Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:15, курс лекций
Предмет и функции экономики.
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.
К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
В современной неоклассической литературе используется определение, сформулированное франц. экономистом А. Курно и англ. экономистом А. Маршаллом: Рынок – это не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.
Англ. экономист У. Джевонс считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).
Рынок – это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: ОРТ и экономическая обособленность товаропроизводителей.
К условиям существования (функционирования) рынка относятся:
- экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами;
- наличие конкуренции;
- достоверная информация о рынке;
- право субъектов самим
определять цены на свои
- определенный избыток предложения над спросом;
- свободный вход и выход;
- наличие посреднических
фирм, а также прямой связи
между производителями и
2. Функции рынка
Рынок выполняет следующие функции:
- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;
- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;
- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.
- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;
- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;
- санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.
3. Структура, виды, сегментация рынка
Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру.
Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого.
Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:
- по объектам (экономическому содержанию) следует выделять:
1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
2. рынок рабочей силы;
3. финансовый рынок;
4. валютный рынок;
5. рынок информации;
6. рынок средств производства;
7. рынок патентов и лицензий.
- по субъектам различают:
1. рынок покупателей;
2. рынок продавцов;
3. рынок гос. учреждений;
4. рынок посредников.
- по географическому (территориальному) положению различают:
1. местный (локальный);
2. межрегиональный;
3. республиканский;
4. международный.
Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок;
- по степени зрелости:
1. развитый;
3. монопольный;
- по правовому признаку:
1. легальный (официальный);
2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».
- по отраслевому признаку:
1. автомобильный;
2. сельскохозяйственный;
3. нефтяной;
4. компьютерный;
- по характеру продаж:
1. оптовый;
2. розничный.
Из структуры можно выделить следующие виды рынков:
* Рынок товаров и услуг. В эту группу входят:
- рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных);
- рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);
- рынки жилья и зданий
непроизводственного
* Рынки факторов производства. В их состав входят:
- рынки капиталов;
- рынки труда (рабочей силы);
- рынки земли;
* Финансовые рынки. К ним относятся:
- кредитные рынки;
- инвестиционные рынки;
- фондовые рынки (РЦБ);
- валютно – денежные рынки;
* Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии).
В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки.
Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы.
Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен.
Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот.
Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях.
Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов).
Основными из них являются:
* географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям;
* демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу;
* психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам;
* поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.
4. Рыночная инфраструктура и субъекты рынка
Понятие «инфраструктура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В отечественной литературе этот термин стал употребляться с 60х 20в. Инфраструктура (инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка.
Элементами рыночной инфраструктуры являются:
Инфраструктура рынка
Функции рыночной инфраструктуры:
- организационное оформление рыночных отношений;
- содействие гос. и общественному регулированию деловой активности;
- повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям.
Наличие рынка предполагает необходимость
существования экономических су
Им характерны:
- самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются;
- обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании);
- стремление к максимальному
удовлетворению своих
2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.
Фирме (предприятию) характерны:
- использование факторов производства с целью создания товаров и услуг;
- стремление к максимизации прибыли;
- самостоятельное принятие решений.
3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.).
Т.о. д/х, фирмы и государство вступают в экономические отношения. Последние складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка. В свою очередь, объектами рынка являются факторы производства (труд, капитал, земля), товары и услуги, деньги и ЦБ, субсидии, соц. выплаты.
Лекция 6.
Товар и деньги
как центральные категории
1. Товар и его свойства. Классификация товаров.
1. Товар и его свойства. Классификация товаров.
Товар — вещь, продукт труда, во-первых, удовлетворяющая какую-либо потребность людей, во-вторых, обмениваемая на другой товар. Товарную форму могут принимать и услуги, выступающие не в виде вещи, а в виде деятельности, полезного эффекта (ремонт, транспортировка грузов, услуги медицинских, зрелищных и других предприятий).
Классификация товаров необходима
в целях автоматизированной обработки
информации о продукции в различных
сферах деятельности, для изучения
потребительских свойств и