Лекции по "Институциональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 23:56, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс из 14 лекций по "Институциональной экономике" для заочников.

Файлы: 1 файл

лекции - инстит экономика.docx

— 521.52 Кб (Скачать файл)

Коуз помещал проблему в сравнительно-институциональную  перспективу, противопоставляя два  возможных способа координации -- децентрализованный, присущий рынку, и централизованный, характерный для сознательно управляемых организаций. По его мнению, соображения экономии трансакционных издержек являются решающими при выборе организационной формы и размеров фирмы. Любая хозяйствующая единица стоит перед выбором: что для нее дешевле и лучше -- взять эти издержки на себя, покупая необходимые товары и услуги на рынке, или же остаться свободной от них, производя те же товары и услуги собственными силами? Именно стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке можно, по мысли Коуза, объяснить существование фирм, в которых распределение ресурсов происходит административным путем (посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов). Фирмы, согласно его теории, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации и в мире без трансакционных издержек были бы излишни. В пределах фирм сокращаются затраты на ведение поиска, отпадает необходимость частого перезаключения контрактов, деловые связи приобретают устойчивость. В той мере, в какой административный контроль обеспечивает экономию трансакционных издержек, организация вытесняет рынок.

Но тогда возникал обратный вопрос: зачем нужен рынок, если вся экономика  может быть организована наподобие  единой фирмы? Ответ Коуза состоял  в том, что административный механизм также не свободен от издержек, которые  нарастают по мере увеличения размеров фирмы (потеря управляемости, бюрократизация и т. п.). Поэтому ее границы будут  проходить там, где предельные издержки, связанные с использованием рынка, сравниваются с предельными издержками, связанными с использованием иерархической  организации.

Работа Р.Коуза открыла совершенно новую область экономических  исследований. На заложенной им теоретической  основе выросло целое семейство  концепций, развивающих идеи трансакционного  подхода и направленных на более  полное и глубокое осмысление феномена фирмы.

Важным шагом в дальнейшей разработке трансакционной теории стала работа А.Алчиана и Г.Демсеца. Сущность фирмы  они выводили из преимуществ кооперации, когда совместно используя какой-либо ресурс в составе целой "команды", можно достигать лучших результатов, чем действуя поодиночке. Однако производство единой "командой" затрудняет оценку вклада каждого участника в общий  результат, порождая стимулы к "отлыниванию". По утверждению Алчиана и Демсеца, контроль за отклоняющимся поведением эффективнее проводить в рамках фирмы, когда один из участников (собственник) берет на себя функции надзора за остальными. Но поскольку возможности центрального агента по предотвращению "отлынивания" также ограничены, с определенного момента издержки "командной" деятельности начинают перевешивать ее выгоды, так что дальнейшее расширение фирмы становится неэффективным.

Развивая этот подход, У.Меклинг  и М.Дженсен определили фирму  как "сеть контрактов". (С этой точки зрения понятие фирмы сводится к общей подписи, фигурирующей на заключенных ею контрактах.) Проблема фирмы трактовалась ими как проблема выбора оптимальной контрактной  формы, обеспечивающей максимальную экономию агентских издержек, то есть издержек, сопровождающих отношения между  принципалами (руководителями) и агентами (исполнителями).

В концепции Й.Барцеля определяющее значение получили издержки измерения. В ней отмечается, что при производстве многих товаров и услуг оценка изменений, присходящих с ними на промежуточных стадиях, оказывается  затруднена. Зачастую измерение обходится  дешевле, когда оно ведется не прямо -- по выпуску, а косвенно -- по затратам. С точки зрения Барцеля фирма представляет собой объединение нескольких последовательных стадий производственного цикла, на которых оценка по затратам является менее дорогостоящим способом измерения. Напротив, рыночные сделки концентрируются в точках, где покупатель сравнительно легко может удостовериться в количестве и качестве приобретаемой продукции. Чем меньше поддается продукт манипуляциям, тем проще оценка происходящих с ним изменений и тем чаще по ходу изготовления он станет переходить от одной фирмы к другой. Там, где предельные издержки измерения по затратам оказываются равны предельным издержкам измерения по выпуску, и пролегают границы фирмы.

