Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:49, курс лекций
1 Предмет метод и задачи курса
Термин экология ввел Геккель в 1866. Экология – наука об отношениях организмов с окр средой, куда относятся все усл. сущ-ия.
ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)
ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)
26. Управление природопользованием: сущность, методы, функции
Управление
Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления:
административные (командно-распорядительные)– обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;
экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;
социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).
В странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями широкое распространение получили так называемые информационныеметоды управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация о хозяйственной деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые объекты. Орхусская конвенция о доступе к экологической информации (1998), которую подписали и ратифицировали многие постсоветские государства, обязывает нас активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления.
Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции:
27 Административное управление природопользованием
До недавнего времени наиболее распространенными
и действенными в системе управления природопользованием
были административные методы. Они применялись
в условиях монопольного владения государства
природными ресурсами, установления правовых
норм и порядка воздействия на окружающую
среду заинтересованными ведомствами-
Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов;
2)выполнением детальной классиф предстоящих работ;
3)подбор кадров;
4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды;
5)контрольные и учетные
Экологические стандарты:
1)стандарты качества
2)стандарты воздействия на окр среду(уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника применения очистного оборудования).
3)технологические стандарты(
4)стандарты качества
Помимо экологич стандартов, запреты, ограничения, лицензии и пр.
Запреты(на произв продукции, использование первичных рес). Пр: хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой.
Л и м и т ы, квоты(ограничивают использ).Сертификаты(на использ земли, воды и т.п., дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса). Разрешения и лицензии(для желающих легально осуществлять выбросы).
Главный принцип администр
управления в РБ — разрешительно-запретительный.(
28 Организационные структуры
Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры – система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: президентская, представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы.
Организац структуры — сист органов власти и управл природопользованием. Организационное управл-е природопользованием осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.
Территориальный(с одной стороны, целостность природы, с другой — ее региональное своеобразие). Реализуется через декреты, указы, распоряжения, директивы президента, контроль за соблюдением природоохранного законодат-ва). На местах реализуется областными, городскими, районн, поселковыми, сельскими Советами депутатов, ответственны за сост окр среды на подведомственных территориях, выполнение)
Отраслевой(осуществление гос контроля за состоянием природных рес и принятии мер по их охране и рац использ), органам специальной компетенции, Мин прир рес и охр окр среды (Минприроды РБ), функции: 1)разработка и проведение гос политики в области охр окр среды и рац использования прир рес; 2)комплексное управление природоохранной деятельностью в республике; 3)гос контроль за использованием и охраной природных ресурсов; 4)разработка предложений по совершенствованию экологических нормативов и правил; 5)проведение гос экологической экспертизы; 6)обеспечение населения экологической инф, экологич образование и воспитание; 7)международного сотрудничества и др.
Подведомственными Минприроды РБ органами упр природопольз на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окр среды, применяют и меры административного воздействия, налагают штрафы, направляют представления в суд.
В систему Минприроды входят: Комитет рыбоохраны, "Белгеология", (мониторинг сост подземных вод и), центр диагностики природной среды "Экомир", научно-исследовательский центр "Экология".
Специально уполномоченными гос органами области охраны окр среды явл:
1)Гос комитет по земельным ресурсам,
2)Министерство здравоохранения РБ,
3)Министерство по ЧС РБ,
4)Министерство лесного хоз-ва РБ,
5)Гос комитет по гидрометеорологии РБ,
6) МВД экологическая милиция;
7)Гос таможенный комитет РБ (предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу),
8) Управление делами администрации Президента РБ.
9) общественные организации: Бел общество охраны природы, Бел общество охотников и рыболовов, Бел партия "зеленых".
Организация управления природопользованием по отраслевому принципу содержит недостатки: 1)не учитывает взаимосвязи компонентов природной среды;
2)контроль за рац использованием прир рес малоэффективен;
3)управление
эксплуатацией одного ресурса
несколькими ведомствами
4)контролирующие
органы не несут
5)предприятия,
не заинтересованы в
29Правовое регулирование
деятельности
В наши дни в Белоруссии сделаны важные шаги по развитию нормативно-правовой базы регулирования в сфере экологии. Только за последние 6 лет Парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют: Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);
– Законы Республики Беларусь:
«Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.),
«О государственной экологической экспертизе» (в редакции 2000 г.),
«Об отходах» (в редакции 2000 г.),
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции 2000 г.),
«Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции 2000 г.),
«Об охране и использовании животного мира» (1996 г.),
«Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.),
«О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции 1999 г.),
«О радиационной безопасности» (1998 г.),
«О питьевом водоснабжении» (1999 г.),
«Об охране озонового слоя» (2001 г.),
«О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции 2002 г.) и ряд других;
– Кодексы Республики Беларусь:
«О недрах» (1997 г.), «Лесной кодекс» (2000 г.), «Водный кодекс» (1998 г.), «О земле» (1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства:
1. административная(вплоть до закрытия предпр-я, запрет на польз-е прир. рес-ми)
2. дисциплинарная(выговоры, лишение премий) причина: невыполнение своих обязательств
3. уголовная ответственность(конфискация имущ-ва, лишение свободы)
30 Мониторинг окружающей среды
Получение объективной информации о природной среде о характере антропогенных воздействий на нее требует постоят наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды. (Мониторинг окружающей природной среды — это непрерывные комплексные наблюдения за ее состоят загрязнением, природными явлениями, которые происх в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей прир среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред: воздушной среды, по¬верхностных вод и водных экосистем, геологической среды и на¬земных экосистем.
Мониторинг состояния природных ресурсов включает наблю¬дение и контроль за состоянием атмосферного воздуха, водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов; результаты его включаются в отраслевые кадастры природных ресурсов.
По содержанию различают несколько видов мониторинга:
¦ биосферный (глобальный) — слежение за общемиро¬выми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреж¬дение о возникающих экстремальных ситуациях;
¦ медицинский (санитарно-токсикологический)
состояния здоровья населения в условиях многофакторного воз¬действия окружающей среды;
¦ импактный — слежение за природными процесса¬ми и явлениями, а также их изменениями под влиянием антро¬погенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:
— чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);
— локальный (наблюдение за воздействием на окружающую промышленных объектов или отдельных источников);
¦ биологический — слежение за биологическими объ-ми (растительностью и животным миром) с помощью био-индикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников;
¦ базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными,, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объекты наблюдения - атмосферный озон, сейсмический режим м на территории страны, физические явления и факторы (вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные);
¦экологический требует более детального анализа мониторинг окружающей среды, при котором, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также состояния и функциональной деятельности экосистем; создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.
цель
экологического мониторинга
В качестве составляющих экологического мониторинга рас¬сматриваются подсистемы: