Курентоспособность продукции,ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции и конкурентоспособности продукции, раскрытие ее сущности, а также в приобретении практических навыков в решении задач.

Файлы: 1 файл

моя курсовая Microsoft Office Word.docx

— 62.01 Кб (Скачать файл)

 

5) на основе использования  всех конкурентных преимуществ  объекта и субъекта (интегральная).

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Методы определения уровня конкурентоспособности продукции

 

3.1. Комплексный метод

оценки уровня конкурентоспособности  основан на расчете групповых и интегральных показателей;

 

К=Iн.п.*Iт.п/Iэ.п     Iээ=произв. qнi    Iтт=суммqj*aj   Шээ=C|Cj

где К - интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемого изделия по отношению к образцу;

Iнп,Iтп,Iэп - групповые показатели соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам;

qHi - единичный показатель по i-му нормативному параметру; n - число нормативных параметров, подлежащих оценке; qj - единичный показатель по j-му техническому параметру; аj - весомость j-ro технического параметра; m - число технических параметров, подлежащих оценке;С, Со - цена потребления соответственно оцениваемого изделия и изделия-образца.

Однако этот метод имеет  ограниченные возможности применения, что связано с рядом недостатков:

  • во-первых, единичные показатели, входящие в групповой показатель, не дают однозначного представления об уровне конкурентоспособности продукции из-за своей разно направленности;

 

  • во-вторых, необоснованность сведения разнонаправленных показателей в еди­ничный или групповой показатель вызывает неопределенность экономического содержания комплексного показателя, что затрудняет правильное стимулирование повышения уровня конкурентоспособности продукции;
  • в-третьих, невозможно определить экономический эффект и установить экономические последствия в результате изменения уровня конкурентоспособности продукции;
  • в-четвертых, при расчете групповых показателей не приводится обоснование значимости показателей.

 

Уровень конкурентоспособности  рассчитывается по формуле

 

УК21=(Ц1*Укач21*kнтф)/Ц2=Цвп/Ц2

где УК21 - уровень конкурентоспособности  анализируемого изделия по отношению  к базовому;

 

Ц1 -цена базового изделия;

 

Укач21- уровень качества нового анализируемого изделия по сравнению  с базо­вым

 

kнтф- коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобре­тении нового вида товара потребителем;

 

Ц2- фактическая цена нового изделия;

 

Цвп -   верхний предел цены

 

Расчет коэффициента, учитывающего влияние нетоварных факторов, таких  как эстетичность, эргономичность, уровень сервиса и престижность фирмы, можно осуществить с помощью  метода экспертных оценок.

3.2. Построение радара конкурентоспособности

 

Еще один метод оценки конкурентоспособности новой техники, который отличается своей оригинальностью: конкурентоспособность товара может быть рассмотрена с трех точек зрения:

 

-    коммерческой;

 

-    нормативно-правовой;

 

-    технико-экономической.

 

Коммерческая конкурентоспособность  характеризуется главным образом доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности. Нормативно-правовой аспект конкурентоспособности изделий связан с безопасностью их эксплуатации, а технико-экономический аспект раскрывается показателем «2Э» экономичностью и эргономичностыо (дизайн, эстетичность, комфорт, удобство управления и обслуживания и р.д.). В условиях рыночной экономики при жесткой конкуренции на рынке каждый технико-экономический показатель (ТЭП) изделия имеет существенный вес и нельзя выделять какой-то из них. 
            

В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

 

Поэтому, чтобы продукция  была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая  работа товаропроизводителей по повышению  качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами  можно сказать, что любое предприятие  желающее укрепить свои позиции в  жесткой конкуренции и максимизировать  свою прибыль должно уделять большое  внимание процессу управления качеством.

Различают два понятия: технический  уровень продукции и уровень  качества продукции как более  широкое понятие.

Качество продукции может  быть выражено математически через  уровень качества.

Уровень качества продукции - относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое  и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой  продукции, с базовыми значениями соответствующих  показателей. Базовыми значениями показателей  качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный  или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

 

Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей  качества оцениваемой продукции, определение  значений этих показателей при оценке качества продукции.

 

Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении  значений показателей, характеризующих  техническое совершенство оцениваемой  продукции, с соответствующими базовыми значениями (ГОСТ 15467-79).

 

В международных стандартах нет понятия «технический уровень  продукции», поэтому в них отсутствует  и определение этого понятия.

 

Согласно ГОСТ 15467-79, под  оценкой технического уровня продукции  понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих  техническое совершенство оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление  их с базовыми.

 

Определение технического уровня продукции позволило в прошедший  период проводить относительную  оценку технического совершенства оцениваемой  продукции по сравнению с лучшими  отечественными или зарубежными  аналогами. Но само понятие технического уровня продукции не включает в себя категории рыночной экономики: оценки покупательского спроса, конкурентоспособности  и пр.

 

В современных условиях возникает  необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой  и выпускаемой продукции. Одним  из таких критериев может служить  конкурентоспособность продукции.

 

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

 

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность  предприятия производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

 

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его  качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичный товаров-конкурентов.

 

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

 

Практика определения  конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его  совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

 

Конкурентоспособность продукции  может быть выражена количественно  через показатель конкурентоспособности.

 

Раздел 4. Способы определения конкурентоспособности продукции.

 

Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся на более распространенных.

 

Первый  способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

 

Для покупателя все расходы  делятся на две основные категории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются единовременно  и в дальнейшем не изменяют своей  величины, т.е. покупная цена изделия, расходы  на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и  др.

 

Величину переменных затрат (Ид) для юридических лиц можно  определить по формуле 

 

По мере старения изделия  сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается  их доля в цене потребления.

 

На основе этих противоположных  тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный  уровень цены потребления при  нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

 

С выработкой этого ресурса  потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым  или провести его капитальный  ремонт, т.е. восстановить в той или  иной степени экономический ресурс, который должен находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного амортизационного списания.

 

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь  как этот товар проявит себя при  его эксплуатации. Поэтому чем  ниже цена потребления товара, тем  выше его конкурентоспособность.

 

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова  по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид.

 

Технические параметры при  этом методе определения конкурентоспособности  как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и цене потребления).

 

Второй  способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

 

Явно более конкурентоспособным  является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с  товаром-конкурентом.

 

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным  является тот, у которого ниже себестоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание. Дело в том, что  в России за 1995 г. цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые  из них даже превысили мировые. В  этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации. Это  совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в  психологическом плане не готовы к этому.

 

Третий  способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

 

Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого  и базового образца (товара) по формуле На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб - менее конкуренте способным; если Пкi = Пкб - конкурентоспособность одинакова.

 

Наиболее наглядное представление  дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк): Если ОПк ³ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

 

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает  только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколько  хороши эти товары в эксплуатации.

 

Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (IТП) по каждому сравниваемому изделию: Создание весовой базы технических параметров - это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных для построения весовой базы являются рыночные исследования - спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Информация о работе Курентоспособность продукции,ее сущность