Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:49, курс лекций

Описание работы

1 Предмет метод и задачи курса
Термин экология ввел Геккель в 1866. Экология – наука об отношениях организмов с окр средой, куда относятся все усл. сущ-ия.
ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)
ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)

Файлы: 1 файл

ekologia.docx

— 191.10 Кб (Скачать файл)

Заказники территории, выделенные с целью сохр и восстановления одного или нескольких видов прир рес подразделяются:

1)на ландшафтные, или комплексные, определенные для  сохранения и восстановления  особо ценных природных ландшафтов  и комплексов;

2)биологические (ботаничкие,зоологические);

3)палеонтологические (их назначение — сохранение отдель¬ных ископаемых объектов и их комплексов);

4)гидрологические..(болотные,..озерные,..лесные).

 

 

22 Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе

Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещ-ва минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

Используются в сфере производства товаров, промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производства.

Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источник энергии и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования промышленных комплексов(нефтехимических, газохимических, углехимических).Развитие тяжелой индустрии, черной и цветной металлургии, хим пром, применяются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных целей,развитие строительного комплекса, для производства цемента, кирпича, извести, стекла и керамических изделий.

Для минерально-сырьевых ресурсов характерны:

1)резкая  неравномерность размещения;

2)невозобновляемость конкретных видов ресурсов;

3)возмож-ть восполн.  разведкой, освоения но¬вых объектов;

4)разнообразие  горнотехнич. и природно-экономич. условий эксплуатации;

5)ограниченность  крупных и благоприятных месторождений, (Среднегод. мировая добыча пол/иск  к к. XX в достигла 8-10 млрд т).

Общая классификация полезных ископаемых.

Пол/иск-природное минеральное образование земной коры неорганич и органич происхождения, кот может быть использовано в нар хоз-ве.

Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколь¬кими минералами  наз. минеральн месторождениями.ол/иск, по колич, кач и усл залегания пригодные для пром и хоз использования, наз. месторожде¬ниями пол/иск.

Пол/иск, в завис от обл хоз применения, разделяются на группы:

1)топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископа¬емый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды);

2)рудную (железная  и марганцевая руды, хромиты, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, оловянные, руды благородных металлов);

3)горно-химического  сырья (фосфориты, апатиты, поварен¬ная, калийные соли, сера, бром и йодсодержащие растворы);

4)природных (минеральных) строительных материалов и нерудных пол/иск, к кот примыкают технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, горный хрусталь, алмаз и др.);

5)гидроминеральные (подземные пресные и минерализован¬ные воды).

Действует классификация с разделением на четыре категории: А, В, С, и С2.

1)категория. А(наиболее разведанные, точно опред границы залегания и подготов¬л для добычи)

2)категория. В (предварительно разведанные запасы пол/иск с примерно опреде¬л границ залегания.

3)категория  С(раз¬веданные в общих чертах месторождения).

4)категории  С2 (перспективные запасы, выявленные  за пределами разведанных частей  месторождений) А и В использ при разработке текущих планов и прогнозов. С, и С2 при обосновании долгосрочных прогнозов, планиро¬вании геологоразведочных работ.

Пол/иск по пригодности для использ.

1)балансовые (целесообразно разрабатывать при  современном уровне техники и  экономики;

2) забалансовые - запасы, кот при имеющейся технике не могут быть эффект исполь¬зованы.

3)категория прогнозных - оцениваемые в качестве возможных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 Оценка минерально-сырьевых ресурсов

Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов, открыты два месторождения железных руд с общими запасами по категориям А + В + С1 – 340 млн. т и прогнозными – 1,5 млрд. т.

Выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подзем¬ные пресные и минеральные воды.

1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь  и горючие сланцы).58 месторождений  нефти, 30 эксплуатируются,  остальн разведываются,рес нефти-338,3млн. т, рес торфа-3 млрд т, бурые угли-Полесье,запасы-1350,8 млн т.Житковичи,Бриневск, Тонежск-150,0 млн т, горючие сланцы(юг РБ бассейн-20 тыс. км2. Любанское и Туровское месторождения, для развития энергетики, хим пром, произв строймат.

2)Горно-химическое  сырье(калийные, каменные соли, фосфоритами). Калийные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). Руды черных и цветных металлов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды  повсеместно (300 месторождений) - сырьем для производства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальциниро¬ванной соды).

Основные пути рационального использования и охраны недр

Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному использованию и охране недр:

1)соблюдение  установл законодат порядка предоставл недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2)полное  и комплексное геологическое  изучение недр, обеспечивающее достоверную  оценку запасов пол/иск;

3)недопущение  порчи разрабатываемых месторождений пол/иск в результате пользования недрами;

4)обеспечение  полного извлечения из запасов  пол/иск и попутных компонентов;

5)рациональное  использование вскрышных пород;

6)охрана  месторождений пол/иск от затопления, пожаров и др бедствий, снижающих кач и ценность пол/иск.

Направления геологоразведочных работ:

1)поиск и  разведка месторождений нефти и газа;

2)поиск и  подготовка к пром освоению бурых углей;

3)оценка  перспектив алмазоносности;

4)разведка  запасов железных руд;

5)подготовка  к промышленному освоению минерализованых рассолов;

6)поиск и  разведка новых месторождений полезных ископаемых.

Планы и прогнозы включают разработку экологобезопасных и эконом эфф технологий добычи, переработки и использ мин сырья, повышения коэфф извлечения пол/иск (добыча нефти -не превышает 40 %, внедрение технологий при разработке калийных солей -Старобинское месторождение, сокращ отходов произ-ва до 10 %).

Составлены схемы охраны природы (оценка современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 Понятие «хозяйственный механизм»

Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.

Институциональные механизмы регулирования социально-экономических процессов представляют собой совокупность институтов, то есть элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил.

Одним из институциональных механизмов, осуществляющих государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями является хозяйственный механизм, который представляет собой систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хозяйственных процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство.

Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции:

обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;

согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей.

 

 

 

 

25 Прогнозирование и планирование  природоохранной деятельности

Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозирования по периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка и реализация государственных научно-технических программ. Главной целью таких программ является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По природным комплексам составляются схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. Прежде всего, необходим долгосрочный прогноз развития и рационального размещения особо охраняемых природных территорий. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими исполнительными органами управления в пределах административно-территориальных единиц с участием общественных экологических организаций. Территориальные (региональные) программы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов формируются на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей и городов. Намечаемые в них мероприятия увязываются с федеральными целевыми экологическими программами. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий.

В целях определения долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды на региональном и муниципальном уровне ведётся разработка территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Цель подобных схем - определить комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы разрабатываются для конкретных территорий с учётом генеральной схемы расселения, схем развития и размещения производственных сил страны и регионов. Такие схемы составлены в первую очередь для ряда городов и регионов с неблагополучной экологической ситуацией.

Отраслевое  природоохранное прогнозирование  и планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования являются программы, отражающие экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и видов деятельности, - «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация сельского хозяйства» и др.

Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического прогнозирования.

Информация о работе Лекции по "Экономика"