Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:10, лекция
В данной работе предствален курс лекций по энергосбережению в железнодорожном транспорте
Общее падение напряжение в контуре «А – В»
n
∆UAB = ZAB İА - ZBА İВ + j ∑ j İC XABC .
i=1
Для контура из проводов А, В, …. , N с токами İА , İB , İN
n
∆UAB = ZAB İА - ZBА İВ + j ∑ j İi XAB i .
i=1
Обобщённый метод расчёта
3.2.3 Распределение тока между проводами контактной сети.
Рассмотрим КС из КП и НТ и n параллельных проводов с токами I1, I2, I3, . . . , In, где Iт – ток в НТ, Iк – ток в КП, Iкс – ток в КС.
Для контура «НТ – КП» падение напряжение равно нулю, так как потенциалы троса и провода для равных сечений равны
Zтк *İт – Zкт* İк + j ∑ Xiтк* Ii = 0,
где Zтк – сопротивление НТ в контуре «НТ – КП»; Zкт – сопротивление КП в контуре «НТ - КП»; Хiтк – cсопротивление взаимоиндукции между проводом i и контуром » НТ – КП».
В данной формуле не учтено магнитное влияние токов в земле, так как оно мало из-за большой глубины проникновения их в землю.
İкс = İт + İк.
Из решений этих уравнений
Zкт*İкс – j ∑ Xiтк İi
Zтк + Zкт
Zтк*İкс + j Σ Хi тк*İi
Zтк + Zкт
Величина j ΣXiтк*İi мало по величине и им пренебрегают.
Следовательно токи в НТ и КП
Zкт
İт = İкс
Zтк + Zкт
Zтк
İк = İкс
Zтк + Zкт
где Zкт = Zк + j m ln dкт / R; Zк = rк + j xк - полное внутренне сопротивление КП; rк – активное сопротивление КП; хк – внутреннее индуктивное сопротивление КП; хк = 0,25 m; m = 2ω*10-4 = 0,0628 Ом / км для 50 Гц; dкт – расстояние между КП и НТ.
Zкт = rк + j 0, 25 m + j m ln (dкт / Rк );
Zкт = rr + j m [0,25 + ln (dкт / RК)].
Zтк = rт + j m[0,25 + ln(dкт / RТ )]
0,25 = ln 4√ e = ln 1,28
Отсюда
Zкт = rк + j m ln ( 1,28 dкт / RК );
Zтк = rк + j m ln ( 1,28 dкт / RТ )
На основании формул Zкт , Zтк и İт, İк можно найти общее сопротивление тяговой сети.
3.2.4.Сопротивление тяговой сети СТЭ 1х25 кВ однопутного участка.
Схема расположения проводов тяговой сети однопутного участка приведена на рис.
НТ
IT
IK КП
dТР dКР
-İР/2 -İР/2
Р1 Р2
dР1
Рис. Схема расположения проводов тяговой сети однопутного участка: НТ – несущий трос, КП – контактный провод, Р1, Р2 – рельсы.
Рассматривается контур контактный провод первый рельс «КП – Р1». Падение напряжения в контуре «КП – Р1»:
∆UКР1 = Zкр1 İК + Zр1К İР/2 + j ХТКР1 İТ + j ХР2КР1 İР/2 ,
где Zкр1 – сопротивление контактного провода в контуре «КП – Р1»; Zр1К – сопротивление одного рельса в контуре «КП – Р1»; ХТКР1 – сопротивление взаимоиндукции между НТ и контуром «КП – Р1»; ХР2КР1 – сопротивление взаимоиндукции между рельсом Р2 и контуром «КП – Р1».
Подставим значения İК , İТ и получим падение напряжения в контуре «КП – Р1»
Zкр1 * Zтк + J Zкт * ХТКР1
∆UКР1 =
Zтк + Zкт
∆UКР1 = Z1КС * İкс + Z 1P İР,
где Z 1P = 0,5 (Zр1К + j ХР2КР1 ) – эквивалентное сопротивление рельсового пути однопутного участка;
Zкр1 * Zтк + J Zкт * ХТКР1
Z1КС
=
Zтк + Zкт
контактной сети однопутного участка;
Zр1К = [ ZP + j m ln (dKP / Rр) - сопротивление одного рельса в контуре «КП – Р1»;
ZР = Rра + j 0,75 Rра – внутреннее сопротивление рельса; Rр – радиус окружности равный поперечному сечению рельса. Следовательно
Zр1К = [ RPа + j (0,75 Rра + m ln (dKP / Rр);
ХР2КР1 = j m ln (dKP / dр1) – сопротивление взаимоиндукции между 2 – м рельсом и контуром «КП – Р1»; ХТКР1 = j m ln (dТP / dТК ) – сопротивление взаимоиндукции между НТ и контуром КП – Р1;
Эквивалентное сопротивление рельсов однопутного участка
Z 1P = 0,5{ RPа + j [0,75 Rра + m ln (dKP / Rр)] + m ln (dKP / dр1);
Z 1P = 0,5{ RPа + j [0,75 Rра + 2m ln (dKP / RрЭ1 )]};
где RрЭ1 = √ Rр * dр1 - радиус условного рельса, эквивалентного рельсовому пути однопутного участка;
Сопротивление КП в контуре «КП – Р1»
Zкр1 = ZK + j m ln (dKP / RK ) = rK + j m [0,25 + ln (dKP / RK )],
где RK – радиус окружности, равной площади поперечного сечения КП; Zк = rK + j xK = rK + j 0,25 m – внутренне сопротивление КП; rK - активное сопротивление КП; xK = j 0,25 m – индуктивное сопротивление КП; m = 0,0628 Ом / км.