Огромный вклад в трансакционную теорию фирмы был внесен О.Уильямсоном. Его книгу "Экономические институты  капитализма" (1985 г.) можно считать  настоящей энциклопедией трансакционного  подхода. Уильямсон не отрицает, что  фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение -- тип "регулятивных структур" (governance structure). По его мнению, фирмы отличаются прежде всего особым механизмом регулирования контрактных отношений. Он выделяет три основных формы контракта. Классический контракт применяется для разовых и повторяющихся сделок со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия и по истечение срока его действия отношения сторон прекращаются. Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны оставляют на будущее. Отношенческие контракты охватывают высокоспецифические трансакции, при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку ему невозможно подыскать равноценной замены на рынке). Отношения становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над формальными обязательствами.

Каждому типу контракта, по мысли Уильямсона, соответствует особая регулятивная структура. Этим термином обозначаются организационные механизмы, использующиеся для оценки поведения участников, разрешения возможных споров, адаптации  к неожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям. Защиту классического  контракта обеспечивает рынок, поскольку  многочисленность потенциальных продавцов  и покупателей ограничивает возможности  нечестного поведения; споры же по таким  контрактам решаются судами. Неоклассические  контракты регулируются трехсторонней  структурой, принимающей форму арбитража. Регулирование отношенческих контрактов осуществляется в ходе двусторонних неформальных переговоров, без обращения  к закону или авторитету третьего лица. Наконец, в случае отношенческих  контрактов, предполагающих значительные инвестиции в высокоспецифические  активы, создаются унитарные регулятивные структуры -- фирмы, где принятие решений возлагается на одну из сторон.

Главный тезис Уильямсона состоит  в том, что фирма обеспечивает более надежную защиту специфических  ресурсов от "вымогательства" и  позволяет их владельцам быстрее  приспосабливаться к непредвиденным изменениям. Однако этот выигрыш достигается  ценой ослабления стимулов. По его  выражению, если на рынке действуют  стимулы "высокой мощности", то в фирме -- стимулы "слабой мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищенности специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов.

Сходные идеи легли в основание  концепции С.Гроссмана и Г.Харта. Они обратили внимание на тот факт, что влияние фирмы на риск "вымогательства" не столь однозначно, как полагал  Уильямсон. Допустим, фирма, принадлежащая  агенту A, поглотила фирму, принадлежавшую агенту B, причем он остался руководить своей бывшей фирмой, но уже как  наемный менеджер. Очевидно, что  если для A риск "вымогательства" сократился, то для B возрос. Соответственно, ослабли и его стимулы к  накоплению специального по отношению  к фирме человеческого капитала. Если такого рода потери оказываются  значительными и в варианте, когда  фирма B поглощается фирмой A, и в  варианте, когда фирма A поглощается  фирмой B, то экономически выгоднее, чтобы  они оставались независимыми и их отношения строились через рынок. Основным ограничителем на размер фирмы  признается концентрация власти у одного или узкой группы агентов, что  может отрицательно сказываться  на инвестиции в специфические активы других участников.

Эта линия анализа была продолжена теорией Д.Крепса, строящейся вокруг понятия "корпоративной культуры". По его мнению, из-за неизбежной неполноты  контрактов критическое значение для  любой фирмы имеет вопрос об адаптации  к неожиданным изменениям. Но необходимую  свободу маневра ей удастся получить, только если ее сотрудники будут уверены, что она не злоупотребит этой свободой во вред им. Чтобы убедить их в  этом, фирма может сама связать  себя определенными принципами, пообещав (в явной или неявной форме) руководствоваться ими при приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Набор таких принципов образует, по определению Крепса, "организационную  культуру" фирмы. Следование избранному принципу, даже когда это явно невыгодно, закрепляет за ней репутацию "надежной" и "справедливой", что дает ощутимые долговременные преимущества. Однако поддержание репутации не обходится  без издержек. Всякая организационная  культура приспособлена к строго определенной категории случайных  событий. При распространении одного и того же принципа на далекие друг от друга области адаптация к  изменениям становится все менее  эффективной. Это оказывается препятствием на пути вертикальной интеграции: границы  фирмы, утверждает Д.Крепс, будут определяться ее организационной культурой и  проходить там, где лучшая адаптация  в одних видах деятельности станет уравновешиваться худшей адаптацией в  других.

