Лекции по "Демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:23, курс лекций

Описание работы

Рождение демографии как науки связывают с появлением в 1662 г. в Лондоне книги "Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона". Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время.

Содержание работы

Тема 1. Предмет, метод и задачи демографии……………………………….2
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах………………………………………………………………………….4
2.1. Переписи населения………………………………………………………….4
2.1.1. Понятие переписи населения………………………………………...........4
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения………………..4
2.1.3. Краткая история переписей населения в Мире…………………………..5
2.1.4. Переписи населения на Руси, в России, ССР и опять в России…………6
2.1.5. Всероссийская перепись населения 2002 года…………………………...7
2.1.6. Категории населения, учитываемые при переписях……………………. 8
2.2. Текущий учёт демографических событий………………………………….9
2.3. Регистры (списки, картотеки) населения………………………………….10
2.4. Специальные выборочные обследования………………………………....10
Тема 3. Показатели численности, состава и размещения населения, их динамика………………………………………………………………………...13
3.1. Численность и размещение населения…………………………………….13
3.2. Динамика численности населения…………………………………………13
3.3. Состав населения……………………………………………………………16
3.3.1. Основные типы структур населения и их характеристики…………….16
3.3.2. Состав населения по полу………………………………………………..17
3.3.3. Возрастной состав населения…………………………………………….17
3.3.4. Возрастная аккумуляция………………………………………………….19
3.3.5. Половозрастные пирамиды………………………………………………20
3.3.6. Показатели демографической нагрузки. Демографическое старение населения…………………………………………………………………………23
3.3.7. Брачная и семейная структура населения……………………………….26
3.3.8. Недемографические структуры населения……………………………...27
А. Городское и сельское население….…………………………………………27
Б. Социальная структура………………………………………………………..29
В. Экономическая структура……………………………………………………30
Г. Этническая структура………………………………………………………...32
Д. Качественный состав…………………………………………………………34
Тема 4. Воспроизводство населения, рождаемость и репродуктивное поведение………………………………………………………………………...39
4.1. Понятие воспроизводства населения………………………………………39
4.2. Демографическое понятие "рождаемость" и её измерение………………39
4.2.1. Рождаемость и плодовитость…………………………………………….39
4.2.2. Система показателей рождаемости………………………………………40
4.2.3. Коэффициенты рождаемости…………………………………………….41
4.2.4. Суммарный коэффициент рождаемости………………………………...44
4.2.5. Коэффициент детности…………………………………………………...46
4.3. Репродуктивное поведение…………………………………………………46
4.4. Тенденции изменения рождаемости в России и других странах………...47
4.5. Брачность…………………………………………………………………….50
4.5.1. Брак и его формы………………………………………………………….50
4.5.2. Демографическое понятие брачность……………………………………51
4.5.3. Показатели брачности…………………………………………………….52
4.6. Разводимость………………………………………………………………...53
4.7. Тенденции брачности и разводимости в России………………………….55
Тема 5. Демографическое изучение смертности и продолжительности жизни……………………………………………………………………………..57
5.1. Демографическое понятие "смертность"………………………………….57
5.2. Система показателей смертности………………………………………….58
5.3. Индексный метод в анализе динамики общего коэффициента смертности………………………………………………………………………..60
5.4. Методы стандартизации коэффициентов смертности……………………63
5.5. Таблицы смертности ……………………………………………………….64
5.5.1. Метод демографических таблиц…………………………………………64
5.5.2. Построение и анализ таблиц смертности………………………………..64
5.6. Тенденции изменения смертности в России и других странах…………..66
Тема 6. Экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения…………………………………………………...69
6.1. Население и экономика……………………………………………………..69
6.2. Миграция населения………………………………………………………...69
6.2.1. Понятие, причины и виды миграции населения………………………...69
6.2.2. Показатели миграции……………………………………………………..71
6.2.3. Миграционная политика в современной России………………………..72
6.3. Результативные показатели воспроизводства…………………………….74
6.4. Показатели замещения ……………………………………………………..78
6.5. Длина поколения и истинный коэффициент естественного воспроизводства………………………………………………………………….80
6.6. Демографическая ситуация и демографическая политика……………….82
6.6.1. Демографическая ситуация………………………………………………82
6.6.2. Демографическая политика………………………………………………82
Тема 7. Демографическое прогнозирование………………………………..85
7.1. Понятие, принципы и этапы демографического прогнозирования…………………………………………………………………85
7.2. Краткая история демографического прогнозирования…………………...85
7.3. Классификация демографических прогнозов……………………………..86
7.4. Методы демографического прогнозирования…………………………….87
7.4.1. Математические методы………………………………………………….87
7.4.2. Метод передвижки возрастов (метод компонент)………………………90
7.4.3. Методы, основанные на теории циклического этногенеза…………….92
7.5. Гипотезы и сценарии демографического прогноза……………………….93
7.6. Прогнозы численности населения России и Мира………………………..95
Литература……………………

