Лекции по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:56, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс из 14 лекций по "Институциональной экономике" для заочников.

Файлы: 1 файл

лекции - инстит экономика.docx

— 521.52 Кб (Скачать файл)

 Имплицитный (отношенческий) – контракт, рассчитанный на спецификацию в процессе реализации сделки. Параметры не оговариваются  в силу того, что издержки контрактации чрезмерно велики. Имплицитный контракт заключается между сторонами, которые  заинтересованы в сделке и основаны на репутации личности участников. В случае нарушения такого договора, стороны не смогут найти эквивалентной  замены, поэтому споры решаются через  неформальные переговоры.

 Неоклассический – контракт, сочетающий в себе элементы классического и  имплицитного, т.е. некоторые условия  оговорены, а некоторые невозможно заранее предвидеть в силу наличия  неопределенности и неполноты информации. Споры в случае разногласий решаются третьей стороной.

 

Теория агентских отношений

     Теория агентских  отношений возникла в начале 1970-х  годов и связана именами Джорджа  Акерлофа, Майкла Спенса, Пола Мингрома, Бендта Холмстрома и других. Данная  теория рассматривает отношения  между принципалом и агентом,  обладающих асимметричной информацией:



     Модель агентских отношений применима ко многим ситуациям: держатели акций – менеджеры, избиратель – депутат, пациент – врач, держатель ценных бумаг – брокер и т.д.

     Агент всегда обладает  большей информацией, чем принципал,  следовательно, у него появляются  стимулы для оппортунистического  поведения. Способы снижения оппортунистического  поведения:

система вознаграждения, которая стимулировала  бы агента действовать в интересах  принципала;

система контроля и надзора за действиями агента;

наличие третьей стороны (например, суда);

конкурентный рынок труда агентов.

     Существуют два основных  типа оппортунизма, возникающих  в зависимости от стадии контрактных  отношений.

1 тип – неблагоприятный отбор  – возникает в момент заключения  контракта. 

     Пример 1: Наниматель  хочет нанять работника на  рынке труда, где существуют  и хорошие и плохие работники.  Только работник осведомлен о  степени своей квалификации. Работодатель  назначает заработную плату для  работника со средней квалификацией.  В этом случае хороший работник  проигрывает, т.к. зарплата не  покрывает его квалификацию, а  плохой заведомо выигрывает, т.к.  получает больше, чем мог бы  в случае, если его навыки были  бы очевидны. Таким образом,  для  хорошего работника нет стимула заключать трудовой контракт, а для плохого – наоборот. В итоге, наняты будут только плохие работники.

     Пример 2: Страховая фирма  не осведомлена на 100% о состоянии  здоровья своих клиентов. Она  установит среднюю ставку на  медицинскую страховку. В этом  случае людям здоровым она  покажется слишком высокой, а  больным достаточно низкой. В  итоге, за медицинской страховкой  будут обращаться больше больных  людей.

     Пример 3: Банк, не имея  полной информации относительно  тех лиц, которые берут у  него кредиты, устанавливает среднюю  процентную ставку. Она будет  слишком высокой для людей,  не склонных к риску и всегда  возвращающих кредиты. Следовательно,  за кредитами будут обращаться  больше, те кто кредиты возвращает не всегда.

Подобные рынки с асимметричной  информацией называют рынком «лимонов» (аналогично примеру Джорджа Акерлофа о подержанных автомобилях).

 

2 тип – моральный риск –  возникает на стадии исполнения  контракта.

     Пример 1: Покупатель  оценивает товар по определенному  ограниченному числу характеристик  – например, по цене, цвету и  внешнему виду. После того, как  контракт заключен у продавца  появляется стимул поставить  товар, который обладает теми  же внешними признаками, но все  остальные характеристики у него  более «дешевые».

     Пример 2: После того, как наниматель заключит контракт  с работником, он не сможет  полностью контролировать его  действия, и тогда появляется  возможность для оппортунизма. Наиболее  широкие возможности есть у  менеджеров.

     Пример 3: Страховые компании  сталкиваются с тем, что люди, полностью застраховавшие свое  имущество, начинают относиться  к нему не бережно и даже  провоцировать страховые случаи.

