Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:15, курс лекций
Предмет и функции экономики.
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.
Разгосударствление - процесс преобразования находящихся в государственной и муниципальной собственности предприятий в коллективные (арендные, акционерные, кооперативные и другие формы хозяйственной деятельности) предприятия. Если в 1990 г. государству принадлежало до 92% всех производственных фондов народного хозяйства страны, то сегодня - не более пятнадцати. С 1992 г. госпредприятия начали переходить в собственность трудовых коллективов. Разгосударствление является исходным этапом процесса приватизации.
Приватизация - это превращение объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. Национализация - обратный процесс: из частной - в общественную(государственную) собственность./, В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. Следует отметить, что приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. При этом практиковалась аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок за определенную плату.
Приватизации в отличие от разгосударствления подлежат предприятия сферы услуг, торговли, общественного питания и производственные предприятия небольших размеров. Многие предприятия приватизируются только с разрешения правительства. Это предприятия по добыче и использованию минеральных и земельных ресурсов, электроэнергетики, теле радио центры, железные дороги, военные сооружения, предприятия по производству медикаментов и т. д.
Основными принципами (методами) приватизации являются: - сочетание возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности;
- равенство прав граждан на получение установленной доли собственности;
- преимущественное право членов трудового коллектива на
получение части имущества;
- гласность проводимых
- государственный и
Приватизация осуществляется в таких формах:
- преобразование предприятий в
акционерные общества, в товарищества,
в арендные предприятия и
- приобретение населением акций
акционерных обществ и других
хозяйствующих субъектов с
- выкуп имущества арендатором или арендным предприятием по истечении срока аренды. При этом выкуп может осуществляться не только за наличные средства, но и за счет банковских кредитов. Доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды;
- продажа на конкурсе (коммерческом, некоммерческом инвестиционном) и на аукционе.
Продажа на конкурсе - это приобретение физическими или юридическими лицами в частную собственность объектов приватизации. При этом в течение определенного срока могут быть сохранены профиль предприятия и численный состав прежнего трудового коллектива.
Коммерческий конкурс проводится в виде открытых акционерных торгов или закрытого тендера. При этом право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену.
Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных торгах. Продаются государственные и муниципальные предприятия, от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ. При этом право собственности передается покупателю, предложившему максимальный объем инвестиций.
Продажа на аукционе - это приобретение физическими или
юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации. При этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. Право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Следовательно, приватизационный объект используется по усмотрению покупателя.
4. Особенности приватизации в России.
В России разработаны три варианта приватизации:
Первый вариант (рис. 3.1, а) предполагает безвозмездную
передачу всем работникам приватизируемого предприятия привилегированных (не голосующих) акций в размере 25% уставно о капитала АО. Они не дают права голоса на собраниях акционеров, но имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению с простыми акциями. Например, АО плохо сработало, и дивиденды в этом случае могут быть начислены лишь по привилегированным акциям. Если АО обанкротилось и его имущество идет с молотка, то приоритетное право на получение своей доли имеют привилегированные акции. Работники, кроме того, могут купить до 10% обыкновенных, простых акций со скидкой до 30% их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки до 3 лет. Должностным лицам (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставляется право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% уставного капитала. Остаток акций (60%) поступает в фонд Госкомимущества, который со временем организует их продажу. Следовательно, за государством сохраняется возможность контроля за деятельностью АО.
Второй вариант (рис.3.1, б) предусматривает приобретение всеми членами трудового коллектива предприятия обыкновенных (голосующих) акций до 51 % уставного капитала АО.
Безвозмездная (продажа) передача отсутствует. При этом до50% стоимости акций могут оплатить приватизационными чеками. Оплата должна быть произведена в течение 3 месяцев, оставшиеся 49% акций поступают в Госкомимущество для дальнейшей их реализации. Этот вариант является наиболее выигрышным для трудового коллектива, так как он обеспечивает трудовому коллективу контрольный пакет акций (51 %). Поэтому большая часть трудовых коллективов выбрала именно этот вариант приватизации.
Третий вариант (рис.3.1, в) предполагает право приобретения всеми работницами обыкновенных акций до 20 % уставного капитала АО по номинальной стоимости, а также до 20% акций со скидкой 30% с рассрочкой до 3 лет. При этом размер первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Оставшиеся 60% акций поступают в Госкомимущество для последующей реализации и контроля со стороны государства.
В России в целях безвозмездной
передачи всем гражданам части
Приватизационными чеками могла оплачиваться полностью или частично стоимость объекта приватизации. Российский фонд федерального имущества принимал приватизационные чеки по их номинальной стоимости в качестве платежного средства.
С 1994 г. начался второй этап приватизации с переходом от безвозмездной передачи государственной собственности к продаже по рыночным ценам, что, несомненно, увеличивает поступление денег в госбюджет страны.
