Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:19, курс лекций

Описание работы

Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектом рынка в условиях экономического выбора. Концепции экономического рационализма
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 111.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Основные  признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии

Олигополия – структура, в которой несколько крупных  фирм (2 – 10) производит продукцию в  отрасли.

Черты:

  1. Немногочисленность
  2. Продукт может быть однородным, а может и дифференцированным
  3. Некоторые фирмы могут контролировать цену благодаря их большим долям в общем отраслевом выпуске продукции
  4. При олигополии фирмы осознают свою взаимозависимость, это означает, что отдельные продавцы при установлении цен должны считаться с реакцией своих конкурентов

Основные причины, способствующие олигополии:

  • Эффект масштаба
  • Эффект слияния

Не существует одной модели олигополии:

  • Существует множество видов олигополии, поскольку она объединяет самые различные рыночные ситуации.
  • Непредсказуемость реакции конкурентов не позволяет оценить спрос и предельный доход олигополиста

Особенности ценообразования  при олигополии:

  • Цены изменяются реже
  • Изменяются всеми конкурентами

 

  1. Устойчивость  цен при олигополии. Модель ломаной  кривой спроса

Ломаная кривая спроса была предложена в 20 веке для объяснения стабильности цен на некоторых олигополистических рынках, где несмотря на рост издержек производства, цены оставались неизменными. Не основанная на тайном сговоре олигополия.

Теория ломаной кривой спроса предполагает учет реакции олигополистов на изменение цен, предпринимаемые конкурентами. Считается, что если фирма повысит цену, то конкуренты ее не поддержат. Если фирма снизит цену, то конкуренты сделают тоже самое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ломаная кривая спроса –  это кривая спроса на продукцию фирмы  А. состоит из двух отрезков. Выше точки А кривая спроса будет эластичной, а ниже – неэластичной. Ломаная кривая спроса еАD1. При повышении цены фирмой А, фирмы В, С не поддерживают ее и спрос на ее продукцию резко сокращается. Если же фирма А будет понижать цену, фирмы В и С будут делать то же самое. Значит объем в значительной степени не растет.

Кривая предельного дохода будет состоять из двух отрезков.

Этот график позволяет  объяснить негибкость цен при  олигополии, не основанной на тайном сговоре.

Как показывает анализ, любое  изменение цены приводит к ухудшению  положения олигополиста.

В определенных пределах изменения  предельных издержек не будут влиять на объем производства и цену.

Изменение цены возможно при  существенном росте предельных издержек, т.е. тогда, когда предельные издержки и предельный доход пересекутся  выше и слева от точки А.

 

 

 

 

  1. Модель  олигополии, основанная на кооперативной  стратегии

В зависимости от взаимодействия фирм выделяют модели олигополии:

  • С кооперативной стратегией (фирмы заключают соглашения о разделе рынка, о ценах, вступают в тайный сговор)
  • С некооперативной стратегией (фирмы находятся в состоянии конкуренции, нету тайного сговора)

Модели с некооперативной  стратегией бывают двух видов:

  • Модели с последовательной игрой (лидерство по объему продаж, лидерство по цене)
  • Модели с одновременной игрой (одновременное установление объема продаж и одновременное установление цен)

При последовательной игре фирмы  принимают решения поочередно с  учетом предыдущих действий конкурентов.

Одновременная игра означает, что фирмы принимают решения  с учетом ожидаемых действий конкурентов.

Тайный сговор – фирмы-олигополисты заключают соглашения о единых ценах и объемах производства и разделе рынка.

Факторы, препятствующие созданию и сохранению картельного соглашения:

 

 

 

  1. Модели  олигополии, основанные на некооперативной  стратегии (модели с последовательным принятием решений). Модель лидерства  по цене. Модель лидерства по объему выпуска

Молчаливое тайное соглашение – это средство ценовой координации, т.е. фирмы координируют свои действия не вступая в прямой тайный сговор.

Имеет место крупная доминирующая фирма, которая обеспечивает значительную долю отраслевого предложения и  становится лидером, принимает решения  по изменению цены. Остальные фирмы (ведомые) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером.

Изменения цены осуществляются редко. Цена изменяется только тогда, когда  издержки и спрос изменяются значительно.

Чтобы помешать вступлению в  отрасль новых конкурентов, фирмы  могут установить цену ниже уровня, максимизирующего прибыль.

Цена фирмой лидером устанавливается  такая, чтобы другие фирмы могли  получать достаточную прибыль.

Если не поддерживается решение  фирмы-лидера, то роль лидера начинают выполнять другие фирмы.

 

 

 

 

 

 

D – кривая рыночного спроса (спрос на продукцию всех фирм)

DL – кривая спроса лидера

Sn – кривая предложения остальных фирм отрасли

Ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию как  разность между отраслевым спросом  и предложением остальных конкурентов.

При цене Р2 предложение конкурентов будет нулевым и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться фирмой лидером.

