Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:37, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Файлы: 18 файлов

matv_ec_lec_15.doc

— 206.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_10.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_11.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_12.doc

— 260.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_13.doc

— 186.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_14.doc

— 227.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_1.doc

— 142.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_16.doc

— 108.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_2.doc

— 148.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_20.doc

— 131.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_21.doc

— 81.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_26.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_4.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_5.doc

— 119.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_6.doc

— 98.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_7.doc

— 155.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_8.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_9.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

.

Величина мультипликатора  трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

  Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

C = C + mpc (Y – T + Tr)

Y = C + I + G

Подставим потребительскую  функцию в уравнение совокупного  дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов  равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов:

  1. по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;
  2. меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет  к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой  совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

9.12. Влияние подоходного налога

Кроме аккордных налогов в экономике  существуют подоходные (т.е. зависящие  от уровня дохода) налоги. С их учетом потребительская функция будет иметь вид:  C = C + mpc(Y – T – tY), где t - предельная налоговая ставка, которая показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) налоговые поступления при росте совокупного дохода на единицу, т.е.

  0 < t < 1

А поскольку Y= C + I + G, то, подставив в это равенство уравнение функции потребления, получим:

.

Следовательно, мультипликатор автономных расходов с учетом ставки подоходного налога t равен:

.

Величина мультипликатора  при наличии ставки подоходного  налога меньше, чем при его отсутствии (очевидно, что ((1 – mрc (1 – t) > (1 – mрc), а, как известно, чем больше знаменатель дроби, тем дробь меньше, т.е. 1 / (1 – mрc (1 – t) < 1 / (1 – mрc). Покажем это на числовом примере. Предположим, что mрc = 0.8, t = 0.1 (т.е. 10%). При отсутствии подоходного налога мультипликатор расходов равен 5 (1 / (1 – 0.8) = 5), а при появлении подоходного налога мультипликатор равен  3.57 (1 / (1 – 0.8 (1 – 0.1)) = 3.57).

Изменение предельной налоговой  ставки меняет наклон кривой совокупных планируемых расходов, который теперь будет равен [mрс (1 – t)]. Если t увеличивается, кривая Ep становится более пологой.

На рис.9.8. (а) представлена кривая совокупных планируемых расходов при отсутствии ставки подоходного налога, а на рис.9.8(б) – при ее наличии.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов  равен:  , а мультипликатор трансфертов: . Следует заметить, что когда появляется подоходный налог, мультипликатор сбалансированного бюджета (когда DG = DТ) не равен 1.

Докажем это: . Поскольку бюджет сбалансированный, то заменив DТ на DG и перегруппировав, получим: . Очевидно, что величина > 1, поскольку mрс < 1 и t < 1.

9.13. Разрывы в «Кейнсианском  кресте»

«Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рис.9.9.

Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при  которой плани-руемые расходы равны  фактическим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Уровень Y1 представляет собой равновесную величину  совокупного дохода (выпуска). Однако эта равновесная величина Y может не соответствовать и, по мнению кейнсианцев, обычно находится ниже уровня ВВП полной занятости, т.е. потенциального ВВП (Y*).  

 Если фактический равновесный  ВВП меньше потенциального (Yфакт. < Y*), то в экономике имеет место так называемый  рецессионный разрыв. Такая ситуация , в соответствии с кейнсианскими представлениями, обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости, поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Ep. (рис.9.10.(а)). Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов  равна Е1, а объем равновесного фактического выпуска Y1, что он меньше, чем уровень выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до  Ер2.  Важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (DЕр), а разница между величиной Y1 и Y* (DY) - это рецессионный разныв выпуска.  Следует отметить, что возможность рецессионного разрыва выпуска признают представители всех направлений макроэкономистов, а рецессионный разрыв расходов имеет место только в кейнсианской модели (поскольку только в этой модели, во-первых, рецессионный разрыв выпуска объясняется недостаточностью величины совокупных  расходов (совокупного спроса) в результате неполной занятости ресурсов и, во-вторых, обосновывается мультипликативный эффект воздействия изменения расходов на изменение величины совокупного выпуска). В кейнсианской модели рецессионный разрыв выпуска – это рецессионный разрыв расходов, умноженный на мультипликатор расходов (DY = DЕр х КА ), а поскольку мультипликатор расходов КА, равный [1 / (1 – мрс (1 – t))] всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска всегда больше рецессионный разрыва расходов. Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Yфакт >Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис.9.10.(б).  Инфляционный разрыв выпуска равен DY, а инфляционный разрыв расходов равен D Ер, причем DY – это мультиплицированная величина  D Ер. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены  на D Ер, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.


