В пределе
попытки государства снизить
уровень безработицы не дают желаемого
результата: уровень безработицы
стремится к естественному, а темп
роста цен все ускоряется.
|
Долговременная кривая Филлипса |
На графике
видно, что при каждой новой попытке
снизить уровень безработицы
кривая Филлипса смещается вверх, рождая
целое их семейство. М. Фридмен в своих
исследованиях показал, что продолжительные
активные действия государства на рынке труда изменяют закономерность,
выведенную О. Филлипсом, на противоположную:
уровень безработицы и уровень инфляции
изменяются в одном направлении. Такая
ситуация возникла во многих странах в
70-е годы XX века.
Итак, ограничение
уровня безработицы при помощи государственных
расходов не дает продолжительного положительного
эффекта. Более того, оно приводит
к росту инфляции, если исходный
уровень безработицы ниже естественного
уровня. Следовательно, необходимо искать
новые пути решения проблемы безработицы.
Естественный
уровень безработицы есть уровень,
стабилизирующий инфляцию. Он определяется
как средний уровень безработицы
за длительный период (за 10 и более
лет), и ему соответствует естественный
(потенциальный) объем ВВП. Естественный
уровень безработицы различается по странам
и периодам. Его факторами являются: изменение
доли молодежи и женщин в составе рабочей
силы; частота структурных сдвигов в экономике;
степень развития страхования по безработице;
жесткость заработной платы, порождающей
"безработицу ожидания", связанную
с ожиданиями хорошо оплачиваемой работы;
уровень законодательно установленной
минимальной заработной платы.
Фактора инфляции
Внешние факторы инфляции:
- мировые структурные кризисы (сырьевые, энергетические, валютные)
- валютная политика государства (экспорт инфляции)
- нелегальный экспорт золота, валюты
Внутренние факторы инфляции:
1. факторы денежного обращения:
а) переполнение сферы обращения
избыточной массой денежных средств
за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой
на покрытие дефицита;
б) пересыщение кредитом экономики страны;
в)методы правительства по поддержанию
курса национальной валюты, ограничение
ее движения.
2. факторы неденежного обращения:
а) факторы, связанные со структурными
диспропорциями в общественном воспроизводстве;
б) с затратным механизмом хозяйствования;
в) гос налоговой политикой;
г) внешнеэкономической деятельностью.
22.Способы
финансирования дефицита государственного
бюджета. Влияние различных методов финансирования
бюджетного дефицита на экономику
Дефицит государственного бюджета
может быть профинансирован:
- за счет эмиссии денег (монетизация дефицита). Этот способ называется эмиссионным или денежным и состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами. Главным недостатком эмиссионного способа финансирования является его инфляционный характер, так как увеличение денежной массы, особенно в долгосрочном периоде, ведет к инфляции.
- за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Достоинства этого способа состоят в том, что, во-первых, в краткосрочном периоде он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому он считается неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, и, во-вторых, это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.
- за счет займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов и получении средств для финансирования бюджетного дефицита) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Достоинства этого способа заключаются в возможности получения крупных сумм и в его неинфляционном характере.
23. Государственный
долг, его виды и последствия.
Показатели задолженности.
Финансирование дефицита
государственного бюджета за счет внутреннего
и внешнего займов являются долговыми способами
покрытия бюджетного дефицита. Займы ведут
к появлению и росту величины государственного
долга. Соответственно различают два вида
государственного долга: внутренний
и внешний.
Государственный
долг - это сумма накопленных
бюджетных дефицитов, скорректированная
на величину профицитов бюджета (если
они имели место).
По абсолютной величине государственного
долга невозможно определить его
бремя для экономики. Для этого
используется показатель отношения
величины государственного долга D к величине
национального дохода или ВВП Y, т.е.
или более точный показатель
соотношения темпов роста долга
к темпам роста ВВП. При низких темпах
роста ВВП и экономического роста государственный
долг превращается в серьезную макроэкономическую
проблему.
Опасность большого государственного
долга связана не с тем, что
правительство может обанкротиться,
так как оно обычно не погашает
долг, а рефинансирует его, выпуская
новые государственные займы
и делая новые долги для
погашения старых, т.е. строит финансовую пирамиду.
Кроме того, правительство для финансирования
своих расходов может повысить налоги
или выпустить в
обращение дополнительные
деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия
большого государственного внутреннего
долга, заключаются в том, что:
- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
- перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
- рефинансирование долга в краткосрочном периоде ведет к вытеснению частных инвестиций, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и производственного потенциала страны.
- необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
- дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением - чем больше государственный долг, т.е. чем больше выпущено государственных облигаций, тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.
- создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде. Если государство будет постоянно рефинансировать долг, выпуская все большее количество государственных облигаций, то в будущем может наступить момент, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год.
- может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефиц<span class="Normal__Char" style=" font-