, обеспечивающие конкурентоспособность продукции, можно сделать заключение, что  конкурентоспособность продукции  – решающий фактор коммерческого  успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. На конкурентоспособность продукции  влияют как внешние, так и внутренние факторы. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы – это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования  резервов конкурентоспособности. Но наличие  самих факторов недостаточно для  обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они  применяются.

 

Методы определения  конкурентоспособности продукции.

Существуют различные  методы определения конкурентоспособности  продукции. Отправной момент оценки конкурентоспособности продукта при любом методе – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

Основным недостатком  рассмотренных методов является их ограниченность. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара необходимо использовать комплексный метод.

Именно такой метод  был применен для оценки конкурентоспособности  продукции предприятия ОАО «Фортепианная  фабрика Я. Беккер».

Проведенное исследование выявило, что пианино ОАО «Беккер» наиболее конкурентоспособно по сравнению с  продукцией других фабрик на потребительском  сегменте среднего класса. На других сегментах  продукции ОАО «Беккер» уступает другим производителям.

Анализ тенденций развития конкурентоспособности фортепиано выявил преимущественную роль брэнда - социально-психологического восприятия товара потребителем - на этом рынке и высветил лидирующее положение продукции вторичного рынка под маркой «Красный Октябрь» на российском (петербургском) рынке. Анализ макро и микро ситуации в стране и мире показал, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса к традиционным музыкальным инструментам, в частности акустическим пианино. В России эта тенденция усугубляется спадом объемов и закрытием ряда производств музыкальной промышленности.

Результаты, полученные с  помощью оценки конкурентоспособности  продукции по разработанной методике, позволили создать стратегию  повышения конкурентоспособности  фортепиано, которая фокусируется на развитии брэнда продукции с помощью ряда мероприятий, направленных на поддержание определенных ассоциаций.

 

Различают следующие методы конкуренции:

 

1)    на основе  критерия повышения качества  товара (неценовая);

 

2)    на основе  критерия повышения качества сервиса товара;

 

3)    на основе  снижения цены (ценовая);

 

4)    на основе  снижения зкеплутационных затрат у потребителя товара;

Информация о работе Курентоспособность продукции,ее сущность