По значениям Z1КС и Z 1P находится общее сопротивление тяговой сети однопутного участка.
∆UКР1 = Z1КС * İкс + Z 1P İР = [Z1КС + (İР / İкс) Z 1P ] İкс = Z1O * İкс,
где Z1O = [Z1КС + (İР / İкс) Z 1P ] = [Z1КС + ν Z 1P ] - общее сопротивление тяговой сети однопутного участка. ν = İР / İкс – соотношение токов в рельсах и контактной сети.
Возможны следующие предельные значения ν = İР / İкс:
Общее сопротивление тяговой сети однопутного участка Z1O определяется как среднее значение при ν = 0 и ν = 1.
3.2.5 Сопротивление тяговой сети СТЭ 1х25 кВ двухпутного участка.
Схема расположения проводов тяговой сети двухпутного участка приведена на рис.
НТ1 НТ2
dК1Т2
КП1 dК12 КП2
dКР
Р1 Р2 Р3 Р4
dР1 dР1
При расчётах принимается равномерное распределение тока между рельсами. В действительности ток распределяется неравномерно вследствие взаимоиндукции. Погрешность по модулю составляет 5 – 6% и по углу 2 – 3%.
Падение напряжения в тяговой сети одного пути определяется токами нагрузок своего пути и влиянием нагрузки другого пути.
Токи в КС I и II пути приняты неравными. Рассматривается раздельная схема питания КС путей или узловая схема. Падение напряжения рассматривается контур «КП1 – Р1»( контур КП 1-го пути и рельса 1 – го пути).
∆UК1Р1 = Zк1р1 İк1 + Zр1к1 İр/4 + j ХТ1 К1Р1 İТ1 + j Хр2Р1 К1 İр/4 + j Хр3Р1 К1 İр/4 + j Хр4Р1 К1 İр/4 + j ХК2К1Р1 İК2 + j ХТ2К1Р1 İТ2 ,
где Zк1р1 – сопротивление КП I пути в контуре « КП1 – Р1»; Zр1к1 – сопротивление рельса Р1 пути1 в контуре « КП1 – Р1»; ХТ1 К1Р1, ХТ2К1Р1 – сопротивление взаимоиндукции соответственно между НТ I пути (Т1), несущим тросом II пути (Т2) и контуром «КП1 – Р1»; ХК2К1Р1 - сопротивление взаимоиндукции между КП II пути (КП2) и контуром «КП1 – Р1»; Хр2Р1 К1 , Хр3Р1 К1 , Хр4Р1 К1 – сопротивление взаимоиндукции между 2,3,4 рельсами I и II пути и контуром «КП1 – Р1».
Ток в рельсах İр = İр1 + İр2, где İр1, İр2 – токи в рельсах I и II пути.
Подставим значение токов НТ İТ и КП İк в формулу падения напряжения
Zк1р1 Zт1к1 + J Zк1т1 ХТ1 К1Р1
∆UК1Р1 = İкс1 +
Zт1к1 + Zк1т1
+ 0,25(Zр1к1 + j Хр2Р1 К1 + j Хр3Р1 К1 + j Хр4Р1 К1 ) İр +
Zт1к1 ХК2К1Р1 + Zк1т1 ХТ2К1Р1
+ J İкс2.
Zт1к1 + Zк1т1
Cопротивление взаимоиндукции между КП2, НТ2 II пути и контуром «КП1 – Р1»
ХК2К1Р1 = m ln (dP1K2 / dK12); ХТ2К1Р1 = m ln (dP1Т2 / dK1Т2),
где m = 2ω*10-4 = 0,0628 Ом / км для 50 Гц;
Приведенное сопротивление рельсов двухпутного участка
Z2рк = 0,25 (Zр1к1 + j Хр2Р1 К1 + j Хр3Р1 К1 + j Хр4Р1 К1 ) .
Сопротивление рельса Р1 I пути в контуре « КП1 – Р1»
Zр1к1 = [Zр1 + J m ln (dKP / Rp)],
где Zр1 = rРА + J 0,75 rРА - внутренне сопротивление 1 – го рельса.
Zр1к1 = rРА + J [ 0,75 rРА + m ln (dKP / Rp)].
