Лекции по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:03, курс лекций

Описание работы

К функциям коммерческих банков относятся привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством депозитно-кредитных операций комбанки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение. В целом предложение денег в экономике изменяется в результате операций центрального банка, комбанков и решений небанковского сектора: центробанк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор; фактический объем предложения денег складывается в результате операций комбанков по приему вкладов и выдаче ссуд.

Файлы: 1 файл

Lektsii_po_makroekonomike.docx

— 145.64 Кб (Скачать файл)

Источники повышения совокупной производительности факторов, или увеличения выпуска на единицу затрат факторов:

1) процесс улучшения знаний обеспечивает  почти 2/3 вклада в технический  прогресс (0,66%);

2) улучшение размещения ресурсов (0,32% в 2,92% прироста национального  дохода);

3) экономия на масштабах производства (более 10% ежегодного роста связа-

но  с ростом масштабов производства). По мере того как увеличиваются масш-

 

табы экономической деятельности, требуется все меньше факторов для производства единицы продукции в связи с тем, что существуют такие виды техники, которые неэффективны при небольших размерах производства, но которые обеспечивают сбережение факторов при больших его масштабах.

 

Вопрос 2. Экономический  рост и экономическая теория предложения.

Одной из теоретических основ программы  преодоления высокой инфляции и  сопутствующей ей безработицы, обеспечения устойчивых темпов экономического роста является концепция экономики предложения.

Согласно данной концепции, экономическая  политика, направленная на стимулирование совокупного спроса неэффективна, т.к. не смогла справиться со стагфляцией 70-х гг., а поэтому должна быть заменена более эффективной экономической политикой, направленной на изменения в совокупном предложении, и которая  может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы.

Один из действенных факторов увеличения совокупного предложения - снижение налогов: 1) сокращение налогов окажет такое мощное воздействие на объем выпуска, что общие налоговые поступления увеличатся и что 2) относящийся к предложению эффект сокращения налогов окажет мощное воздействие на снижение инфляции путем ускорения темпа роста объема производства.

Выгоды Лаффера. Кривая Лаффера. А. Лаффер считал, что по мере роста ставки налога от 0% до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при налоговой ставке t = а (см. рис.), а затем падают, не смотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений связано с тем, что более высокие налоги сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения), а следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.

                                Т


                       сумма                     В


               налоговых

           поступлений      А                                     С


 

 

              0         а                 100 t (ставка налога (в %)


 

Кейнсианцы трактуют рост налогов как антиинфляционный фактор: их рост ведет к снижению покупательной способности и к сдвигу кривой совокупного спроса влево. Сторонники экономики предложения считают, что большинство налогов переходят в издержки фирм и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек: увеличение налогов смещает кривую совокупного предложения влево, доход падает, сокращается налоговая база, сумма налоговых поступлений.

Снижение налоговых ставок, по Лафферу, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестиция, сбережениям, расширению производства, налоговой базы, сокращению  уклонения от налогов. Улучшится состояние бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет при более низкой ставке налога.

Критика подхода. Налоговые стимулы могут привести к росту производства лишь в долгосрочной перспективе, при этом вероятность того, что они сработают, зависит от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок: вероятна ситуация, что при снижении подоходных налогов люди предпочтут больше отдыхать, чем работать, если теперь тот же доход после выплаты

налогов можно будет получить, затрачивая меньше труда; снижение налогов

увеличит  потребление и расширит совокупный спрос, рост которого опередит

 

увеличение  предложения (отдача от дополнительных инвестиций в результате снижения налогов  будет получена не сразу), что может  привести к инфляции и бюджетному дефициту; на практике бывает трудно определить, находится экономика дальше или ближе точки А на кривой Лаффера: если экономика стартует в точке С (см. рис. выше), то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, если движение начнется из точки В, результатом явится рост бюджетного дефицита вследствие падения налоговых поступлений.

Основная предпосылка  экономики предложения: Уровень и /или темп роста выпуска могут быть значительно увеличены с помощью политики, ориентированной на повышение эффективности, уменьшение инфляции, стимулирование желания трудиться и стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию. Предложение труда и капитала не являются заданными и независимыми от склонности к труду, сбережениям и инвестированию. Напротив, выбор между трудом и свободным временем существенно зависит от величины заработной платы после уплаты налогов, и что желание сберегать и инвестировать также зависит от остающейся после уплаты налогов нормы дохода на активы.

1.Предложение труда со стороны домохозяйств значительно увеличивается в ответ на увеличение реальной заработной платы после вычета налогов, не смотря на то, что здесь имеет место двойственный эффект: эффект дохода от увеличения заработной платы будет сокращать предложение труда, т.к. теперь можно работать меньше, а получать больше; но так как каждый час отдыха теперь стоит больше, эффект замещения будет способствовать увеличению предложения труда. Следовательно, изменение в структуре налогов, повышающее реальную заработную плату после уплаты налогов, увеличивает предложение труда и выпуск (Д. Хаусман).

2.Предложение капитала (представляющее собой накопленный объем прошлых инвестиций и растущее, если добавления к запасу капитала превышают величину амортизации, связанной с его износом и обесценением) увеличится, если в результате роста сбережений или уменьшения дефицита государственного бюджета, произойдет увеличение инвестиций: I = S + (T – G), где I - инвестиции; T – G - дефицит госбюджета; G - сбережения.

