Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:15, курс лекций
Предмет и функции экономики.
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.
Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям:
В настоящее время используется
несколько классификаций
Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.
Так, по назначению все товары подразделяются на роды:
Это товары, предназначены для
Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевого и технологического обеспечения;
Это товары, предназначены для улучшения
организации административно-
Каждый род товаров
Класс товаров – это множество
товаров, которые удовлетворяют
обобщенные группы потребностей. Так,
род потребительских товаров
делится на три класса: продовольственные,
непродовольственные и
Группа товаров – это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.
Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.
Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков.
Наименование товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.
Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.
По покупательскому спросу товары классифицируются:
При классификации товаров
Все товары подразделяют на товары личного
пользования и
Товары личного пользования классифицируются на следующие группы:
- товары длительного
- товары особого спроса –
товары с уникальными
- услуги – действия, результатом
которых является некоторый
Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:
Границы между основным и вспомогательным оборудованием зависят от типа производства.
Приведенная классификационная схема
позволяет достаточно четко систематизировать
многообразие товаров. Данная классификация
товаров оказывается
В системе международной торговли все большее распространение получает другой, классификационный подход, основу которого образуют следующие классы товаров:
Характерной особенностью, даже законом
развития мирового рынка является возрастание
потока интеллектуальных, наукоемких
товаров. Под наукоемкими товарами
понимают продукты интеллектуального
труда, созданные на основе использования
прогрессивных научно-
Любой товар обладает двумя основными свойствами — потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Потребительная стоимость товара, определяемая его физико-химическими, механическими, биологическими и иными свойствами, образует вещественное содержание богатства любого общества. В этом смысле потребительная стоимость представляет собой вечную категорию. Но вместе с тем потребительная стоимость — категория историческая, преходящая. Во-первых, с развитием науки, техники и производства люди открывают и используют все новые полезные свойства продуктов труда. Во-вторых, потребительная стоимость на определенном историческом этапе производства и обмена становится общественной потребительной стоимостью. Это происходит тогда, когда вещи, изготовленные человеком, используются им не для собственного потребления, а для других людей. Не будут товарами вещи, созданные производителями для собственного потребления. Чтобы стать товаром, потребительная стоимость должна быть общественной потребительной стоимостью. Причем продукты труда, обладающие общественной потребительной стоимостью, становятся товарами, если они поступают в сферу потребления не путем безвозмездного отчуждения (например, как продукт крепостного крестьянина поступает в виде оброка феодалу), а лишь через куплю-продажу, через обмен. В последнем случае потребительные стоимости товаров становятся вещественными носителями общественных отношений — меновой стоимостью.
Меновая стоимость — способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары. Так, 1 кг мяса обменивается на 4 м ткани (1 кг мяса = 4м ткани). В данном количественном соотношении выражается меновая стоимость 1 кг мяса. При этом возникает вопрос о том, что является основой данной пропорции. Если брать потребительные стоимости этих товаров, то они качественно различимы, а поэтому количественно несоизмеримы, не могут непосредственно приравниваться друг к другу. Ведь полезность мяса и полезность ткани удовлетворяют различные потребности человека. Но эти товары однородны как продукты человеческого труда. Меновые соотношения показывают, что в данных товарах заключено одинаковое количество общественного труда, то есть они имеют одну и ту же стоимость. Как стоимости товары однородны. Различаются они лишь количественно, величиной затраченного на их производство общественного труда. Потребительная стоимость товара является его вещественным свойством, а стоимость — общественным свойством.
2. Стоимость товара и ее измерение.
Следовательно, стоимость товара есть овеществленный в нем общественный труд. Причем стоимость проявляется только через обмен одного товара на другой, через меновую стоимость, которая выступает как форма ее проявления. Являясь категорией исторической, стоимость существует лишь в условиях товарного производства, выражает производственные отношения между товаропроизводителями, их экономические связи друг с другом через обмен продуктов труда. За обменом товарами, вещами скрываются отношения между людьми. Общественная потребительная стоимость и стоимость — качественная и количественная противоположности, которые в единстве выражают сущность товара. Это противоречивое единство, единство противоположностей.
Два свойства товара (общественная потребительная стоимость и стоимость), противоречия между ними обусловлены двойственным характером труда, создающего товар. Труд, воплощенный в товаре, является одновременно и конкретным, и абстрактным. Конкретный труд — это труд в качественно определенной форме, труд определенного вида, специальности. В результате конкретного труда товаропроизводителей (портного, столяра, пекаря и др.) создаются качественно несопоставимые потребительные стоимости: костюм, стол, булка и другие товары. Как создатель потребительных стоимостей конкретный труд является необходимым и естественным условием жизни общества, не зависит от способа производства.
Выяснив понятие товара и его стоимости, перейдем к определению ее величины. В процессе обмена труд находит и свое измерение. Если стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд, то величина стоимости определяется количеством затраченного труда, затраченным рабочим временем. Однако разные производители тратят неодинаковое количество времени на производство одинаковых товаров. Поэтому стоимость товара не может измеряться индивидуальными затратами труда. Ее величина определяется не индивидуальным, а общественно необходимым трудом, или общественно необходимым рабочим временем. Под ним понимается рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства, при среднем в данном обществе уровне технической вооруженности, умелости и интенсивности труда. Это обычно средние условия, при которых создается подавляющее количество товаров данного вида.
На величину стоимости товара в обратной пропорции влияет производительность труда, определяющая степень эффективности конкретного труда. Так, если производительность труда повысилась в 3 раза, то за одно и то же рабочее время, например за 12 часов, изготовляется в 3 раза больше потребительных стоимостей — скажем, не одна, а 3 пары обуви. Стоимость каждой пары обуви снизилась с 12 До 4 часов труда. При этом повышение производительности труда не изменяет общей стоимости возросшей в 3 раза товарной массы, которая остается равной 12 часам. Однако теперь она воплощена не в одной, а в трех парах обуви.
По-другому влияет на стоимость товара интенсивность j труда, характеризующая степень его напряженности. При росте интенсивности труда производитель затрачивает в одно и то же время большую массу труда. Например, если интенсивность труда выросла в 3 раза, то затраты абстрактного труда за данное время увеличились втрое. Соответственно в 3 раза выросла и созданная стоимость. Однако при этом в 3 раза увеличилось количество произведенных продуктов. Поэтому величина стоимости единицы товара осталась неизменной. Если же количество произведенных продуктов вырастает в 6 раз, то стоимость единицы товара сократится в 2 раза.