А поскольку, по мнению Кейнса и его последователей, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно (особенно увеличить их, если домохозяйства имеют низкие доходы и не в состоянии увеличивать потребительские расходы, а фирмы настроены пессимистично относительно будущего и не желают инвестировать, как это было в период Великой депрессии), то  должны меняться расходы государственного сектора, что и обеспечит регулирование экономики и если не полную ликвидацию, то хотя бы сокращение разрывов выпуска. Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в экономике; 2)  государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска; 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос.

(Фискальная политика, ее цели, инструменты,  механизм воздействия на

экономику, достоинства и недостатки будут позже рассмотрены подробно).

Последователи Кейнса внесли некоторые важные дополнения в модель «доходы – расходы» (в модель «Кейнсианского креста»). В анализ было включено рассмотрение воздействия на экономику: 1) индуцированных (т.е. зависящих от уровня дохода) инвестиций и 2) чистого экспорта

9.14. Влияние индуцированных инвестиций

Кейнс предполагал, что инвестиции автономны. Однако после П мировой  войны большое распространение  получил мелкий и средний бизнес, ведение которого предполагает зависимость  некоторой части инвестиций от дохода, получаемого этими фирмами, что для них является внутренним источником финансирования.  Поэтому функцию инвестиций стали рассматривать с учетом индуцированных инвестиций. В этом случае инвестиционная функция имеет вид:

I = I + mpI Y  где I – автономные инвестиции; mpI – предельная склонность к инвестированию (marginal propensity to invest), которая равна (очевидно, что 0< mpI < 1) и показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) инвестиции при росте (сокращении) совокупного дохода на единицу. (Заметим, что индуцированные инвестиции зависят от национального дохода, а не от располагаемого дохода).

Если мы включим новую функцию  инвестиций в функцию Y, то получим:

отсюда следует, что мультипликатор автономных расходов равен: 

.

Воздействие изменения mpI такое же, как изменения mpc. Если mpI увеличивается, то величина мультипликатора возрастает, а кривая планируемых расходов Ep становится более крутой.

9.15 Роль чистого экспорта. Супермультипликатор.

Как уже отмечалось, Кейнс создавал свою модель для закрытой экономики, однако его последователи распространили выводы модели на открытую экономику. Необходимость такого расширения модели «Кейнсианского креста» была связана с тем, что после П мировой войны и особенно с начала 60-х годов происходит интернационализация мирохозяйственных связей, выразившаяся в расширении международной торговли (движения товаров и услуг) и усилении процесса переливов капитала (движении финансовых активов – акций и облигаций) между странами. 

Добавим в анализ иностранный сектор. В результате получим четырехсекторную модель экономики. Расходы иностранного сектора являются важным компонентом совокупных расходов и известны как расходы на чистый экспорт. Чистый экспорт представляет собой один из видов взаимоотношений данной  страны с другими странами (международной торговли). Чистый экспорт равен разнице между экспортом и импортом. Экспорт является автономной величиной, т.е. не зависит от уровня дохода данной страны, а определяется уровнем дохода в других странах (странах-торговых партнерах) (прямая зависимость) и уровнем обменного курса (обратная зависимость).  Экспорт представляет собой спрос иностранного сектора на товары и услуги данной страны. Поэтому чем выше уровень дохода в других странах, тем с большим желанием они будут покупать товары, произведенные в данной стране, т.е. экспорт возрастет. А чем выше обменный курс национальной денежной единицы, тем более дорогими и поэтому менее привлекательными они становятся для иностранцев, поэтому экспорт падает. Функция экспорта поэтому может быть выражена формулой: Ех = Ех (Yf,  e)

где Yf – доход в других странах,  e – обменный курс денежной единицы данной страны.

