Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и др.); фонд накопления — потребностей развития производства. Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета  макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг.прошлого века в западных странах в результате интеграции двух направлений исследований: 1) работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развитиня экономики на макроуровне.

Социалистические страны, в том числе Беларусь, вплоть до начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

Вначале СНС рассчитывалась лишь в ряде западных стран, прежде всего в США и Великобритании, но после второй мировой войны она была введена в международную практику. Большое значение в становлении СНС имели рекомендации ООН 1953 г. по учету и представлению основных потоков в производстве, потреблении, накоплении и внешней торговле в рамках шести счетов. С 1956 г. ООН стала издавать «Ежегодник по статистике национальных счетов».

В 1968 г. с учетом накопленного опыта  была сформирована более совершенная  межгосударственная система национальных счетов ООН (СНС ООН). К принципиально новым ее элементам можно отнести деление производства по отдельным отраслям и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, осуществление более подробного учета финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, включение балансов и показателей национального богатства, углубление методологии расчетов в области непроизводственной сферы, услуг и управления.

На основе СНС ООН 1968 г. была разработана  стандартная СНС Европейского экономического сообщества. В ней проведено более четкое разграничение между потоками (материальных благ, услуг, доходов, финансовых обязательств), с одной стороны, и запасами (материально-вещественных и финансовых активов) — с другой. Экономические показатели в СНС ООН 1968 г. исчисляются по двум концепциям: внутренней и национальной. Согласно внутренней концепции, показатели отражают деятельность всех экономических единиц на территории страны независимо от их национальной (гражданской) принадлежности. По национальной концепции в состав показателей дополнительно входит разность между поступлениями из-за границы гражданам данной страны и выплатами за границу гражданам других стран.

СНС ООН 1968 г. была пересмотрена и усовершенствована  в 1992 г. в связи с развитием макроэкономических исследований и распространением различных экономических учений (нео-кейнсианства, монетаризма и др.). В СНС 1992 г. предусмотрено использование четырех видов цен: производителя, покупателя, основных и факторных. Кроме того, для характеристики физических объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях экономики введены сопоставимые цены.

Ныне СНС как международный  стандарт 1992 г. представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода. Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода. В большинстве стран и международных организаций национальное счетоводство служит основой всей системы учета, экономико-статистического анализа и международных сопоставлений.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) государственное управление; 4) частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом).

Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:

  • для секторов экономики;
  • отраслей экономики;
  • отдельных экономических операций;
  • экономики в целом, или консолидированные счета.

Группа счетов для секторов экономики подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов.

Сегодня СНС  применяется более чем в 150 странах  мира с рыночной экономикой.

В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хозяйства) к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не находили должного отражения в системе БНХ. Кроме того, вхождение Беларуси как суверенного государства в мировое сообщество потребовало сближения ее статистической системы с международными стандартами. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе национального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Республики Беларусь.

В ходе реализации мероприятий программы была разработана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС—93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накопления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (операций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осуществляет экономические операции.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.

Статистическая система Беларуси продолжает совершенствоваться как в контексте международных процессов в этой области, так и с учетом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные регуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны.

2. Главные макроэкономические пропорции

Если состав компонентов национальной экономической системы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то соотношения между ними, их взаимодействие отражает структура национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы обеспечивает ее целостность. Пропорциональность — закон развития любой системы (технической, экономической, социальной).

Макроструктура национальной экономики включает комплекс подсистем, компонентов, которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегрируются в различные структурные образования по классификационным признакам: секторному, воспроизводственному, отраслевому, институциональному, социальному и др.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:

• первичного (отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

• третичного (отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной  литературе и зарубежной практике в  течение длительного времени  используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый определяется размером ВВП, второй — количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчивые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют народнохозяйственный кругооборот доходов и расходов.

Экономика описывается  и такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и другие структуры.

Показатель воспроизводственной структуры введен в экономический оборот для анализа на макроуровне базовых соотношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающих направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, динамике потребления и накопления и, соответственно, степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и ее экспортной направленности.

Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения.

Технологическая структура конкретизирует эти приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструктуры, ибо население страны живет на конкретных территориях.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющее их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важнейшим экономическим критериям (собственность, доходы, квалификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные  виды структур формируют целостность народного хозяйства, механизм взаимодействия его элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.

Структурные элементы экономической системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности позволяет судить об эффективности экономической деятельности страны и направленности динамики изменений в экономике.

Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне и характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроизводственное соотношение нарушается в пользу, например, конечного потребления, уменьшаются инвестиции в основной капитал, его обновление, что чревато отставанием в развитии технологической базы производства, а в перспективе — снижением производственного потенциала и, как следствие, — конечного потребления.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»