Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:19, курс лекций
Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектом рынка в условиях экономического выбора. Концепции экономического рационализма
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов
Условием эффективного распределения ресурсов является равенство цены и предельных издержек. Цена определяет ту пользу, которую общество получает от дополнительной единицы данного товара.
Предельные издержки показывают те потери, которые имеет общество в виде других товаров в случае использования ресурсов для производства большего количества данного товара.
Ресурсы распределяются в соответствии с потребительскими вкусами, а фирмы получают максимальную прибыль.
Если цена превышает предельные издержки, это означает, что общество оценивает дополнительные единицы данного товара выше, чем альтернативные продукты.
Значит фирмы будут расширять производство с целью максимизации прибыли.
Если цена будет меньше предельных издержек, то ресурсы распределяются неэффективно. Эта отрасль получает ресурсов больше, чем нужно.
Условием производственной
эффективности является равенство
цены и минимальных средних
При совершенной конкуренции
наблюдается эффективное и
Имеются некоторые ограничения
эффективности совершенной
Однородность продукции, характерная для совершенной конкуренции, сужает возможности потребительского выбора.
Отсутствие экономической прибыли тормозит научно-технический прогресс.
Конкурентные фирмы не всегда извлекают положительный эффект масштаба.
Тема 3. Чистая монополия
Чистая монополия –
состояние рынка, при котором
одна фирма обеспечивает весь объем
отраслевого предложения
Причины отсутствия заменителей:
Факторы монополизации:
Виды монополии:
Спрос на продукцию чистого
монополиста совпадает с
С целью увеличения объема продаж монополия должна снижать цену на продукцию. Но цена снижается не только на дополнительную продукцию, она снижается на всю продукцию, в т.ч. и ранее проданную. По этой причине предельный доход монополиста будет меньше цены для всех значений Q, кроме первого.
P |
Q |
TR – валовой доход |
MR – предельный доход |
110 |
0 |
0 |
0 |
100 |
1 |
100 |
100 |
90 |
2 |
180 |
80 |
80 |
3 |
240 |
60 |
MR1=P1
MR2=P2-(потери от удешевления первой единицы)
MR3=P3-(потери от удешевления двух предыдущих единиц)
Предельный доход может быть отрицательным.
Задача монополиста
Выводы:
Цена монополиста превышает предельные издержки. Это превышение является условием существования монопольной власти. Монопольная власть – способность фирмы контролировать рыночную цену. Цена монополиста превышает предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.
Монополист занижает объемы производства с целью завышения цены. Это означает, что общество недополучает часть продукции
Условием производственной эффективности является минимум средних издержек.
Благодаря положительному масштабу,
издержки производства монополиста
будут ниже, они дают возможность
производить более дешевую
Издержки производства монополиста Х-неэффективность – потери эффективности, связанные с нерациональными методами производства с неоптимальными размерами фирмы.
Проявления:
Влияние монополии на научно-технический прогресс:
Две тенденции:
Тема 4. Монополистическая конкуренция
Большое количество фирм, производящих дифференцированную продукцию и обладающих монопольной властью.
Характерна для банковской сферы, пищевой промышленности, производства одежды и обуви, мебели, розничной торговли, сферы услуг.
С совершенной конкуренцией похоже:
Похожа на чистую монополию:
Спрос на продукцию монополистического конкурента: кривая более эластична по сравнению с чистой монополией:
Но не является совершенно эластичной, как при совершенной конкуренции и при чистой конкуренции, потому что имеет место меньшее количество фирм и продукты являются близкими, но не абсолютными заменителями.
Монопольная власть, ее размеры,
обратно пропорциональны
Эластичность спроса на продукцию монополистического конкурента зависит от степени дифференциации продукта и от количества фирм в отрасли.
Чем больше фирм в отрасли и чем слабее дифференциация продукта, тем эластичнее кривая спроса на продукцию фирмы и слабее монопольная власть.
В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлекает новых конкурентов в данную отрасль, при этом наблюдается рост предложения продукции, цена снижается, кривая спроса будет опускаться вниз и станет более эластичной.
В случае, если будут убытки, предложение в отрасли будет сокращаться, цена повышаться, кривая спроса становиться менее эластичной. И в конечном счете кривая спроса станет касательной по отношению к кривой долгосрочных средних издержек. Это означает получение в долгосрочном периоде фирмами нормальной прибыли.
График долгосрочного равновесия фирмы-монополистического конкурента.
Возможно сохранение экономической
прибыли и убытков в долгосрочном периоде.
При монополистической конкуренции не выполняется равенство цены и минимального значения средних издержек.
При монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность, не полностью используются производственные мощности, имеют место избыточные производственные мощности. Их наличие означает, что то же самое количество продукции можно было произвести меньшему количеству фирм и с меньшими издержками.
Избыточные производственные мощности – это разность между тем объемом производства, который соответствует минимальному значению средних издержек и равновесным объемом производства.
В защиту монополистической конкуренции приводятся аргументы:
Чем сильнее дифференциация продукции, тем значительнее избыточные производственные мощности, но тем полнее удовлетворяются потребности общества.
Монополистическая конкуренция не очень устраивает самих производителей, что объясняется получением ими нормальной прибыли.
Способом улучшения положения
фирм считается неценовая
Тема 5. Олигополия