Cопртивление взаимоиндукции между 2,3,4 рельсами I и II пути и контуром «КП1 – Р1»
Хр2Р1 К1 = J m ln (dKP / dp1); Хр3Р1 К1 = J m ln (dKP3 / (dp1 + dp12) ; Хр4Р1 К1 = = J m ln (dKP4 / (2dp1 + dp12).
Подставим значения Zр1к1, Хр2Р1 К1, Хр3Р1 К1 , Хр4Р1 К1 в формулу приведенного сопротивления рельсов двухпутного участка Z2рк и упростив выражение получим
Z2рк = 0,25 rРА +J[ 0,75 rРА + m ln (d2KP dKP3 dKP4 / Rp dp1 (dp1 + dp12)( 2dp1 +
dp12)] ;
Обозначим Rpэ2 = Rp dp1 (dp1 + dp12)( 2dp1 + dp12)] - эквивалентный радиус двухпутного участка,
dpк1С = d2KP dKP3 dKP4 - среднегеометрическое расстояние между рельсами и контактным проводом I пути КП1.
Z2рк = 0,25 rРА +J[ 0,75 rРА +4 m ln (dpк1С / Rpэ2)]
∆UК1Р1 = Z1кс İкс1 + Z2рк İр + Zк12 İкс2,
Zк1р1 Zт1к1 + J Zк1т1 ХТ1 К1Р1
где Z1кс = - сопротивление контактной Zт1к1 + Zк1т1
cети первого пути;
Zт1к1 ХК2К1Р1 + Zк1т1 ХТ2К1Р1
Zк12 = J - сопротивление взаимоинду-
Zт1к1 + Zк1т1
кции между контактными сетями I и II пути.
Учёт взаимной индукции между проводами I и II усложняет расчёты схем. Для упрощения используется метод полной индуктивной развязки путей.
Из формулы падения напряжения в контуре КП1 – Р1 видно, что индуктивная связь определяется выражением Zк12 İкс2. Ток İкс2 определяется через токи в рельсах İр и ток İкс1
İр = ν (İкс1 + İкс2).
Отсюда İкс2 = (İр/ ν) - İкс1), где ν = İр/ (İкс1 + İкс2).
Подставим İкс2 в формулу падения напряжения получим
∆UК1Р1 = Z1кс İкс1 + Z2рк İр + Zк12 [(İр/ ν) - İкс1] =
= İкс1(Z1кс - Zк12) + İр [Z2рк + (Zк12/ ν)].
∆UК1Р1 = Z1ксэ İкс1 + Z2рэ İр ,
где Z1ксэ = Z1кс - Zк12 – эквивалентное сопротивление контактной сети одного пути двухпутного участка;
Z2рэ = Z2рк + (Zк12/ ν) – эквивалентное сопротивление рельсового пути двухпутного участка.
Формула падения напряжения не содержит тока КС соседнего пути. Его влияние учтено эквивалентным сопротивлением, в котором учитывается индуктивная связь КС.
При параллельном соединении проводов I и II путей
İкс1 = İкс2 = 0,5 İкс; İр1 = İр2 = 0,5 İр,
Подставим значения İкс1 = İкс2 = 0,5 İкс и İр = ν İкс в формулу падения напряжения в контуре КП1-Р1 и получим
∆UК1Р1 = İкс (Z2ксэ + ν Z2рк),
где Z2ксэ = 0.5(Z1кс - Zк12) –эквивалентное сопротивление контактной сети двухпутного участка при их параллельном соединении;
Z2рк = Z2рк = 0,25 rРА + J[ 0,75 rРА +4 m ln (dpк1С / Rpэ2)] - приведенное сопротивление рельсового пути 2-х путного участка.
∆UК1Р1 = İкс Z02
где Z02 = Z2ксэ + ν Z2рк – общее сопротивление тяговой сети 2-х путного участка при их параллельной работе; ν = İР / İкс.
Возможны следующие предельные значения ν = İР / İкс:
1.ν = 1, İР = İкс и, следовательно, переходное сопротивление рельс земля Rп = ∞;
2.ν = 0 , İР = 0 и, следовательно, переходное сопротивление рельс земля Rп = 0;
Общее сопротивление тяговой сети однопутного участка Z1O определяется как среднее значение при ν = 0 и ν = 1.
3.3 Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети.
3.3.1 Составное сопротивление тяговой сети.
При расчётах систем электроснабжения различают падение напряжение и потерю напряжения. Падение напряжения – это геометрическая разность, а потеря напряжения – арифметическая разность между напряжением у источника и потребителя (ЭПС). На этих понятиях определяется составное сопротивление тяговых сетей и применяется для условия синусоидальности тока и напряжения.
Для определения потери напряжения рассмотрим векторную диаграмму участка однофазного тока при одной нагрузке в конце линии.
а) UO U1
Информация о работе Лекции по энергосбережению в железнодорожнем транспорте