К исходной идее Р.Коуза об определяющей роли издержек по ведению переговоров  возвращается концепция П.Милгрома и Дж.Робертса. Они показали, что если бы такие "издержки торга" отсутствовали, то вопреки точке зрения О.Уильямсона последовательное заключение серии исчерпывающих краткосрочных контрактов обеспечивало бы оптимальный объем вложений в специфические активы. По их убеждению, именно эти издержки, а не сами по себе специфические инвестиции могут служить основанием для отказа от рынка в пользу фирмы. Но если возможности рынка ограничиваются издержками торга, то возможности фирмы -- издержками, связанными с централизованной системой контроля. Само существование центральной власти порождает стимулы к злоупотреблению ею. Кроме того, она создает почву для непроизводительной деятельности с целью повлиять на процесс принятия решений в пользу тех или иных групп внутри организации. В результате укрупнение фирмы сверх определенного размера ведет к потерям в эффективности. Ее границы, по Милгрому и Робертсу, будут определяться чертой, за которой издержки влияния начинают превосходить издержки торга.

При всех различиях между этими  трактовками они, скорее, дополняют, чем исключают друг друга. Теоретикам трансакционных издержек удалось выделить важнейшие характеристики, определяющие сущность фирмы. Это -- формирование сложной сети контрактов, долговременный характер деловых отношений, производство единой "командой", инвестирование в специфические активы, административный механизм координации с помощью приказов. Все объяснения, развивавшие идеи Р.Коуза, исходили из общего представления о фирме как орудии по экономии трансакционных издержек.

Согласно теории трансакционных издержек, этот ключевой принцип объясняет  не только сам факт существования  фирм, но и многие частные аспекты  их функционирования -- финансовую структуру, формы управления, организацию трудового процесса и т. п. Плодотворность такого подхода была подтверждена при изучении гибридных организационных форм, промежуточных между рынком и фирмой, таких как франчайзинг. Он способствовал кардинальному пересмотру представлений в области антимонопольного регулирования, продемонстрировав, что многие нетипичные формы деловой практики объясняются не погоней за монопольными преимуществами, а стремлением к экономии трансакционных издержек. Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.

 

 

Лекция 5-6. Теория контрактов

 

     Контракт подразумевает  передачу на время или навсегда  прав собственности на любой  актив. Подобная передача происходит  на основе принципа добровольности  и согласования интересов. 

     Стороны стремятся  составить такой контракт, который  предусматривал бы все возможные  варианты развития событий. Основные  черты совершенного контракта:

совершенный контракт точно устанавливает, что каждая сторона делает в каждом варианте событий;

совершенный контракт определяет для  каждого возможного случая распределение  издержек и выгод для сторон;

совершенный контракт предусматривает  полную систему наказаний для  стороны, которая не соблюдает его  условия.

     Однако реальные контракты  далеки от совершенного контракта  в силу ограниченной рациональности, неполноты и асимметричности  информации и оппортунистического  поведения. 

     По объекту сделки  экономические контракты делятся  на:

 контракты по найму (включающий арендные и трудовые контракты, т.е. передача части прав собственности на определенный срок);

 контракты по купле-продаже (передача прав собственности от одной стороны  другой навсегда).

     По структуре контракты  делятся на:

 Классический – контракт, в котором  определены все основные условия  взаимодействия. Классическим может  быть только контракт по купле-продаже. Суд выступает в качестве гаранта  соблюдения обязательств, но его решения  изначально очевидны. В случае нарушения  договора отношения между сторонами  прерываются.

Информация о работе Лекции по "Институциональной экономике"