 

 

  1. Модель  олигополии, основанная на некооперативной  стратегии (модели с одновременным  принятием решений). Модель Курно. Модель Бертрана
  2. Олигополия и эффективность
  3. Рыночная власть, ее источники и показатели. Монополизм в РБ
  4. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование. Мировой опыт и особенности в РБ

 

Тема 6. Рынок труда

  1. Рынок ресурсов. Спрос на ресурсы. Кривая спроса фирмы на ресурс
  2. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы
  3. Рынок труда. Равновесие конкурентного рынка труда. Особенности рынка труда в РБ
  4. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двухсторонняя монополия на рынке труда
  5. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы. Дифференциация заработной платы. Минимальная заработная плата

 

  1. Рынок ресурсов. Спрос на ресурсы. Кривая спроса фирмы на ресурс

Вопрос о ценообразовании  на факторы производства имеет большое  значение. Это объясняется:

  1. Цены на труд, землю и капитал определяют доходы их владельцев
  2. При данном уровне технологического развития именно цены на ресурсы определяют то их количество, которое используется в производственном процессе
  3. Именно цены на ресурсы выполняют функцию их распределения по различным фирмам и отраслям

Спрос фирмы на факторы  производства. Его анализ основывается на следующих предположениях:

  • На рынках конечной продукции имеет место совершенная конкуренция
  • Рассматривается конкурентный ранок самого фактора производства, что означает, что ни одна фирма не способна влиять на его цену
  • Все единицы ресурса однородны
  • Предполагается, что изменяется количество переменного ресурса

Особенности спроса на факторы  производства:

  1. Производность спроса на факторы производства – зависимость этого спроса от спроса на конечную продукцию, производимую с его помощью и от производительности ресурса при создании этой конечной продукции
  2. Спрос на ресурсы является совокупным

Факторы, определяющие спрос  на ресурсы:

  1. Производительность ресурса
  2. Качество и количество других ресурсов, связанных с переменным ресурсом
  3. Цены на другие ресурсы

 

L

TP

MPL

P (цена на конечную продукцию)

TR (совокупный доход производителя от продажи конечной продукции) (цена*количество)

MRPL (предельный продукт труда в денежном выражении, либо предельная доходность ресурса) (прирост валового дохода, MRP=MP*P)

MRCL

1

17

17

2

34

34

20

2

31

14

2

62

28

20

3

43

12

2

86

24

20

4

53

10

2

106

20

20

5

60

7

2

120

14

20


Предельный продукт труда  в денежном выражении – это  прирост валового дохода, полученный в случае дополнительной единицы  переменного ресурса.

MRP показывает ту выгоду, которую будет иметь фирма или предприниматель в случае использования дополнительной единицы переменного ресурса (труда).

Предельные издержки на ресурс MRC показывают то, во что обходится фирме использование дополнительной единицы переменного ресурса. В условиях конкурентного рынка ресурсов предельные издержки на ресурс будут равны цене ресурса (MRCрес=Pрес).

 

Условие минимизации издержек является необходимым, но не достаточным  для максимизации прибыли.

 

 

  1. Рыночный  спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы

 

  1. Рынок труда. Равновесие конкурентного рынка  труда. Особенности рынка труда  в РБ

Он характеризуется большим  количеством фирм, конкурирующих  при найме труда, многочисленностью  рабочих, имеющих одинаковую квалификацию и конкурирующих за свободные  рабочие места, ни одна из сторон не осуществляет контроль за ставкой заработной платы (это цена труда).

Кривая совокупного спроса на труд получается путем суммирования по горизонтали кривых спроса на труд отдельных фирм.

 

 

 

 

При отсутствии безработицы  фирмы будут платить рабочим  более высокую заработную плату для того, чтобы привлечь труд на свободные рабочие места из других отраслей и районов.

Равновесие на рынке труда  характеризуется равенством спроса и предложения.

Факторы, определяющие предложение  труда на макроуровне:

  • Численность населения
  • Среднее число часов, отработанных работником за год, что зависит от ставки заработной платы
  • Качество труда и квалификация рабочих

 

  1. Рынок труда в условиях несовершенной  конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двухсторонняя  монополия на рынке труда

Монопсония на рынке труда  – это тип рыночной структуры, где большому количеству продавцов  труда противостоит единственный покупатель, обладающий монопольной властью  или обладающий способностью влиять на заработную плату.

Черты:

  • Одна крупная фирма нанимает работников какого-то конкретного вида труда
  • Данный вид труда является относительно немобильным (альтернативная занятость возможна только при получении новой специальности)
  • Фирма диктует заработную плату в том смысле, что она находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников (3 – 4 фирмы нанимают большую часть какого-либо вида труда)

 

 

 

 

Каждая точка этой кривой показывает заработную плату одного рабочего, которую нужно платить  для привлечения соответствующего числа работников.

Для привлечения большего количества труда выплачивается  более высокая ставка заработной платы, но более высокая заработная плата выплачивается не только дополнительным рабочим, но и ранее нанятым рабочим. По этой причине предельные издержки на ресурс (MRC) будут выше ставки заработной платы (W) на величину, необходимую для доведения заработной платы уже нанятых рабочих до нового уровня.

W

L

MRC

6

1

6

7

2

8

8

3

10

     
     

 

  1. Заработная  плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы. Дифференциация заработной платы. Минимальная заработная плата

 


Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"