Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:03, курс лекций
К функциям коммерческих банков относятся привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством депозитно-кредитных операций комбанки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение. В целом предложение денег в экономике изменяется в результате операций центрального банка, комбанков и решений небанковского сектора: центробанк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор; фактический объем предложения денег складывается в результате операций комбанков по приему вкладов и выдаче ссуд.
УF = У / 1 - g х (u - u*)
uК = u - u* - конъюнктурная безработица; разница между фактическим (u) и естественным уровнем (u*) безработицы;
УF (N*) - У (N) - конъюнктурный разрыв; разница между национальным доходом полной занятости (УF) и фактическим национальным доходом при наличии конъюнктурной безработицы (У);
(УF - У) / УF = g х (u - u*) - формула Оукена, устанавливающая зависимость между конъюнктурной безработицей и конъюнктурным разрывом; g - параметр Оукена. Закон Оукена - если конъюнктурная безработица растет на 1 пункт, то конъюнктурный разрыв увеличивается на __ пунктов.
Синтетический индикатор
состояния экономической
В зависимости от того, как изменяется значение экономических параметров в ходе конъюнктурного цикла они делятся на проциклические, контрциклические, ациклические.
1.Проциклические - параметры, значения которых во время подъема увеличиваются, в фазе спада уменьшаются (совокупный выпуск, загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, скорость обращения денег, краткосрочные ставки процента, общий уровень цен, прибыли корпораций; в меньшей степени - долгосрочные ставки процента, уровни цен и объемы выпуска в добывающей промышленности и сельском хозяйстве, производство товаров однократного пользования).
2.Контрциклические - показатели, значения которых во время спада увеличиваются, а во время подъема уменьшаются (уровень безработицы, число банкротств, размеры производственных запасов готовой продукции).
3.Ациклические - параметры, динамика которых не обнаруживает связи с фазами экономического цикла (объем экспорта).
Темпы изменения разных параметров обычно не совпадают: одни из проциклических переменных еще возрастают, тогда как другие уже снижаются и ,соответственно, одни из контрциклических переменных еще падают, а другие уже возрастают. Следовательно, надо различать экономические переменные по тому, достигают ли они максимума (минимума) до или после достижения экономического цикла (низшей точки спада).
Согласно классификации
1.Опережающие (ведущие) - параметры, достигающие максимума (минимума) перед достижением пика (низшей точки) активности: средняя продолжительность рабочей недели в промышленности, среднее число сверхурочных часов, число вновь создаваемых деловых предприятий, число новых строительных контрактов, изменения в запасах, индексы фондового рынка, прибыли корпораций, изменение денежной массы.
2.Запаздывающие (отстающие) - параметры, достигающие максимума (минимума) после достижения экономического пика (низшей точки): численность безработных более 15 недель, расходы на новые предприятия и оборудование, удельные расходы на заработную плату, средний уровень процентной ставки коммерческих банков.
3.Соответствующие (
Вопрос 3. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-цикла. Модель мультипликатора-акселератора.
Согласно кейнсианскому подходу, в основе объяснения бизнес-циклов лежат нарушения условий совершенной конкуренции, что приводит к негибкости цен и заработной платы. Главным источником импульсов, порождающим экономические колебания, являются автономные изменения инвестиционных рас-
ходов. Однако только один рост инвестиций недостаточен для того, чтобы породить циклы - необходим механизм распространения циклических колебаний после изменения инвестиций.
Вариант 1. Вслед за первоначальным толчком происходит резкое изменение инвестиций; это - т.н. цикл чистых инвестиций в запасы.
Вариант 2 - модель мультипликатора-акселератора, основа которой теория акселератора инвестиций, в соответствии с которой изменение инвестиций есть отклик не на абсолютный уровень выпуска, а на его изменения.
Согласно Кейнсу, инвестиционные расходы - основной источник импульсов, вызывающих экономические колебания; решения об инвестициях зависят от ожидаемой прибыльности, однако сами эти ожидания неустойчивы, т.е. инвестиционные расходы зависят от «животного чутья» предпринимателей, т.е. от их оптимизма и пессимизма относительно будущего, т.е. инвестициям присуща неустойчивость, что является основанием считать их основным фактором, объясняющим бизнес-циклы; колебания в уровне инвестиций приводят к сдвигам в совокупных расходах, а следовательно, в совокупном выпуске.
Цикл чистых инвестиций в запасы.
Бизнес-цикл запущен в результате автономного роста инвестиций, однако данного роста еще недостаточно для возникновения циклов; увеличение объема выпуска в результате возрастания инвестиций подвержено мультипликационному эффекту, однако данный процесс нестабилен и не порождает циклов.
