Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:19, курс лекций

Описание работы

Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектом рынка в условиях экономического выбора. Концепции экономического рационализма
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 111.28 Кб (Скачать файл)

Условием эффективного распределения  ресурсов является равенство цены и  предельных издержек. Цена определяет ту пользу, которую общество получает от дополнительной единицы данного  товара.

Предельные издержки показывают те потери, которые имеет общество в виде других товаров в случае использования ресурсов для производства большего количества данного товара.

Ресурсы распределяются в  соответствии с потребительскими вкусами, а фирмы получают максимальную прибыль.

Если цена превышает предельные издержки, это означает, что общество оценивает дополнительные единицы  данного товара выше, чем альтернативные продукты.

Значит фирмы будут расширять производство с целью максимизации прибыли.

Если цена будет меньше предельных издержек, то ресурсы распределяются неэффективно. Эта отрасль получает ресурсов больше, чем нужно.

Условием производственной эффективности является равенство  цены и минимальных средних долгосрочных издержек.

При совершенной конкуренции  наблюдается эффективное и распределение, и использование ресурсов, т.к. условием долгосрочного равновесия является равенство цены предельного дохода, долгосрочных предельных издержек и  минимальных долгосрочных издержек. P=LRMC=LRACmin

Имеются некоторые ограничения  эффективности совершенной конкуренции

Однородность продукции, характерная для совершенной  конкуренции, сужает возможности потребительского выбора.

Отсутствие экономической  прибыли тормозит научно-технический  прогресс.

Конкурентные фирмы не всегда извлекают положительный  эффект масштаба.

 

Тема 3. Чистая монополия

  1. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии
  2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Красткосрочное равновесие чистой монополии
  3. Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде
  4. Чистые монополии и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии
  5. Ценовая дискриминация. Условия. Формы. Последствия

 

  1. Основные  черты чистой монополии. Факторы  монополизации. Виды монополии

Чистая монополия –  состояние рынка, при котором  одна фирма обеспечивает весь объем  отраслевого предложения продукции, у которой нет близких заменителей.

Причины отсутствия заменителей:

  1. Устойчивость потребительских предпочтений
  2. Высокая польза, получаемая потребителем от данной продукции
  3. Место расположения
  4. Наличие барьеров, блокирующих вход на рынок других фирм (факторов монополизации)

Факторы монополизации:

  • Положительный эффект масштаба
  • Патенты и лицензии
  • Контроль над производственными ресурсами
  • Нечестная конкуренция (крупными фирмами оказывается давление на банки и поставщиков с целью лишения конкурентов ресурсов и кредита)

Виды монополии:

  1. Закрытая монополия – защищена от конкурентов государством исключительными правами (патентами, лицензиями)
  2. Открытая монополия – носит временный характер
  3. Естественная монополия – наименьшие средние издержки достигаются при удовлетворении рыночного спроса одним продавцом, одной фирмой

 

  1. Спрос на продукт и предельный доход  монополиста. Красткосрочное равновесие чистой монополии

Спрос на продукцию чистого  монополиста совпадает с отраслевым спросом, который графически изображается в виде нисходящей линии.

 

 

 

 

 

С целью увеличения объема продаж монополия должна снижать  цену на продукцию. Но цена снижается  не только на дополнительную продукцию, она снижается на всю продукцию, в т.ч. и ранее проданную. По этой причине предельный доход монополиста  будет меньше цены для всех значений Q, кроме первого.

P

Q

TR – валовой доход

MR – предельный доход

110

0

0

0

100

1

100

100

90

2

180

80

80

3

240

60


MR1=P1

MR2=P2-(потери от удешевления первой единицы)

MR3=P3-(потери от удешевления двух предыдущих единиц)

 

Предельный доход может  быть отрицательным.

 

 

 

 

Задача монополиста заключается  в том, чтобы выбрать цену и  объем продаж, при которых прибыль  будет максимальной.

 

 

 

 

Выводы:

  1. Монополист не назначает максимально возможную цену, так как в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему максимальную прибыль
  2. Само по себе монопольное положение не гарантирует получения прибыли, она зависит от уровня спроса и от издержек производства
  3. При определенном сочетании цены и уровня средних издержек возможно возникновение убытков
  4. При всех значениях Qцена будет ниже средних издержек, а значит производство будет убыточным

 

 

 

 

 

Цена монополиста превышает  предельные издержки. Это превышение является условием существования монопольной  власти. Монопольная власть – способность фирмы контролировать рыночную цену. Цена монополиста превышает предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.

 

 

 

 

 

 

  1. Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде

 

  1. Чистые  монополии и эффективность. Экономические  последствия монополии. Регулирование естественной монополии

 

 

 

Монополист занижает объемы производства с целью завышения  цены. Это означает, что общество недополучает часть продукции

Условием производственной эффективности является минимум  средних издержек.

Благодаря положительному масштабу, издержки производства монополиста  будут ниже, они дают возможность  производить более дешевую продукцию.