Лекция 4.
Процесс производства в народном хозяйстве.
1. Производство микро и макро уровне. Производственная функция.
2. Производственные ресурсы и факторы.
1. Производство микро и макро уровне. Производственная функция.
Экономика в широком смысле - это совокупность сфер, отраслей и видов производства народного хозяйства страны. В силу общественного разделения труда различаются следующие виды экономики:
. экономика сфер народного хозяйства (сферы производства, сферы услуг, сферы обращения и т.д.);
. экономика отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и т. д.);
. региональная экономика (отдельных отраслей, краев, республик и т.д.);
. экономика предприятия (фирмы, фабрики, завода, АО и т.д.).
Функционирование экономики
Понятие «экономика» по сути шире и емче понятия «производство». Производство - это процесс создания жизненных (материальных) благ. В условиях рынка жизненные блага называют экономическими благами, состоящими из товаров и услуг.
Производство является главным составляющим экономики и выступает основой жизни человеческого общества. Функционирование производства представляет собой модель «затраты выпуск» (рис А l), разработанную американским ученым экономистом русского происхождения Василием Леонтьевым, за которую он в 1973 г. получил Нобелевскую премию. Затраты - это использование ресурсов (факторов) производства за определенный период времени. Выпуск - объем (поток) произведенной продукции за определенный промежуток времени. Все это характеризует процесс производства.
Производство (по Марксу) - это, во-первых, взаимодействие человека с природой, что характеризует степень владения человека природой (это уровень развития производительных сил) и, во-вторых, предполагает взаимодействие людей между собой, что характеризует производственно-экономические отношения. Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянной динамике.
Немарксистская экономическая теория не пользуется этими терминами, хотя значения этих понятий можно найти у представителей неоклассической теории.
В процессе производства изменяется не только вещество природы, но и природа самого человека. Человек развивается, совершенствуется и обогащается знаниями и опытом.
Конечной целью любой
Исторически производство прошло длительный путь развития - от изготовления простейших продуктов до сложнейших, гибких производств. Именно производство определяет социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества.
Экономические блага делятся на долговременные - используемые несколько раз (автомобиль, книги, электроприборы, и т. д.), недолговременные - используемые в течение короткого времени (хлеб, мясо, спички и т. д.). Среди них
выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты): поезд - самолет - автомобиль, кино - театр - цирк и Т.д.; взаимодополняемые (комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские: пища, одежда, обувь) и косвенные (производственные: станки, оборудование, машины). Экономические блага обладают признаком ценности и распределяются путем рыночного механизма, принимая форму товара. .
Различают два уровня производства: индивидуальное и общественное.
Индивидуальное производство - это деятельность в масштабах производственной единицы (предприятия, фирмы и т.д.).
Общественное производство - это' совокупность производственных предприятий производственных связей между ними. Выделяют материальное и нематериальное производство.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ и услуг. К нему относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, транспорт, торговля, бытовое обслуживание, химчистка и т. д. Нематериальное производство связано с производством нематериальных благ и услуг. К нему относятся произведения культуры, искусства, науки, образование, здравоохранение, соцобеспечение, управление, научное консультирование и т. д.
Материальное и нематериальное производство тесно взаимосвязаны более того, они не могут существовать друг без друга. Любое экономическое благо производится с целью его потребления, Т.е. должно удовлетворять потребности людей.
Потребность - это желание людей иметь какие-либо блага, которые удовлетворяют их желание. Потребности людей безграничны и постоянно растут, что выражается в «законе возвышения потребностей». Потребности бывают первичные и вторичные, материальные и духовные, производственные и личные, общественные.
К первичным потребностям относятся самые насущные нужды человека (питание, одежда, обувь и т. д.), К вторичным потребности, которые удовлетворяются после того, как будут удовлетворены первичные потребности. Это потребности досуга - кино, театр, спорт и т. д. Первичные потребности в отличие от вторичных не могут быть заменены одна другой.
Материальные потребности - это удовлетворение желания людей в жилье, одежде, обуви, автомобиле и Т.д., духовные удовлетворение умственных потребностей (произведения искусства, культуры, науки и т. д.). Среди них выделяются личные производственные потребности. Личные потребности удовлетворяются предметами личного потребления (пища, одежда, обувь и т. д.). Производственные потребности - это потребности предприятий, фирм, предпринимателей и т д. в средствах производства (зданиях, сооружениях, машинах, сырье, материалах и т. д.). Кроме того, выделяют общественные потребности(школы, больницы, военная техника, автострада и т.д.).
Потребности изменяются под воздействием производства, рекламы, уровня духовного развития человека и т. д. Однако они могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми , не имеющими четко обозначенных границ.