Файлы: 1 файл

Лысенко Светлана Николаевна курс лекций.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию  Государственное  образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

 

  Кафедра  статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысенко Светлана Николаевна

 

       КУРС ЛЕКЦИЙ

 

                                 по дисциплине "Демография"

 

  для студентов IV курса специальности 061000                                  "Государственное и муниципальное управление"

 

 

 

 

 

 

 

             

                                         

 

 

 

           Москва

         2009

         Тема 1. Предмет, метод и задачи демографии

 

В этой теме рассмотрены следующие  вопросы:

1. Понятие демографии.

2. Объект и предмет демографии.

3. Цель и задачи демографии.

4. Система показателей демографии.

 

Слово "демография" образовано от греческих слов: "демос" – народ  и 

"графо" – писать, т.е. буквально  демография – это народоописание.

Рождение демографии как науки  связывают с появлением в 1662 г. в  Лондоне книги "Естественные и  политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона". Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время. При увеличении числа смертей (от чумы, холеры, тифа) горожане прекращали участвовать в торговле, покидали город. Д. Граунд показал влияние уровней смертности на изменение жизни города, т.е. в его книге впервые был сделан демографический анализ. Но определение демографии как науки впервые было сформулировано только лишь в 19 веке. Французский учёный (математик, естествоиспытатель) Аший Гийяр определил демографию как науку о "естественной и социальной истории человеческого рода".

        Современное  определение: демография – это наука о воспроизводстве населения и закономерностях его формирования.

        Демография  связана с такими науками как  история, география,  статистика, социология, экономическая теория  и другими науками.

        На стыке  демографии со статистикой образовалась  демографическая статистика. Аналогично  появляются и развиваются такие научные направления как историческая демография, экономическая демография, социальная демография, этническая демография, география населения, медицинская демография. Демографические знания  активно используются в бизнесе, и, таким образом,  развивается ещё одно направление демографии – демографика (демографикс).

        Данные демографических  исследований используются при  решении государственных проблем  в области социальной политики. Невозможно не учитывать демографические  изменения, происходящие в стране, в области экономической политики государства.

        Объект исследования демографии – население.

        Население (народонаселение) – сообщество людей, проживающее на данной территории.

        Это сообщество  людей рассматривается как статистическая совокупность, единицей которого является человек со всеми своими признаками (пол, возраст и т. д.).

Предмет изучения демографии – воспроизводство населения и его групп.

Воспроизводство населения – процесс возобновления численности и состава населения во времени в результате его естественного и механического движения.

Цель демографии – раскрытие закономерностей воспроизводства населения и его групп под влиянием социально-экономических и других причин.

В демографических исследованиях  используются различные методы:

- общетеоретические (индукция и  дедукция, анализ и синтез, абстрагирование  и другие);

- методы других наук, в т.ч.  статистики (метод статистического  наблюдения, индексный метод и  другие);

- собственно методы демографии (метод демографических таблиц, метод "демографической пирамиды" и другие).

