Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:49, курс лекций

Описание работы

1 Предмет метод и задачи курса
Термин экология ввел Геккель в 1866. Экология – наука об отношениях организмов с окр средой, куда относятся все усл. сущ-ия.
ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)
ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)

Файлы: 1 файл

ekologia.docx

— 191.10 Кб (Скачать файл)

— мониторинг атмосферного воздуха, который представляет

собой систему регулярных наблюдений, проводимых по опреде¬ленной программе для сбора и накопления данных в целях оцен¬ки состояния воздуха и прогноза изменений в будущем;

— мониторинг гидросферы — система регулярных наблюде¬ний за состоянием поверхностных и подземных вод с целью сбо¬ра и накопления результатов для оценки состояния и прогноза изменений в будущем;

— мониторинг земель (почв) — система регулярных наблю¬дений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного пок¬рова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий;

радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 Учет и анализ природопользования  и охраны окружающей среды

Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основывается на статистическом и бухгалтерском учете.

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределения их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.

В РБ ведутся сл. кадастры:

климатический

недр

земельный

жив. мира

водный

растит. мира

атм. воздуха

торфяного фонда

лесной

отходов


Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые в СССР система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г., она была призвана в первую очередь обеспечивать контроль выполнения плана природоохранных мероприятий. Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связанных с воздействием хозяйственной деятельности на отдельные элементы природной среды.

В настоящее время статистика окружающей среды является одним из инструментов управления природоохранной деятельностью и рациональным природопользованием. Ее важнейшими функциями являются:

сбор, обработка, обобщение и анализ статистической информации на основе научно-обоснованной статистической методологии;

контроль за выполнением принятых государственных заданий и специальных программ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

информационное обеспечение работ по ведению кадастров природных ресурсов и национальной системы мониторинга окружающей среды;

проведение экономико-статистического анализа воздействия факторов окружающей среды на здоровье и благосостояние населения, а также эффективности природоохранных мероприятий;

обеспечение правительства, органов государственного управления, средств массовой информации, научно-исследовательских, общественных организаций и населения информацией о природопользовании и мерах по предотвращению или уменьшению вредного антропогенного воздействия на природную среду.

Система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает следующие разделы:

охрана и рациональное использование водных ресурсов;

загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;

состояние и охрана земельных ресурсов;

охрана и рациональное использование лесных ресурсов;

наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;

образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;

затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;

радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.


 

 

33 Экологический аудит

Одной из форм контроля соответствия деятельности предприятий требованиям экологических норм и правил является экологический аудит. Международная торговая палата определяет экологический аудит как инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологическим требованиям.

Объектом экологического аудита могут выступать действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с воздействием хозяйствующих субъектов на окружающую среду, и выработку мер по их решению. Экологический аудит может быть использован:

для проверки соблюдения природоохранного законодательства;

для оценки эффективности функционирования систем управления окружающей средой;

при оценке финансовых рисков инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирования, заключения договоров, долгосрочной аренды  и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды;

при реализации процедуры объявления банкротства;

при оценке экологического ущерба в целях экологического страхования и в процессе смены собственника для определения ответственности за прошлый экологический ущерб;

при проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;

при приватизации и продаже недвижимости;

для проверки соответствия установленным требованиям в процессе сертификации и т. д.

Осуществление экологического аудита – экологическое аудирование – может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности (например, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога при ипотеке и пр.), перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, а также может инициироваться специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства. Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования. В зависимости от того, кто проводит аудирование, различают внутреннее (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешнее (проводится независимой командой аудиторов). Обязательное аудирование может быть только внешним. Внутренний экоаудит является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации, однако при его проведении проблематично обеспечить объективность.

В процедуре экоаудита участвуют три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов. Основными этапами проведения экоаудита являются:

проверка первичной документации, журналов регистрации и других материалов, отражающих показатели природоохранной деятельности;

сбор информации в соответствии с целями аудита об уровне экологической опасности объекта (включая собеседование с персоналом);

визуальное обследование объекта, его инспекция, посещение подразделений, проверка состояния и эксплуатации технических средств;

инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;

выработка рекомендаций по результатам аудита, составление отчета с выводами и рекомендациями заказчику, предложениями по устранению выявленных проблем.