В США пик числа самоубийств приходится на январь, тогда как в остальные месяцы года их число близко к нулю. Дело в том, что у них годовые контракты страхования, причем страховые выплаты возрастают, если прошел полный страховой год.

     Речь идет о полном  страховом покрытии.

 

 

 

 

Лекция 7-8. Теория прав собственности

 

     Под правами собственности  понимаются санкционированные поведенческие  отношения  между людьми, которые  возникают в связи с существованием  благ и касаются их использования.

     Права собственности  предполагают систему норм, регулирующих  доступ к редким или ограниченным  ресурсам. Таким образом, права  собственности представляют собой  определенные «правила игры»,  по которым строятся отношения  между субъектами собственности.

     Теория прав собственности  трактует категорию «собственность»  как «пучок» прав, которые могут  быть распределены между различными  субъектами или находиться в  руках одного человека. В связи  с этим выделяется две исторические  традиции в понимании права  собственности. 

     Континентальная традиция  берет истоки в римском праве.  Со времен Римской Империи,  право собственности – это  юридическое, правовое основание  пользования, владения и распоряжения  имуществом. Континентальная традиция  считала необходимой концентрацию  всех прав собственности на  объект в руках одного владельца, рассматривая случаи рассредоточения правомочий среди нескольких лиц как феодальные пережитки.

     Ее классическим воплощением  стал Кодекс Наполеона, где  частная собственность провозглашалась  не только «священной и неприкосновенной»,  но и «неограниченной и неделимой».

     Англосаксонская традиция  в противоположность этому, допускала  возможность раздробления собственности  на какой-либо объект на правомочия  нескольких лиц. Вторая традиция  отличается большей гибкостью  и реализмом и именно она легла в основу современной теории прав собственности.

     Любой обмен представляет  собой обмен «пучками» правомочий.

     Наиболее полный перечень  «пучка» правомочий был представлен  английским юристом А. Оноре:

право владения;

право пользования;

право управления;

право на доход;

право на капитальную ценность вещи (т.е. абсолютное право на определение  дальнейшей судьбы вещи – отчуждение, потребление, изменение, уничтожение);

право на безопасность;

право на передачу в наследство;

право на бессрочность обладания благом;

запрет на использование благ способом, наносящим вред окружающей среде;

право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания  блага в уплату долга;

право на  восстановление утраченных прав (право на остаточный характер).

     Установление «пучка»  правомочий для субъекта собственности  называется спецификацией. Если  права собственности определены  нечетко, то они называются  неспецифицированными (размытыми).

     Исключительными называются  такие права собственности, которые  предполагают исключение других  субъектов из доступа к ресурсу  (частная, коллективная, государственная). Примером неисключительных прав  является общая собственность. 

     Одним из самых  значимых элементов трансакционных  издержек является спецификация  и защита прав собственности.  Но иногда эти издержки слишком  высоки. В этом случае исключительных  прав не возникает. 

Например, рыболовный промысел.

     В случае неисключительных  прав происходит растрачивание  ренты – снижение совокупного  общественного выигрыша от использования  собственности.

     Основным институтом, специфицирующим права собственности,  является государство. При решении  подобных задач государство должно  «тщательным образом учитывать  политические факторы и фактор  справедливости. Когда государство  насильственно перераспределяет  права собственности, не предлагая  при этом никакой или почти  никакой компенсации, такое распределение  прав приводит к конфликтам…  Потерпевшие стороны будут противодействовать  новой экономической организации,  несмотря на то, что последняя позволяет увеличить совокупный объем производства и богатства» (Лайбкэп).

 

Проблема экстерналий

     Экстерналии (внешние  эффекты) – выгоды и издержки, которые не отражены в существующей  системе цен. Экстерналии возникают  там, где социальные издержки  не равны сумме частных.

    Частные (индивидуальные) издержки – издержки, которые  несет каждая отдельная фирма.

     Социальные (общественные) издержки – издержки, которые  несет общество в связи с  деятельностью фирмы.

     Положительными называются  те внешние эффекты, которые  приносят прибыль другим субъектам,  не отраженную в ценах, а  отрицательными – которые приносят  убытки.