Перед демографией стоят следующие задачи:

1. Разработка методов для изучения  взаимосвязей демографических явлений  и процессов; моделирование и  прогнозирование уровней смертности, брачности, рождаемости.

2. Изучение этнических особенностей  воспроизводства населения (бытового  уклада, традиций, влияющих на уровень  рождаемости, смертности и продолжительности  жизни).

3. Изучение экономических факторов, влияющих на темпы роста населения.

4. Изучение социологических и психологических факторов, влияющих на поведение людей и приводящих к изменению демографической ситуации в стране.

В демографической статистике используется система показателей, включающаяся в себя абсолютные, относительные и средние показатели, как общего, так и частного характера. При этом в зависимости от целей и задач демографического исследования изучаемое явление может рассматриваться в динамике или в статике.

 

Тема 2. Источники информации о населении  и демографических        процессах                  

 

В этой теме рассмотрены следующие вопросы:

1. Переписи населения.

2. Текущий учёт демографических событий.

3. Регистры (списки, картотеки) населения.

4. Специальные выборочные обследования.

 

2.1. Переписи населения

 

2.1.1. Понятие переписи населения

 

       В узком смысле перепись населения – это научно организованное статистическое наблюдение с целью получения данных о численности и составе населения.

В более широком смысле перепись населения предполагает не только сбор информации, но и обработку её с целью обобщения, анализ полученных данных и, наконец, публикацию демографических, экономических и социальных данных о населении.

       Практика переписей  показала, что она является самым  надёжным источником информации  о численности и составе населения и демографических процессах, происходящих в стране. Например, в России по результатам переписи 2002г. было зарегистрировано почти на 2800 тыс. человек больше, чем в текущей статистике.

       Образно выражаясь,  перепись населения – это  взгляд населения на самого себя. Например, по результатам переписи населения 2002г. русских в России оказалось гораздо больше, чем по результатам текущего учёта, а женатых мужчин – значительно меньше, чем замужних женщин.

 

2.1.2. Основные принципы  современной переписи населения

 

1. Всеобщность охвата населения.

2. Регулярность проведения переписей.

Промежутки между переписями желательно должны быть одинаковыми для удобства сравнения данных. Этот принцип был  выработан ещё в 1872г. на международном  статистическом конгрессе в С.- Петербурге, на котором было рекомендовано всем странам проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, желательно, в "круглые" годы (оканчивающиеся на 0).

3. Безотносительность переписи  к каким-либо конкретным интересам  государства (таким как: налогообложение, воинская мобилизация).

4. Проведение переписи населения  по единой программе наблюдения.

       Этот принцип  необходимо соблюдать для получения  сопоставимых итогов.

5. Поимённость.

6. Непосредственное получение сведений  у населения.

Специально обученные работники (переписчики) опрашивают непосредственно  население.

7. Конфиденциальность сведений.

        Государство  обязуется не разглашать информацию, получаемую от переписываемых  лиц.

8. Принцип самоопределения.

        Переписчик не должен требовать предъявления каких-либо документов.

9. Одномоментность переписи.

        Т.к. численность  населения непрерывно меняется, то должно быть определено  единое время счёта – критический  момент переписи.

10. Централизованное руководство  проведения переписи.

       Инициатива проведения  переписи принадлежит правительству,  расходы несёт государство и  руководство этой сложной трудоёмкой  операцией должно осуществляться  в централизованном порядке.

 

2.1.3. Краткая история переписей  населения в Мире

 

        Учёт населения  существует с древнейших времён, но сначала он был крайне  не совершенен. В Древнем Китае,  Египте, Месопотамии, Древней Греции  и Риме учёт населения проводился  с целью налогообложения и  военными целями, (чтобы знать  число налогоплательщиков и воинов). Переписи не были всеобщими и охватывали только мужское население.

