Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:19, курс лекций
Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектом рынка в условиях экономического выбора. Концепции экономического рационализма
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов
Олигополия – структура, в которой несколько крупных фирм (2 – 10) производит продукцию в отрасли.
Черты:
Основные причины, способствующие олигополии:
Не существует одной модели олигополии:
Особенности ценообразования при олигополии:
Ломаная кривая спроса была предложена в 20 веке для объяснения стабильности цен на некоторых олигополистических рынках, где несмотря на рост издержек производства, цены оставались неизменными. Не основанная на тайном сговоре олигополия.
Теория ломаной кривой спроса предполагает учет реакции олигополистов на изменение цен, предпринимаемые конкурентами. Считается, что если фирма повысит цену, то конкуренты ее не поддержат. Если фирма снизит цену, то конкуренты сделают тоже самое.
Ломаная кривая спроса – это кривая спроса на продукцию фирмы А. состоит из двух отрезков. Выше точки А кривая спроса будет эластичной, а ниже – неэластичной. Ломаная кривая спроса еАD1. При повышении цены фирмой А, фирмы В, С не поддерживают ее и спрос на ее продукцию резко сокращается. Если же фирма А будет понижать цену, фирмы В и С будут делать то же самое. Значит объем в значительной степени не растет.
Кривая предельного дохода будет состоять из двух отрезков.
Этот график позволяет объяснить негибкость цен при олигополии, не основанной на тайном сговоре.
Как показывает анализ, любое изменение цены приводит к ухудшению положения олигополиста.
В определенных пределах изменения предельных издержек не будут влиять на объем производства и цену.
Изменение цены возможно при существенном росте предельных издержек, т.е. тогда, когда предельные издержки и предельный доход пересекутся выше и слева от точки А.
В зависимости от взаимодействия фирм выделяют модели олигополии:
Модели с некооперативной стратегией бывают двух видов:
При последовательной игре фирмы принимают решения поочередно с учетом предыдущих действий конкурентов.
Одновременная игра означает, что фирмы принимают решения с учетом ожидаемых действий конкурентов.
Тайный сговор – фирмы-олигополисты заключают соглашения о единых ценах и объемах производства и разделе рынка.
Факторы, препятствующие созданию и сохранению картельного соглашения:
Молчаливое тайное соглашение – это средство ценовой координации, т.е. фирмы координируют свои действия не вступая в прямой тайный сговор.
Имеет место крупная доминирующая фирма, которая обеспечивает значительную долю отраслевого предложения и становится лидером, принимает решения по изменению цены. Остальные фирмы (ведомые) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером.
Изменения цены осуществляются редко. Цена изменяется только тогда, когда издержки и спрос изменяются значительно.
Чтобы помешать вступлению в отрасль новых конкурентов, фирмы могут установить цену ниже уровня, максимизирующего прибыль.
Цена фирмой лидером устанавливается такая, чтобы другие фирмы могли получать достаточную прибыль.
Если не поддерживается решение фирмы-лидера, то роль лидера начинают выполнять другие фирмы.
D – кривая рыночного спроса (спрос на продукцию всех фирм)
DL – кривая спроса лидера
Sn – кривая предложения остальных фирм отрасли
Ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию как разность между отраслевым спросом и предложением остальных конкурентов.
При цене Р2 предложение конкурентов будет нулевым и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться фирмой лидером.
Тема 6. Рынок труда
Вопрос о ценообразовании на факторы производства имеет большое значение. Это объясняется:
Спрос фирмы на факторы производства. Его анализ основывается на следующих предположениях:
Особенности спроса на факторы производства:
Факторы, определяющие спрос на ресурсы:
L |
TP |
MPL |
P (цена на конечную продукцию) |
TR (совокупный доход производителя от продажи конечной продукции) (цена*количество) |
MRPL (предельный продукт труда в денежном выражении, либо предельная доходность ресурса) (прирост валового дохода, MRP=MP*P) |
MRCL |
1 |
17 |
17 |
2 |
34 |
34 |
20 |
2 |
31 |
14 |
2 |
62 |
28 |
20 |
3 |
43 |
12 |
2 |
86 |
24 |
20 |
4 |
53 |
10 |
2 |
106 |
20 |
20 |
5 |
60 |
7 |
2 |
120 |
14 |
20 |
Предельный продукт труда в денежном выражении – это прирост валового дохода, полученный в случае дополнительной единицы переменного ресурса.
MRP показывает ту выгоду, которую будет иметь фирма или предприниматель в случае использования дополнительной единицы переменного ресурса (труда).
Предельные издержки на ресурс MRC показывают то, во что обходится фирме использование дополнительной единицы переменного ресурса. В условиях конкурентного рынка ресурсов предельные издержки на ресурс будут равны цене ресурса (MRCрес=Pрес).
Условие минимизации издержек является необходимым, но не достаточным для максимизации прибыли.
Он характеризуется большим количеством фирм, конкурирующих при найме труда, многочисленностью рабочих, имеющих одинаковую квалификацию и конкурирующих за свободные рабочие места, ни одна из сторон не осуществляет контроль за ставкой заработной платы (это цена труда).
Кривая совокупного спроса на труд получается путем суммирования по горизонтали кривых спроса на труд отдельных фирм.
При отсутствии безработицы фирмы будут платить рабочим более высокую заработную плату для того, чтобы привлечь труд на свободные рабочие места из других отраслей и районов.
Равновесие на рынке труда характеризуется равенством спроса и предложения.
Факторы, определяющие предложение труда на макроуровне:
Монопсония на рынке труда – это тип рыночной структуры, где большому количеству продавцов труда противостоит единственный покупатель, обладающий монопольной властью или обладающий способностью влиять на заработную плату.
Черты:
Каждая точка этой кривой
показывает заработную плату одного
рабочего, которую нужно платить
для привлечения
Для привлечения большего количества труда выплачивается более высокая ставка заработной платы, но более высокая заработная плата выплачивается не только дополнительным рабочим, но и ранее нанятым рабочим. По этой причине предельные издержки на ресурс (MRC) будут выше ставки заработной платы (W) на величину, необходимую для доведения заработной платы уже нанятых рабочих до нового уровня.
W |
L |
MRC |
6 |
1 |
6 |
7 |
2 |
8 |
8 |
3 |
10 |