Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:37, курс лекций
1. Расширенная модель круговых потоков и ее значение в макроэкономике. Закон Вальраса для взаимосвязанных рынков.
Кругооборот потоков в экономике.
Правило кругооборота потока в экономике: стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; национальный продукт равен национальному доходу; совокупный спрос равен совокупному предложению; совокупные доходы равны совокупным расходам.
Кругооборот потоков в экономике.
Правило кругооборота потока в экономике: стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; национальный продукт равен национальному доходу; совокупный спрос равен совокупному предложению; совокупные доходы равны совокупным расходам.
Состояние равновесия, величина национального продукта равна сумме совокупных расходов. Совокупные расходы (Е), т.е У=Е.
Рис 1.
Закон Вальраса для взаимосвязанных рынков.
Этот закон позволяет выявить условия равновесия всех рынков в экономике.
Закон Вальраса формулируется следующим образом:
- для краткосрочного периода:
Сумма спросов и предложений на всех взаимосвязанных рынках равна нулю. или Избыточный спрос на одной части взаимосвязанных рынков должен быть равен избыточному предложению на оставшейся части рынков.
- для долгосрочного периода:
Если в экономике n взаимосвязанных рынков и на (n - 1) рынке – равновесие, то на n –ом рынке – также равновесие.
Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен.
Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой (рис.2) которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной.
Основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт, .
Ценовые факторы кроме уровня цен:
Рис.2
Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:
Совокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.
Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.
Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.
Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.
Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.
Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.
Рис. 5. Общая модель AS
I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок
4. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.
Совокупный спрос обозначается AD, совокупное предложение - AS. Модель AD-AS является базовой для изучения колебания объема выпуска и уровня цен экономики для изучения последствий и причин колебания. Существует два подхода для объяснения равновесия товарного рынка. 1)Классическая модель, которая объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов и потенциального выпуска (Y*). 2) Кейнсианский подход, который изучает равновесие товарного рынка в краткосрочном периоде. Согласно данному подходу равновесие может устанавливаться на уровне неполной занятости, при этом величина совокупного спроса определяется величиной совокупных расходов экономических субъектов.
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.
Макроэкономическое равновесие - это достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности процессов производства и потребления, спроса и предложения, производственных затрат и результатов материальных потоков и финансовых потоков.
Изменение со стороны AD: 1)если AD изменяется на горизонтальном отрезке, то изменяется и реальный объем производства при неизменном уровне цен. 2)Если AD меняется на промежуточном отрезке, то изменяется как реальный объем производства, так и общий уровень цен. 3)Если AD изменяется на вертикальном отрезке, то изменяется только общий уровень цен при неизменном потенциальном Y.
Шоки – это разные изменения совокупности спроса и предложения, которые приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня.
Шоки спроса и предложения вызываются действием неценовых факторов.
Шоки спроса и предложения представляют собой резкие отклонения от исходного значения уровней занятости и выпуска.
Спросовые шоки могут возникнуть в результате резкого увеличения предложения денег или скорости их обращения.
Шок предложения - это резкое изменение совокупного предложения.
Шоки предложения также могут быть связаны с динамикой следующих показателей.
1. Изменение цен на ресурсы и факторы производства
2. Стихийные бедствия природного или техногенного характера
3. Налоговые изменения
4. Изменения в законодательстве.
5. ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Потребительские расходы важнейший -компонент совокупного спроса на
Них в развитых странах приходится примерно совокупных расходов
Изучение факторов влияющих на величину потребительских расходов дает
Возможность вывести функцию потребления.
В зависимости от того какой из факторов выступает главным различают несколько моделей потребления основные из которых
• теория абсолютного дохода Дж.МКейнса
• теория потребления С.Кузнеца
• теория относительного дохода Дж.Дьюзенберри
• теория жизненного цикла
потребления Ф.Модильяни Р.
• теория перманентного дохода М.Фридмана
6. Кейнскианская и классическая теория
Кейнсианская теория инвестиций предполагает, что именно колебания объемов инвестиций являются движущей силой экономических циклов (циклов деловой активности). В свою очередь, по мнению Кейнса, уровень инвестиций основывается во многом на такой категории, как склонность к сбережению, особенно предельная склонность к сбережению, которая колеблется по времени и странам.
Фундаментом макроэкономического
равновесия является равенство между
сбережениями, которые осуществляются
потребителями, и инвестициями, которые
бизнес считает необходимым
8. Спрос на деньги и его
факторы. Виды спроса на
Спрос на деньги - объем активов в денежной форме (таких, как наличность и чековые депозиты), которые население выбирает для того, чтобы держать их в своих портфелях. Иными словами, предъявляя спрос на деньги, люди осуществляют часть решений по распределению активов в своих портфелях. Спрос на деньги зависит от ожидаемого дохода, от риска и от ликвидности денег и других активов.
Виды спроса на деньги обусловлены 2 основными функциями денег:
Виды спроса на деньги:
1.Транзакционный спрос на деньги это спрос на деньги для сделок (transactions), т.е. для покупки товаров и услуг. Транзакционный спрос на деньги базируется на количественной теории денег (классическая теория).
До 30-х годов транзакционный спроса на деньги был единственным, однако Кейнс выделил еще 2 вида спроса на деньги.
2. Спрос на деньги из мотива предосторожности – (precautionary demand for money) объясняется тем, что помимо запланированных покупок люди совершают и незапланированные.