Например, загрязнение окружающей среды или парк (свежий воздух, пение  птиц, красивый вид).

 

     Неоклассики, в частности  Артур Пигу, рассматривали отрицательные  экстерналии как «провалы рынка», которые необходимо устранять  с помощью государственного вмешательства.  Например, владелец фабрики, загрязняющей  среду, должен уплатить некий  штраф. Если владелец фабрики  платит штраф, то он проигрывает,  а если он не платит штраф,  то проигрывают жители близлежащих  домов. В любом случае ущерб  носит односторонний характер.

     По мнению Рональда  Коуза, проблема экстерналий должна  носить двухсторонний характер: а именно, задача государства  заключается в ответе на вопрос  – следует ли разрешить субъекту А наносить ущерб субъекту В или следует позволить субъекту В нанести ущерб субъекту А? На примере фабрики: стоит ли разрешить фабрике загрязнять воздух, или стоит разрешить жителям близлежащих домов заставить фабриканта снизить уровень загрязнения или закрыть предприятие? В любом случае выигравшая сторона должна оплатить проигравшей стороне размер ущерба. Проблема состоит в отсутствии спецификации права собственности – является ли воздух собственностью фабрики, или жители имеют право дышать чистым воздухом? Если фабрикант хочет иметь право загрязнять окружающую среду, он должен его выкупить у жителей, и если выгода владельца фабрики от производства, наносящего вред окружающей среде, больше чем, потери жителей, то он должен выплатить фермерам, компенсацию, равную величине ущерба. Если же ущерб, наносимый жителям близлежащих домов выше прибыли фабриканта, то они могут выкупить у него право на запрещение загрязнения (или закрытие фабрики).

     Процесс превращения  издержек внешних эффектов в  частные называет интериоризацией  (интернализацией) внешних эффектов.     

    

 

 

Теорема Коуза

     Таким образом, Коуз  предлагает решать проблему экстерналий  без вмешательства третьей стороны  (государства). Но это возможно  только при условии четкой  спецификации прав собственности  и отсутствия издержек взаимодействия.

     Теорема Коуза (Коуз): Перераспределение прав собственности  происходит на основе рыночного  механизма и ведет к увеличению  стоимости произведенной продукции,  и окончательный результат перераспределения  прав собственности не зависит  от легального решения [относительно  первоначальной спецификации прав  собственности].

     Теорема Коуза (Олейник): Если права собственности четко  специфицированы и трансакционные  издержки равны нулю, то структура  производства будет оставаться  неизменной независимо от изменений  в распределении прав собственности,  если отвлечься от эффекта  дохода.

     Теорема Коуза (Стиглер): В условиях совершенной конкуренции  частные и социальные издержки  равны. 

     Теорема Коуза (Эггертсон): Если трансакционные издержки  невелики, то экономика всегда  будет развиваться по оптимальной  траектории, независимо от имеющегося  в ней набора политических  и других инструментов.

     Свободная интериоризация внешних эффектов на основе теоремы Коуза возможна только при нулевых или очень низких трансакционных издержках. В случае увеличения трансакционных издержек возрастает роль государства, как органа специфицирующего права собственности и снижающего трансакционные издержки. Другими словами, только при положительных трансакционных издержках «институты имеют значение».

 

 

 

 

 

Лекция 9-10. Теория фирмы

 

Неоклассическая теория вообще не исследовала  природу фирмы. Фирма представлялась в виде «черного ящика», в который  входят труд, земля и капитал, а  выходит готовый продукт. Двигателем этой трансформации выступает цель максимизации прибыли, а ориентиром, дающим всю необходимую информацию о рынке – цены.

     Если вспомнить о  существовании положительных трансакционных  издержек, то станет очевидно, что  информация на рынке асимметрична  и труднодоступна, трансакционные  издержки очень высоки. Фирмы  появляются с целью перевода  торговых трансакций в трансакции  управления и рационирования  и тем самым снижения трансакционных  издержек. Если межфирменные трансакции  превращаются во внутрифирменные,  некоторые издержки вообще отпадают, а другие снижаются.

Информация о работе Лекции по "Институциональной экономике"