Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:56, курс лекций
Работа содержит курс из 14 лекций по "Институциональной экономике" для заочников.
В таких случаях необходимо институциональное
вмешательство государства, создающего
законодательные и
Экономические кризисы, сопровождавшиеся длительными неравновесиями как на товарных, так и на факториальных рынках, являлись «катализаторами» экономических и социальных изменений.
3. Институциональные изменения
в условиях переходной
В реальной действительности рыночные
системы представляют собой «смешанные»
экономики, в которых наряду с
рыночным механизмом существует некоторое
регулирующее вмешательство со стороны
государства. Но страны со смешанными
экономиками так различны, что
их экономические системы очень
трудно сравнивать. Действительно, смешанную
экономику Швеции нельзя сравнивать
со смешанной экономикой, например,
Перу. Поэтому в экономической
литературе осуществляются попытки
выделить промежуточный тип
Такой промежуточный хозяйственный
тип экономической системы
Меркантилизм как
Следовательно, при меркантилизме:
1. Господствует мнение, что благосостояние
народа может быть достигнуто
только благодаря
2. Ведется внешняя политика, которая
способствует изоляции страны, прикрываемая
лозунгом «опоры на
3. В политической сфере
Экономическая система, основанная на принципах меркантилизма, имеет существенные отличия, как от плановой, так и от рыночной экономики. В связи с этим Эрнандо де Сото пишет: «Будучи системой, в которой управление крайне регламентированным государством зависело от элитарных групп, которые, в свою очередь, кормились за счет государственных привилегий, меркантилизм резко отвергался как основоположником коммунизма Карлом Марксом, так и Адамом Смитом - основоположником экономического либерализма».[24] [24]
Экономика меркантилизма обычно включала
все механизмы –
Идея о существовании
Каждому из выделенных порядков соответствует
свой специфический способ регулирования
экономических процессов. По этому
поводу Ойкен пишет: «Итак, можно, грубо
говоря, выделить три метода регулирования:
регулирование, осуществляемое центральными
государственными органами; регулирование,
осуществляемое группами; регулирование
через конкуренцию»[26] [26]. Более того,
Ойкен приводит слова Кейнса о
возможности существования
Отличие меркантилизма от рыночной
экономики можно
Природу этих различий можно определить,
используя концепцию
В меркантилистической экономике
частная собственность в
Свободное предпринимательство в
условиях меркантилизма, в большинстве
случаев представляет утрированную
деятельность монополий. Поэтому то,
что ошибочно принимается за либерализм
некоторых российских «господ либералов»
есть лишь политика направленная на обеспечение
свободы монополий обирать
Самый большой урок из прошедшего десятилетия реформ заключается в следующем: экономическую систему, бывшую в СССР, нельзя было реформировать и преобразовать. Ее просто нужно было поэтапно заменять другой системой, создавая все условия для ее развития.
Переход к рыночному способу
координации экономической
В ходе экономических реформ государство
вместо того, чтобы создавать новые
механизмы экономической
Размыванию прав собственности также способствовала правовая неопределенность способов распоряжения некоторыми видами собственности, например собственности на землю. Такое положение дел не только снижает стоимость ресурса (в данном случае земли) но и предоставляет дополнительные возможности по контролю за возможностями его использования чиновникам.
Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключения контрактов имеет решающее значение. Отход от принципа свободы выбора агента для заключения контракта к принципу «c¢est a prendre ou a laisser» (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже - фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена[31] [31]. В России, к сожалению, стал обычной хозяйственной практикой именно второй принцип. Этому есть множество подтверждений, например, многочисленные запреты региональных властей на вывоз и реализацию сельскохозяйственной или иной продукции за рамками своего региона.
Вместо организации рынков государство в лице реформаторов преуспело в создании институциональных барьеров. Трудно найти вид хозяйственной деятельности, который не требовал бы лицензирования, либо разрешительного способа согласования условий деятельности с властными структурами. Отрицательный координационный эффект различного рода ограничений усиливается тем фактом, что такие ограничения действуют избирательно в зависимости от льгот и других преференции, распределение которых зависит от того же государственного аппарата.
Льготы нарушают работу основного
информационного и
Наше государство, к сожалению, в результате 10 лет реформ является слабым и бедным[36] [36]. У экономики нет резервов для содержания такого бюрократического аппарата, который существует в данный момент. Было бы иллюзией ожидать, что бюрократический аппарат сам себя сократит и реформирует. Где же выход? Выход может возникнуть только в результате радикальной смены «правил игры». Для этого необходимы демократические процедуры и власть народа. В свое время Хайек писал, что для развития либеральных идей в обществе необходима не широкая «рекламная компания», а организованное движение интеллектуалов, способное выработать доктрину, которая привлечет на свою сторону людей, формирующих по роду своих занятий и положению в обществе общественное мнение[37] [37].
1[1] Stanfield, James Ronald. The scope, method, and significance of original institutional economics // Journal of Economic Issues; Lincoln; Jun 1999. Vol. 33. Issue 2. P. 236.
2[2] Паттерн – метод разработки крупных экономических решений, сочетающий программно-целевой подход с экспертными оценками.
3[3] Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб: "Экономическая школа", 2002.
4[4] В рамках неоинституционализма, как части неоклассики используется стандартная методология и модели, поэтому нет причин останавливаться на этом подробнее. Приведенные методы отражают авторское видение и не могут претендовать на всеобщность использования в рамках институциональной экономики.
5[5] Greif, Avner Historical and Comparative Institutional Analysis // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998), p. 80.
6[6] Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини и И. Стюарта. СПб.: Экономическая школа, 2002.
7[7] Nee V. Norms and Networks in Economic and Organizational Performance //The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998), p. 88.
8[8] Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма рынок и право. М., 1993. С. 62.
9[1] Смелзер Н. Социология. М., 1994. С.79.
10[2] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 61-62.
11[3] Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 201-202.
12[4] Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Т.1. Вып.2. М., 1993. С.73.
13[5] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб., 1996. С.48.
14[6] Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.
14[6] Оффе К. Политэкономия: социологические аспекты // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана. М., 1999. 667.
16[8] Там же. С. 668.
17[9] Оффе К. Политэкономия: социологические аспекты // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана. М., 1999. 667.