Что касается импорта, одна его часть может не зависеть от уровня совокупного дохода данной страны и представлять собой  автономный импорт, но другая его часть обязательно зависит от уровня дохода поскольку рост национального дохода данной страны ведет к росту спроса на товары и услуги, в том числе и импортные, т.е. при росте дохода импорт увеличивается. Таким образом, импорт делится на автономный и неавтономный (индуцированный) и поэтому формула импорта может быть представлена: Im = Im +  mpm Y

где  Im – автономный импорт, а mpm – предельная склонность к импорту. (Заметим, что импорт зависит от величины национального, а не располагаемого дохода). Предельная склонность к импорту – это величина, которая показывае, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокращении) дохода на единицу:  mpm = DIm / DY  0 < mpm < 1

Кроме того, импорт также зависит  от обменного курса национальной денежной единицы. Причем, зависимость  прямая, т.е. чем выше обменный курс национальной валюты, тем более дешевыми и привлекательными становятся импортные товары для отечественных покупателей).

Поскольку чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом  и импортом, то функция чистого  экспорта имеет вид:

Хn = Ех – Im = Ех – (Im +  mpm Y) = (Ех – Im) -  mpm Y

где (Ех – Im) – автономный чистый экспорт, а  (mpm Y) – индуцированный импорт.


Наклон кривой планируемых совокупных расходов в четырехсекторной модели экономики меньше (она более пологая), чем в трехсекторной, поскольку  он  определяется величиной  (mpc (1- t) - mpm), а при наличии индуцированных инвестиций величиной (mpc (1 – t) + mpI - mpm) (рис.9.11). Поэтому эффект мультипликатора в открытой экономике меньше, чем в закрытой.

Изменение величины автономного чистого  экспорта сдвигает кривую планируемых  совокупных расходов. Рост величины автономного чистого экспорта ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных расходов, а сокращение – вниз.  

Рост величины предельной склонности к импорту меняет наклон кривой планируемых  расходов и величину мультипликатора. Чем больше mpm, тем кривая более пологая, следовательно эффект мультипликатора меньше.

Включим функцию чистого экспорта в уравнение равенства совокупного  дохода (выпуска) Y совокупным расходам всех макроэкономических агентов:

Y = C + I + G + Xn

Поскольку потребительская функция  С = С + mpc (Y – T – t Y);

инвестиционная функция  I = I + mpI Y

функция государственных закупок  G = G

функция чистого экспорта Xn = Ex – Im – mpm Y

Получим:

Y = C + mpc Y – mpcT – mpc t Y + I + mpI Y + G + Ex – Im – mpm Y

Отсюда

 

Величина  – это супермультипликатор расходов. Обозначим его КА. Заметим, что выражение в скобках – это сумма всех автономных, т.е. не зависящих от уровня дохода расходов. Изменение любого из компонентов автономных совокупных расходов ведет к мультипликативному изменению величины равновесного дохода Y. Поэтому рост автономного чистого экспорта ведет к мультипликативному росту дохода:  DY = КА DХn

Итак, супермультипликатор автономных расходов:

Поэтому в общем виде равенство совокупного дохода величине совокупных расходов можно записать:   Y = КА А

где А – сумма автономных расходов (не зависящих от уровня дохода).

Супермультипликатор налогов: .

Супермультипликатор трансфертов: .

Знаменатель супермультипликатора (величина, обратная мультипликатору) имеет название предельной нормы изъятия (marginal leakage rate – MLR):

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"