        Иногда в  Древнем Мире делались попытки  более широкого учёта населения.  Так, например, в Древнем Риме  в 6 веке до н.э. взимались  пожертвования в храм  с каждого  жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста. Подсчёт монет давал представление об общей численности населения с распределением его по половозрастному составу.

        В 5 веке  до н.э. в Риме стали проводить  переписи (цензы) регулярно. Глава семьи под клятвой сообщал цензорам сведения о себе, своей семье, имуществе.

        Позднее цензы  (переписи) проводились в виде  поземельных описаний (кадастров), в  которых учитывалось и население.  Результаты цензов заносились  в писцовые книги. На основании этих записей определялись размеры податей, а сами записи в книгах служили документом на право владения землёй или имуществом.

        В Средние  века писцовые книги получили  широкое распространение в Западной  Европе. Сведения о населении  в них были весьма скудные. Как правило, указывалось только число хозяйств (или семейств).

        В условиях  капитализма с развитием рыночных  отношений к середине 18 века возникает  потребность в информации о  численности всего населения  и его структуре. К концу  18 века переписи носят более-менее регулярный характер, и этот период можно назвать периодом рождения переписей населения. Однако  программы переписей содержат всего 2-3 вопроса, нет чётких правил переписи и точного времени счёта.

        К концу  19 века перепись населения приобретает уже научный характер. Первой действительно научной переписью стала перепись 1846г. в Бельгии. Она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживающее, (а не юридическое – числящее по документам). Затем этот опыт распространился по Европе и всему Миру.

        Особое значение  переписи приобрели после второй  Мировой войны в связи с  распадом колониальной системы  и развитием освободившихся стран.  Сегодня в Мире нет государства,  в котором ни разу не проводилась  бы перепись населения. 

 

2.1.4. Переписи населения  на Руси, в России, СССР и опять  – в России

         

        История развития  переписи населения в России  переплетается с историей развития  переписи в Мире.

        В 9 – 11 веках  находят упоминания о сборе дани русским князьям. Их можно рассматривать как косвенные сведения о численности населения.

        В 13 веке  татарские ханы проводили переписи  населения с целью сбора дани (десятины – 0,1 от всего имущества,  скота, урожая), учитывая при этом  всё население, кроме духовенства, освобождённого от дани. Занимались этим переписчики – "численцы". Переписи были похозяйственными, т.к. единицей наблюдения было хозяйство ("дом"). Эти данные не сохранились.

        В 14 – 16 веках переписи становятся поземельными, т.к. единицей налогообложения стали участки земли. Наряду с описанием земельных владений указывалось число дворов и людей. Результаты переписей фиксировались в писцовых книгах, которые служили документами на право владения землёй и крепостными.

        В 17 веке единицей налогообложения становится двор, и переписи называются подворные. В Москве был образован Счётный приказ, который занимался этими переписями. Подворные переписи были масштабнее прежних переписей. Они учитывали податное население (90% от всего населения), распределяя его по половозрастным группам, брачному состоянию и порой по роду занятий, чину, профессии. Численность России на 1678г. составили 10,5 млн. чел. По уровню организации и программе подворные переписи не имели себе равных на Западе.

        Последняя  подворная перепись была в  1710г. при Петре I. В ней впервые учитывалось не только податное население, но и всё неподатное население. Но результаты переписи не были приняты Петром I, т.к. были крайне искажены. Помещики, что бы уйти от налогов, представляли данные по нескольким дворам как по одному. Поэтому в 1718г. указом Петра I подворное налогообложение было преобразовано в подушное, и, соответственно, перепись становится подушной. Согласно этому указу за год следовало собрать списки ("сказки") душ мужского пола и затем в течение трёх лет их проверить. За утайку душ полагалась кара, вплоть до смертной казни. С этого времени и до отмены крепостного права (1861г.) было проведено 10 переписей (протяжённостью от года до 10 лет) и 10 ревизий (протяжённостью от года до 15 лет). Почти во всех переписях "для ведома" учитывалось и женское население.

Информация о работе Лекции по "Демографии"