Лекции по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:37, курс лекций

Описание работы

1. Расширенная модель круговых потоков и ее значение в макроэкономике. Закон Вальраса для взаимосвязанных рынков.
Кругооборот потоков в экономике.
Правило кругооборота потока в экономике: стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; национальный продукт равен национальному доходу; совокупный спрос равен совокупному предложению; совокупные доходы равны совокупным расходам.

Файлы: 1 файл

МАКРО.docx

— 1.86 Мб (Скачать файл)

 

  1. Расширенная модель круговых потоков и ее значение в макроэкономике. Закон Вальраса для взаимосвязанных рынков.

 

  Кругооборот потоков в экономике.

Правило кругооборота потока в экономике: стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; национальный продукт равен национальному доходу; совокупный спрос равен совокупному предложению; совокупные доходы равны совокупным расходам.

Состояние равновесия, величина национального продукта равна  сумме совокупных расходов. Совокупные расходы (Е), т.е У=Е.

 

 

 Рис 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон Вальраса для  взаимосвязанных рынков.

Этот закон позволяет  выявить условия равновесия всех рынков в экономике.

Закон Вальраса формулируется  следующим образом:

- для краткосрочного периода:

Сумма спросов и предложений  на всех взаимосвязанных рынках равна  нулю. или Избыточный спрос на одной части взаимосвязанных рынков должен быть равен избыточному предложению на оставшейся части рынков.

- для долгосрочного периода:

Если в экономике n взаимосвязанных рынков и на (n - 1) рынке – равновесие, то на n –ом рынке – также равновесие. 

 

 

  1. Совокупный спрос и его детерминанты. Неценовые факторы совокупного спроса (в разрезе компонентов спроса).

Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен.

Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой (рис.2) которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной.

Основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт, .

 Ценовые факторы кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товар.

Рис.2

 

 

 

 

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:
  • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
  • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
  • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
  • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.

 

  • Инвестиционные расходы, к которым относят:
  • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
  • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
  • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
  • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
  • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

 

  • Государственные расходы

 

  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

 

  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

 

 

 

  1. Совокупное предложение в классической и кейнсианской теориях (предпосылки классической и кейнсианской моделей). Неценовые факторы.

 

Совокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Итак, мы рассмотрели две  теоретические модели AS. Они описывают  вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы  кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.

Горизонтальный отрезок  кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок  кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

Рис. 5. Общая модель AS

I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок

 

 

4. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Совокупный  спрос обозначается AD, совокупное предложение - AS. Модель AD-AS является базовой для изучения колебания объема выпуска и уровня цен экономики для изучения последствий и причин колебания. Существует два подхода для объяснения равновесия товарного рынка. 1)Классическая модель, которая объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов и потенциального выпуска (Y*). 2) Кейнсианский подход, который изучает равновесие товарного рынка в краткосрочном периоде. Согласно данному подходу равновесие может устанавливаться на уровне неполной занятости, при этом величина совокупного спроса определяется величиной совокупных расходов экономических субъектов.

Макроэкономическое  равновесие в модели AD-AS.

Макроэкономическое  равновесие - это достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности процессов производства и потребления, спроса и предложения, производственных затрат и результатов материальных потоков и финансовых потоков.

Изменение со стороны AD: 1)если AD изменяется на горизонтальном отрезке, то изменяется и реальный объем производства при неизменном уровне цен. 2)Если AD меняется на промежуточном отрезке, то изменяется как реальный объем производства, так и общий уровень цен. 3)Если AD изменяется на вертикальном отрезке, то изменяется только общий уровень цен при неизменном потенциальном Y.

Шоки – это разные изменения совокупности спроса и предложения, которые приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня.

Шоки  спроса и предложения вызываются действием неценовых факторов.

Шоки спроса и предложения  представляют собой резкие отклонения от исходного значения уровней занятости и выпуска. 

Спросовые шоки могут возникнуть в результате резкого увеличения предложения денег или скорости их обращения.

Шок предложения - это резкое изменение совокупного предложения.

Шоки предложения также могут быть связаны с динамикой следующих показателей.

1. Изменение цен на ресурсы и факторы производства

2. Стихийные бедствия природного или техногенного характера 

3. Налоговые изменения

4. Изменения в законодательстве. 

 

 

 

5. ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Потребительские расходы  важнейший -компонент совокупного спроса на

Них в развитых странах  приходится примерно совокупных расходов

Изучение факторов влияющих на величину потребительских расходов дает

Возможность вывести функцию  потребления.

В зависимости от того какой  из факторов выступает главным различают  несколько  моделей потребления  основные из которых

• теория абсолютного дохода Дж.МКейнса

• теория потребления С.Кузнеца

• теория относительного дохода Дж.Дьюзенберри

• теория жизненного цикла  потребления Ф.Модильяни Р.Брумбергаи А.Андо

• теория перманентного дохода М.Фридмана

 

6. Кейнскианская и классическая теория

Кейнсианская теория инвестиций предполагает, что именно колебания объемов инвестиций являются движущей силой экономических циклов (циклов деловой активности). В свою очередь, по мнению Кейнса, уровень инвестиций основывается во многом на такой категории, как склонность к сбережению, особенно предельная склонность к сбережению, которая колеблется по времени и странам.

Фундаментом макроэкономического  равновесия является равенство между  сбережениями, которые осуществляются потребителями, и инвестициями, которые  бизнес считает необходимым осуществить. Согласно классической теории, механизмом, уравновешивающим эти величины, является норма процента, которая автоматически  устанавливается на уровне, когда  инвестиции и сбережения равны. Кейнсианская трактовка механизма инвестиционного процесса опровергает автоматизм саморегулирования рынка. В частности, существует вероятность возникновения такого несовпадения планов потребителей и производителей благ, при котором ставка процента не сможет урегулировать инвестиционный механизм. Регулирование инвестиционного процесса с помощью управления величиной ставки процента, бюджетной и налоговой политики государства являются средством предотвращения кризисных ситуаций и приведения в соответствие планов и ожиданий потребителей и производителей общественных благ. Таковы основы механизма инвестиционного процесса, рассмотренного в теории Кейнса, которая получила впоследствии характеристику теории, объясняющей функционирование экономики, находящейся в кризисной ситуации.

 

8. Спрос на деньги и его  факторы. Виды спроса на деньги: классическая и кейнсианская теории спроса на деньги.

  Спрос на деньги - объем активов в денежной форме (таких, как наличность и чековые депозиты), которые население выбирает для того, чтобы держать их в своих портфелях. Иными словами, предъявляя спрос на деньги, люди осуществляют часть решений по распределению активов в своих портфелях. Спрос на деньги зависит от ожидаемого дохода, от риска и от ликвидности денег и других активов.

Виды  спроса на деньги обусловлены 2 основными  функциями денег:

        1. Средства обращения – функция обуславливает транзакционные теории спроса на деньги.
        2. Функция накопления богатства (портфельная функция).

 

Виды спроса на деньги:

1.Транзакционный спрос на деньги это спрос на деньги для сделок (transactions), т.е. для покупки товаров и услуг. Транзакционный спрос на деньги базируется на количественной теории денег (классическая теория).          

До 30-х годов  транзакционный спроса на деньги был  единственным, однако Кейнс выделил еще 2 вида спроса на деньги.

2. Спрос на деньги из мотива предосторожности – (precautionary demand for money) объясняется тем, что помимо запланированных покупок люди совершают и незапланированные.

Информация о работе Лекции по "Макроэкономике"