Сбережения и инвестиции можно  стимулировать посредством уменьшения ставок налогообложения сбережений и прибыли: это приведет к росту сбережений, накопления капитала и, в конечном итоге, к увеличению темпов роста выпуска. Как уже было отмечено, частные инвестиции рост предложения капитала будут тем выше, чем выше сбережения и чем меньше дефицит госбюджета. Дефицит госбюджета поглощает частные сбережения: домохозяйства приобретают правительственные обязательства, а не акции и облигации фирм, выпускаемые ими для финансирования капиталовложений. Поэтому, если содействие экономическому росту ставится в качестве приоритета, правительство должно балансировать бюджет или даже сводить его с положительным сальдо.

Эффективность экономической  политики, направленной на стимулирование совокупного предложения:

1.Политика, увеличивающая предложение  труда путем уменьшения налогов,  и политика, увеличивающая инвестиции путем их субсидирования и уменьшения бюджетного дефицита, всегда будет эффективной с точки зрения увеличения сегодняшнего и будущего потенциального выпуска. Но она не достаточно эффективна с точки зрения удовлетворения текущих социальных нужд, реализуемых за счет государственных расходов.

2.При данных правительственных  расходах и при полной занятости  увеличение сбережений влечет  за собой уменьшение потребления.  Поэтому в рамках экономики  предложения возникает необходимость  выбора между текущим потреблением и будущим потреблением.

 

Тема. Политика стабилизации

 

1.Сущность стабилизационной политики

2.Фискальная политика как инструмент  стабилизации экономики

3.Монетарная политика как инструмент  стабилизации экономики

4.Экономическая политика стимулирования  совокупного предложения

5.Проблемы осуществления стабилизационной  политики.

   Неопределенность, связанная  с временными лагами

 

Вопрос 1. Сущность стабилизационной политики.

Политика стабилизации - политика государства, направленная на стабилизацию экономики и достижение стабильного уровня цен и полной занятости, а также на обеспечение благоприятного климата для экономического роста.

Политика стабилизации экономики  должна учитывать не только внутренне  равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри страны), но и внешнее  равновесие (внешнеторговый баланс и баланс движения капитала. Одна из важнейших предпосылок стабильного развития экономики - благоразумная фискальная политика, при которой расходы контролируются, доходы практически покрывают расходы или близки к ним, так что бюджетный дефицит представляет небольшой % от ВВП.

Совокупность целей  стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует так называемый «золотой треугольник»: если, например, правительство предусматривает в текущем периоде обеспечить рост национального дохода на 5%, удержать безработицу в пределах 4%, а рост уровня цен - 3%, и при этом иметь чистый экспорт, составляющий 2% от величины ВНП, то «золотой треугольник» примет вид, представленный на рисунке.

                       5


                                                 



                  2                    4




                             3


 

Сравнение конфигурации четырехугольников, построенных на основе планируемых  и фактических показателей, дает представление о результативности стабилизационной политики.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны: так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношение субституции между уровнем инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики; в отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это, наряду с ограниченными возможностями правительства, затрудняет построение «золотого треугольника», превращая его в «магический».

В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и/или совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.

К основным проблемам проведения стабилизационной политики можно отнести:

1.Возникновение противоречий между  сохранением полной занятости  и такой целью, как поддержание инфляции на низком уровне.

 

 

2.Неопределенность, касающаяся степени  влияния монетарной и фискальной  политики на совокупный спрос и совокупное предложение.

3.Иногда монетарная и фискальная  политика, используемая для достижения  внутреннего равновесия, может приводить к нарушению платежного баланса.

Главная причина, создающая проблемы при проведении стабилизационной политики - неопределенность, связанная с лагами (запаздыванием). Существуют лаги в связи с: а) распознаванием проблемы, б) реализацией этой политики, в) воздействием политики стабилизации на экономику, г) к тому времени, когда фискальная и монетарная политика начнет оказывать воздействие на экономику, страна может находиться в условиях полной занятости, и проводимая политика может стать дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.

4.Еще одна проблема стабилизационной  политики может состоять в  том, что реакция частного сектора  на изменение направлений политики  в значительной степени зависит  от ожиданий фирм и домохозяйств, которые трудно предсказать.

Часть инструментов для стабилизации экономики предназначены для изменения совокупного спроса, а именно:

  1. фискальная политика, включающая изменение государственных расходов и налогов для достижения безинфляционного выпуска продукции в условиях полной занятости.

2) Монетарная политика, включающая увеличение или уменьшение денежной массы для того, чтобы понизить или повысить процентные ставки (контролируемые центробанком).

Часть инструментов предназначена  для воздействия на совокупное предложение, а именно:

3) Политика, направленная на изменение в совокупном предложении (смещение кривой AS вправо), включающая инструменты, используемые для снижения издержек производства и повышения его эффективности.

Среди вариантов политики стабилизации различают политику твердого курса и произвольную макроэкономическую политику:

1.Последовательная макроэкономическая  политика (политика «твердого курса» или «игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального банка. Данная политика означает меры правительства и центробанка по изменению гос. расходов, налогов и денежной массы, которые ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода правительства и центробанка оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры».

Пример пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы - увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других факторов.

Информация о работе Лекции по "Макроэкономике"