Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций
Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.
• система компьютерного образования и подготовки кадров;
• система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.
Беларусь активно участвует в развитии отраслей ИКТ с момента их зарождения в мире в 50—60-х гг. XX в. И хотя в настоящее время успешно работают приборостроительная, радиотехническая, электронная и другие отрасли промышленности, длительный кризис привел к тому, что основная часть потребности страны в компьютерном и периферийном оборудовании, программном обеспечении покрывается за счет импорта из высокоразвитых стран (компании «Майкрософт», ИБМ, «Интел» и др.).
Под информатизацией понимается «организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации» (Закон Республики Беларусь об информатизации, 1995 г.). Это понятие заложено в основу проведения работ в области информатизации в республике.
Для ликвидации отставания в стране реализуется ряд государственных программ в сфере информационных технологий. В 2004 г. в стране началось создание Парка высоких технологий (аналога «Силиконовой долины»).
Оценки вклада информационных технологий (производство информационной техники и услуг, а также выпуск продукции на основе их использования) в ВВП на перспективу первой четверти XXI в. превышают 40 %. Уже сегодня, по тем же оценкам, труд 64 % занятых в хозяйстве развитых стран хотя бы частично носит информационный характер.
В качестве национальной стратегии перехода к информационному обществу реализуется Государственная программа информатизации Республики Беларусь на период до 2010 г. «Электронная Беларусь». Основная цель Программы — формирование в стране единого информационного пространства.
2.6. Производственный потенциал
Производственный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства. Экономикс определяет производственный потенциал как реальный объем продукции (ВНП), который экономика в состоянии произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.
Основными составляющими производственного потенциала являются:
• совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;
- материально-техническая и технологическая база производства;
- действующий кадровый потенциал;
- объем других вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;
- производственная инфраструктура;
- система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.
Для оценки производственного потенциала и его составляющих используются следующие показатели (индикаторы):
• объем производства товаров и услуг —ВВП на макроуровне и объемы добавленной стоимости, произведенной в отраслях и межотраслевых комплексах;
• основные средства (основной капитал, основные фонды);
Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружении, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, на связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства а также для расчета износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учитывается также переоценка фондов.
По данным на начало 2004 г., стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила 242,7 трлн р., что по объему эквивалентно 4,9 ВВП страны. В то же время динамика роста, уровень обновления и качественные характеристики основных фондов не могут быть оценены как оптимальные.
С основными фондами связано понятие производственной мощности как способности средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции.
Основные фонды экономики Беларуси в настоящее время характеризуются высоким уровнем морального и физического износа.
Анализ движения основных фондов с 1990 по 2004 г. показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 56,5 % против 33 % в 1990 г. Наиболее серьезное положение с состоянием основных фондов сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 63,5 %), строительстве (48,1 %), сельском хозяйстве (57,6 %), на транспорте (52,3 %). Еще в более критическом состоянии находится активная часть основных фондов. Здесь износ в целом по экономике страны в 2004 г. составил 75,2 % против 39 % в 1990 г. Все это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг).
Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня высокоразвитых государств. Преобладает использование традиционных технологий — 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким — 5,2 %.
На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструктуры, обеспечивающей общие материальные условия для эффективного функционирования всех товаропроизводящих отраслей.
В состав
производственной инфраструктуры входят
транспорт, связь, дорожное хозяйство,
сети энергообеспечения, водоснабжения,
материально-техническое
2.7. Инвестиционный потенциал
Инвестиционный потенциал страны — это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.
Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют: объемы и структура капиталовложений и строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также квалификация рабочей силы.
Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и такие отрасли, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс).
Источниками инвестиций являются валовые накопления — разница между объемами произведенного ВВП и текущего потребления. В 2004 г. удельный вес валовых накоплений в ВВП составил 28,6 % (в 2000 г. — 25,7 %). Подавляющая их часть направляется на инвестиции в основной капитал, доля которых в ВВП в 2004 г. составила 20,7 % против 19,8 % в 2000 г.
Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала страны является активизация привлечения иностранных капиталов с целью обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Инвестиции все больше приобретают инновационную направленность.
2.8. Внешнеэкономический потенциал
Внешнеэкономический потенциал — это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; платежный баланс страны.
Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси создает промышленность, и прежде всего те ее отрасли, продукции которых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров.
В товарной структуре экспорта Беларуси наиболее востребованной является продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, дерево-обрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.
На долю продукции машиностроительного комплекса npиходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал в отрасли определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др.
В последние годы внешнеэкономический потенциал страны укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась с 8,8 % в 1995 г. до 11,2 % в 2004 г.
Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды» от предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше половины экспорта всех видов услуг. При этом удельный вес транзита в совокупном объеме экспорта транспортных услуг составляет около 60 %. В совокупном объеме экспорта транспортных услуг страны 28 % приходится на долю железной дороги, более 25 % — автомобильного транспорта.
Однако в экспорте услуг практически отсутствуют такие доходные за рубежом статьи, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др.
В целом услуги обеспечивают порядка 20 % поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что способствует укреплению платежного баланса страны.
Внешнеэкономический потенциал включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, туристский обмен, международную миграцию населения и др. Концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находят в платежном балансе страны.
Платежный баланс представляет собой статистический отчет о внешнеэкономических операциях, которые совершаются между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь с товарами, услугами, доходами, а также с финансовыми требованиями и обязательствами.
Платежный баланс включает два основных раздела: 1) счет текущих операций (текущий счет), 2) счет операций с капиталом и финансовых операций.
Счет текущих операций охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь. В нем отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами.
Счет операций с капиталом включает капитальные трансферты различных секторов с делением на трансферты, связанные с миграцией населения, прощением долгов и т.д.
В финансовом счете регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами, в результате которых происходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства страны. Активы включают операции, связанные с инвестициями резидентов Республики Беларусь за границу. В обязательствах отражаются изменения объемов инвестиций нерезидентов Республики Беларусь в экономику страны.
На первом уровне классификации финансового счета операции объединяются в четыре функциональные категории: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы. Статья «Резервные активы», согласно методологии платежного баланса, охватывает операции по изменению высоколиквидных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса.
Составляются аналитическое и стандартное представления платежного баланса. Отличие между ними заключается в том, что в аналитическом представлении выводится сальдо, отражающее влияние всех операций платежного баланса на изменение официальных резервных активов страны. Аналитическое представление получают из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций связанных с данным изменением.
Важную роль в развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси имеют свободные экономические зоны (СЭЗ).
В настоящее время в мире функционирует более 4 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30 % мирового товарооборота.
В республике создано шесть свободных экономических зон — «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест», в которых на 1 января 2005 г. зарегистрированы 284 предприятия-резидента (275 из них — действующие). Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест» — 100 (35,2 % общего числа резидентов) и «Минск» — 84 (29,6 %). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон» — 38 резидентов (13,4 %), «Витебск» — 26 (9,1 %), «Гродноинвест» — 23 (8,1 %) и «Могилев» — 13 резидентов (4,6 %).
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»