Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:56, курс лекций
Работа содержит курс из 14 лекций по "Институциональной экономике" для заочников.
Механизм институциональных
«Эволюционная теория обосновывает вывод
о том, что с течением времени
неэффективные институты
«Источником изменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения»[4] [4]
Сложность изучения институциональных
изменений определяется еще и
тем фактом, что такие изменения
в большинстве случаев имеют
инкрементный и непрерывный характер
(в отличие от дискретных, революционных
изменений). Поэтому оценить предельные
институциональные изменения
В отличие от эволюции биологической, в социальной эволюции навыки, умения, знания и опыт не передаются по наследству, а усваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения в социальных организациях и группах. Если в биологической эволюции происходит наследование признаков родителей, то в социальной – опыта традиций социальных коллективов и общества в целом.[6] [6]
Если цены на рынке образуются благодаря
конкуренции, то долгосрочные ориентиры,
определяющие сам порядок экономической
организации, тоже конкурируют с
альтернативными вариантами поведения.
Если институциональная структура
находится в стадии формирования
или изменения, то институты, конституирующие
ее, будут возникать и закрепляться
в зависимости от сравнительной
эффективности альтернативных способов
координации хозяйственной
Неэффективность одних и эффективность
других механизмов координации выявляется
в результате институциональной
метаконкуренции. Обычно в экономической
литературе под метаконкуренцией понимается
конкуренция институтов: "если какая-либо
форма экономической
Все типы институциональных изменений,
которые описаны в
1. Инкрементные
2. Эволюция институтов. Возникающие
неформальные практики
3. Революционные
Объяснение способа
1. В расширенном порядке
2. Также может наблюдаться
Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, выплаты на лечение и отдых. В 1997 году 80% таких выплат были предоставлены 20% домохозяйств, имеющих наивысшие доходы.
2. Государство и
Чтобы выявить влияние государства на процесс формирования институтов, обратимся к его определению с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных»[10] [10].
Поэтому государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Все зависит от конкретных исторических условий и сравнительной эффективности в этих условиях той или иной системы хозяйственной координации. И хотя именно государство является необходимым атрибутом прогрессирующих хозяйственных систем, институты, генерируемые им, могут не только способствовать повышению эффективности (в смысле приближения к условиям Парето-оптимального распределения ресурсов), но и препятствовать ему[11] [11].
Неэффективность институтов возникает вследствие высоких издержек (дороговизны) коллективных действий, необходимых для изменения институтов, что, в свою очередь, определяется другими экономическими и политическими институтами. Именно такого рода затраты по изменению институтов обусловливают достаточную продолжительность существования институтов, необходимую для того, чтобы выявить их экономическую эффективность.
Зачастую декларативные
Институциональная структура экономики
любой страны - это, прежде всего, результат
прошлых действий государства и
спонтанного эволюционного
Иная ситуация наблюдается в
странах с неразвитыми
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что не все меры государственной политики развитых стран на рынке труда могут быть применены в условиях переходной экономики. Политика государства в переходной экономике должна быть в первую очередь направлена на создание условий для становления институтов и, следовательно, эффективной институциональной структуры.
На наш взгляд, можно предложить
два подхода к анализу
Согласно экзогенному подходу к исследованию государственной экономической политики основное внимание уделяется положительной (легко наблюдаемой) внешней зависимости между определенными мерами и происходящими экономическими процессами, причем, связь между инструментами и результатами проводимой политики строго казуальная. Такой подход не предусматривает специального анализа внутренних механизмов функционирования системы, на которую направленно воздействие, а также их изменение.
Согласно эндогенному подходу,
наоборот, особый акцент делается на изменении
в результате проведения мер государственной
экономической политики ценностных
установок и механизмов взаимодействия
субъектов системы, на которую направлено
воздействие такой политики. Тем
самым успех применяемых
Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими.
На уровне больших групп
Проблема коллективных действий должна решаться таким образом, чтобы ни одна значительная группа субъектов, стремящихся к получению преимуществ, не смогла нанести ущерб позициям того или иного института своими произвольными действиями или стремлением к краткосрочной выгоде, грозящей значительно более существенными потерями долгосрочного характера[14] [14].
Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности[15] [15].
В современной западной политической экономии часто используется инженерный подход к институтам[16] [16], согласно которому, институты должны оцениваться с позиций результативности и обеспечивать повышение эффективности не только действия как такового, но и институциональной структуры (прав собственности, правил контрактации, отношений в промышленной организации, хозяйственного и, в частности, трудового законодательства и т. д.), в которой данное действие осуществляется.
По мере того, как институты внедряют или усваивают более эффективные методы работы (оцениваемые обычно с точки зрения трансакционных издержек), их следует преобразовывать с тем, чтобы максимизировать эффективность их деятельности и тем самым обеспечивать повышение благосостояния. Инженерный подход к исследованию институтов не следует отождествлять, путать с инженерным подходом в экономической теории, который реализуется в работах Курно, Эджуорта, Вальраса[17] [17], пытавшихся решить проблемы, связанные с функционированием рынков. Этот подход в современной экономической науке получил отражение в теории общего равновесия Эрроу-Дебре[18] [18].
Исследования государственной
политики неизбежно связаны с
нормативными суждениями или оценками
тех или иных мер и инструментов,
используемых при ее реализации. Традиционно
в рамках нормативной теории экономической
политики выделяются несколько главных
проблем: должны ли власти активно вмешиваться
в экономику или масштабы государственного
вмешательства следует
Проблема институциональной