34 Государственная экологическая  экспертиза и контроль

Конечной задачей экологической экспертизы является составление заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта. Затраты на ОВС в индустриально развитых странах составляют в среднем 1 % от сметной стоимости проекта и около 25 % затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Государственная экологическая экспертиза в странах СНГ введена с целью определения экологической обоснованности концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой хозяйственной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения заказчиком оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, а также экологическая безопасность новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экспертизы.

Законами Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (1993) и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" (2000) определяются цели экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, оговариваются права и обязанности сторон. Проведение государственной экологической экспертизы возложено на органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в его системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов. Наряду с государственной экологической экспертизой законом предусматривается возможность проведения общественной, которая осуществляется научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, проводящими государственную экологическую экспертизу.

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического контроля, согласно Закону Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992), заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется:

— на государственный;

— ведомственный;

— производственный;

— общественный.

Государственный контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изучению, рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов. Его функции возложены (в пределах их компетенции) на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Ведомственный контроль осуществляется республиканскими органами государственного управления и объединениями в целях обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки выполнения требований Закона "Об охране окружающей среды".

 

 

 

 

 

35 Экономический механизм природопользования

Эк мех-м природ-я- методы и формы эк. стимулирования рац. природопользования

Платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересованности

С целью совершенствования хозяйственного механизма природопользования в 1990 г. впервые была установлена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязнителей в водные объекты и размещение отходов

На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Инструменты ценового регулирования

1)поощрительные (льготное налогообложение, льготное  кредитование и субсидирование  природоохранных проектов, дотации  на приобретение экологического  оборудования, премирование по результатам  природоохранной деятельности и т.п.),

2)принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и

3)компенсационные  меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.)

По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономическо-регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы.

В период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов.

 

 

 

36. Система платного природопользования  и ее эффективность

Земельный налог и механизм его взимания

Им облагаются земли:

• с/х назначения(уплачивается по ставкам в зависимости от кадастровой оценки)

• лесного фонда

• водного фонда

При отсутствии кадастровой оценки налог уплачивается по ср. ставкам по районам

Ставки налога на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хоз-ва, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, огородничества и т.д. умножаются на повышающие показатели

• нас. пунктов

• пром-ти, транспорта, связи, обороны и иного назначения

Механизм уплаты:

1. для предпр. устанавл. лимиты на добычу ПР, выбросы и сбросы загрязн. в-в, на размещение отходов

2. за превышение установлю лимитов использ-я или добычи ПР налог взимается в 10ти-кратном р-ре

3. за первыш. установл. лимитов выбросов и сбросов загряязняющ. в-в, размещение отходов налог взимается в 15ти кратном р-ре

4. суммы налога за использ. ПР, выбросы загрязн. в-в, размещение отходов в пределах лимита вкл. в себест-ть продукции сверхустановленных лимитов – выплач. из прибыли

5. платежи за переработку нефти и нефтепрод. вкл. в цену продукции и не учит. в составе обьекта обложения при исчислении налога на прибыль

6. в соотв. с законом»о бюджете на 2006г» сумма эк.налога индексируется на 10%

После уплаты эк налога :

платежи 1, 4 – в местные бюджеты

платежи 2, 3, 7 – в фонды охраны природы

платежи 5, 6 – в республ. бюджет

• платежи за пр-во или импорт пластик-й тары зачисл. в фонды охраны природы, а за пр-во иных тов-в – в республ. Бюджет

37Зарубежный опыт экономического  стимулирования природоохранной  деятельности и рационального  использования природных ресурсов

Формирование системы эколого-экономического регулирования в переходный период развития экономики требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта промышленно высокоразвитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, — это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов к оптимизации природопользования и оценки их эффективности.

Информация о работе Лекции по "Экономика"