Издержки производства монополиста  Х-неэффективность – потери эффективности, связанные с нерациональными  методами производства с неоптимальными размерами фирмы.

Проявления:

  1. Излишние производственные мощности
  2. Чрезмерный управленческий персонал
  3. Неоправданно высокие расходы на рекламу
  4. Плохая организация заработной платы
  5. Прием на работу некомпетентных друзей и родственников
  6. Уклонение от предпринимательского риска
  7. Разрыв между фактическими издержками производства и теми, которые могли быть достигнуты при оптимизации производства
  8. Расходы на создание лобби

Влияние монополии на научно-технический  прогресс:

Две тенденции:

  1. К ускорению – связана с финансовыми возможностями крупных фирм
  2. К торможению

 

 

  1. Ценовая дискриминация. Условия. Формы. Последствия

 

Тема 4. Монополистическая  конкуренция

  1. Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Дифференциация продукта
  2. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде
  3. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм
  4. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности
  5. Неценовая конкуренция и ее издержки

 

 

  1. Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Дифференциация продукта

Большое количество фирм, производящих дифференцированную продукцию и  обладающих монопольной властью.

Характерна для банковской сферы, пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебели, розничной торговли, сферы услуг.

С совершенной конкуренцией похоже:

  • Большое количество фирм
  • Свободный вход и выход

Похожа на чистую монополию:

  • Каждая фирма – монополист производства своего дифференцированного продукта и контролирует его цену

 

 

 

 

 

 

 

Спрос на продукцию монополистического конкурента: кривая более эластична  по сравнению с чистой монополией:

  • Большое количество конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары

Но не является совершенно эластичной, как при совершенной  конкуренции и при чистой конкуренции, потому что имеет место меньшее  количество фирм и продукты являются близкими, но не абсолютными заменителями.

Монопольная власть, ее размеры, обратно пропорциональны эластичности спроса на продукцию фирмы.

Эластичность спроса на продукцию  монополистического конкурента зависит  от степени дифференциации продукта и от количества фирм в отрасли.

Чем больше фирм в отрасли  и чем слабее дифференциация продукта, тем эластичнее кривая спроса на продукцию  фирмы и слабее монопольная власть.

 

  1. Равновесие  фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде

 

  1. Равновесие  фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм

В долгосрочном периоде экономическая  прибыль привлекает новых конкурентов  в данную отрасль, при этом наблюдается  рост предложения продукции, цена снижается, кривая спроса будет опускаться вниз и станет более эластичной.

В случае, если будут убытки, предложение в отрасли будет сокращаться, цена повышаться, кривая спроса становиться менее эластичной. И в конечном счете кривая спроса станет касательной по отношению к кривой долгосрочных средних издержек. Это означает получение в долгосрочном периоде фирмами нормальной прибыли.

 

 

 

График долгосрочного  равновесия фирмы-монополистического конкурента.

Возможно сохранение экономической прибыли и убытков в долгосрочном периоде. 

  1. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности

 

  1. Эффективность распределения ресурсов
  2. Эффективность использования ресурсов (производственная эффективность)

 

 

 

 

При монополистической конкуренции  не выполняется равенство цены и  минимального значения средних издержек.

При монополистической конкуренции  не достигается производственная эффективность, не полностью используются производственные мощности, имеют место избыточные производственные мощности. Их наличие означает, что то же самое количество продукции можно было произвести меньшему количеству фирм и с меньшими издержками.

Избыточные производственные мощности – это разность между  тем объемом производства, который  соответствует минимальному значению средних издержек и равновесным  объемом производства.

В защиту монополистической  конкуренции приводятся аргументы:

  1. Монопольная власть на рынках с монополистической конкуренцией не велика, следовательно, убытки от нее будут незначительными
  2. Кривая спроса на продукцию фирмы достаточно эластична, поэтому избыточные производственные мощности будут незначительными
  3. Неэффективность монополистической конкуренции компенсируется ее значительным преимуществом, которое заключается в наличии широкого выбора товаров на монополистическом рынке

Чем сильнее дифференциация продукции, тем значительнее избыточные производственные мощности, но тем  полнее удовлетворяются потребности  общества.

Монополистическая конкуренция  не очень устраивает самих производителей, что объясняется получением ими  нормальной прибыли.

Способом улучшения положения  фирм считается неценовая конкуренция, предполагающая широкое использование  рекламы, совершенствование продукта и ее дальнейшую дифференциацию.

 

 

  1. Неценовая конкуренция и ее издержки

 

Тема 5. Олигополия

  1. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии
  2. Устойчивость цен при олигополии. Модель ломаной кривой спроса
  3. Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии
  4. Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии (модели с последовательным принятием решений). Модель лидерства по цене. Модель лидерства по объему выпуска
  5. Модель олигополии, основанная на некооперативной стратегии (модели с одновременным принятием решений). Модель Курно. Модель Бертрана
  6. Олигополия и эффективность
  7. Рыночная власть, ее источники и показатели. Монополизм в РБ
  8. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование. Мировой опыт и особенности в РБ

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"