В основе взаимосвязи изменения инвестиций в основной капитал и процесса возникновения бизнес-циклов лежат колебания размеров инвестиций в запасы (Мецлер):
1.Для частных фирм
2.За неожиданным увеличением
спроса следует столь же
3.Такое поведение фирмы в ответ на изменение запасов - потенциальный источник возникновения циклов.
Модель Мецлера.
Выпуск (Y), идет на: продажу потребителям (YИ), создание запасов (YS) и прочие инвестиции (не в запасы (I0)):
Y = YИ + YS + I0
где YИ - производство продукции для продажи потребителям;
YS - производство продукции для создания запасов;
I0 - инвестиции (помимо инвестиций в запасы).
(YИ) - решение о производстве для продажи потребителям (YИ) основывается на оценках ожидаемых продаж в текущем периоде:
Простой случай. Ожидаемый объем продаж данного периода равен объему продаж предыдущего периода, в свою очередь, объем продаж равен объему потребления в предыдущем периоде; если потребление составляет определенную долю от дохода (с), а доход равен выпуску (Y), то объем продаж в предыдущем периоде составляет:
Сt-1 = c х Yt-1
Т.к. YИ равен ожидаемому объему продаж, который, в свою очередь, равен фактическим продажам предыдущего периода, то:
YИ = c х Yt-1
YS - Фирмы стремятся поддерживать определенный уровень запасов, однако когда объем продаж неожиданно возрастает, уровень запасов падает, т.к. фир-
мы распродают продукцию не только произведенную в текущем периоде, но и запасы, и наоборот; в периоде t-1 непредвиденное изменение запасов равно фактическому объему продаж c х Yt-1 минус ожидаемые продажи c х Yt-2.
В текущем периоде фирма выбирает
объем производства продукции для
пополнения запасов, достаточный для
компенсации непредвиденного
YS = c х Yt-1 - c х Yt
Развернутое уравнение: объем выпуска в данный период зависит от объема выпуска в предшествующие периоды и от автономных инвестиций:
Y = 2 c х Yt-1 - c х Yt-2 + I0
Модель мультипликатора-
Простое описание модели:
1) При наличии резервных
2) Когда величина эффективного
спроса превысит имеющиеся
Iин = n х (Y1 - Y2)
где Iин - функция от прироста национального дохода;
3) Если в текущем году размер
национального дохода
Индуцированные инвестиции, становясь составляющей совокупных расходов, порождают очередной мультипликационный эффект, который снова увеличивает эффективный спрос, и побуждает, тем самым, к новым индуцированным инвестициям.
Модель мультипликатора-
Объем потребления домашних хозяйств в текущем периоде определяется величиной их дохода в предшествующем периоде:
Ct = C + c х Yt-1,
где C - автономное потребление.
Предприниматели осуществляют индуцированные инвестиции, после того как убедились в том, что приращение совокупного спроса устойчиво. Поэтому, принимая решение об объеме индуцированных инвестиций, они ориентируются на приращение совокупного спроса (национального дохода) не в текущем, а в предшествующем периоде:
Iинt = n х (Yt-1 - Yt-2).
При принятых предположениях экономика будет находиться в состоянии равновесия, если Yt = c х Yt-1 - n х (Yt-1 - Yt-2) + Аt
или Yt = (c + n) х Yt-1 - n х Yt-2 + Аt
где Аt - экзогенная величина автономного спроса.
Данное уравнение
Вопрос 4. Неоклассическая теория бизнес-цикла.
Экономисты неоклассической
Теория несовершенной информации. Модели, в которых экономические агенты имеют неполную информацию об экономической системе и, следовательно, в условиях воздействия на экономику разнообразных шоков совершают ошибки в принятии решений об уровне предложения.
А. Фридмен: Оценка последствий экспансионистской денежной политики; объяснение существованию альтернативы «инфляция-безработица»: «Экономические агенты, не владея полной информацией, обмануты денежной экспансией. Производители считают, что увеличение цен затрагивает только их собственную продукцию, веря таким образом, что изменились относительные цены, а не их общий уровень. Рабочие, ошибочно принимая увеличение заработной платы за рост реальной заработной платы, готовы увеличить предложение труда. Если бы экономические агенты владели полной информацией, они бы понимали, что изменение номинального спроса просто подняло номинальную заработную плату и цены, но при этом никаких изменений относительных цен и реальной заработной платы не произошло. Если бы рабочие владели полной информацией, они бы не увеличили предложение труда, а фирмы не увеличили бы производство.