Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:19, курс лекций

Описание работы

Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектом рынка в условиях экономического выбора. Концепции экономического рационализма
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 111.28 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Кривая  доход-потребление. Кривые Энгеля


 

 

 

 

 

 

Получаем кривую доход-потребление. На ней располагаются все сочетания  товаров А и В, максимизирубщие полезность и связанные с определенным уровнем дохода потребителя.

При помощи кривой можно показать изменения  в спросе, предъявляемом потребителем на благо В.


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

При помощи кривой доход-потребление  можно построить график зависимости  потребления того или иного товара от дохода потребителя при прочих равных условиях (кривая Энгеля).

Этот график получил название кривой Энгеля. Эрнст Энгель (1821 – 1896) – немецкий статистик, который занимался исследованием влияния доходов на структуру потребительского потребления.

Сформулировал закон потребления, согласно которому при неизменном уровне цен рост доходов семьи или  домашнего хозяйства сопровождается снижением доли расходов, приходящихся на продукты питания.

Спрос на продукты питания  слабо реагирует на изменения  дохода.

Спрос на услуги растет быстрее, чем доходы населения


 

 

 

 

 

 

Нормальные товары – это  товары, спрос на которые растет при увеличении дохода.

Нормальные товары:

  1. Товары первой необходимости
  2. Предметы роскоши

Спрос на товары первой необходимости  растет медленнее, чем доход. Спрос  на предметы роскоши растет быстрее, чем доход.

К товарам низшей категории  относятся те товары, спрос на которые  изменяется в направлении, противоположном  направлению изменения дохода.

В зависимости от уровня дохода один и тот же товар может быть нормальным и низкокачественным.

 

 

 

 

 

  1. Эффект  дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены

С изменением цены товара ожидаются  эффекты двух видов: эффект замещения  и эффект дохода.

Так, при снижении цены товара В спрос на него при прочих равных условиях возрастает, потому что потребитель склонен замещать им оказавшийся относительно более дорогим товар А. Это явление получило название эффекта замещения.

Кроме того, снижение цены товара В дает возможность приобрести покупателю то же количество данного товара за меньшую сумму, сэкономив деньги для дополнительных покупок. Другими словами покупательная способность денежного дохода потребителя возрастает. Данное явление названо эффектом дохода.

Два подхода к разграничению  эффектов:

  1. Подход Е. Слуцкого: реальный доход потребителя измеряется количеством благ, которое он может приобрести на свой денежный доход. Реальный доход будет неизменным, если потребитель в состоянии всякий раз приобретать прежнее количество благ на свой денежный доход.
  2. Подход Дж. Хикса: реальный доход измеряется полезностью благ, приобретаемых потребителем за свой денежный доход. Реальный доход является неизменным, если потребитель за свой денежный доход приобретает набор благ, полезность которого равна полезности прежнего потребительского набора.

 

Эффекты дохода и замещения  по Слуцкому для нормального товара:


 

 

 

 

 

 

 

Эффект замещения представляет собой изменение потребления  товара, связанное с изменением его  цены, при условии, что реальный доход  остается неизменным.

Эффект дохода – это  результат воздействия на спрос  потребителя изменения его реального  дохода, вызванного изменением цены товара, без учета эффекта замещения.

Тождество Слуцкого:

Эффект замещения действует  в направлении, противоположном  изменению цены товара, и в этом смысле всегда является отрицательным. Эффект дохода может действовать  в обоих направлениях, а значит, быть как отрицательным, так и  положительным.

Для нормального товара оба  эффекта действуют в направлении, противоположном изменению цены. При снижении цены, спрос увеличивается, поскольку подешевевшим благом потребитель  замещает аналогичные, но относительно дорогие блага. Кроме того, увеличивается  покупательская способность дохода и растет спрос на товар. Оба эффекта  усиливают друг друга и общий  эффект изменения цены является отрицательным:

 

Для товаров низшей категории  эффект дохода положителен. При снижении цены увеличивается реальный доход  потребителя и снижается спрос  на товар. Однако для большинства  товаров низшей категории отрицательный  эффект замещения превышает положительный  эффект дохода, так что общий эффект изменения цены оказывается отрицательным:

 

Эффекты дохода и замещения  по Слуцкому для товара нишей категории


 

 

 

 

 

 

В отдельных случаях эффект дохода превышает отрицательный  эффект замещения, в результате чего цена и величина спроса изменяются в одном направлении, т.е. общий  эффект изменения цены оказывается  положительным:

 

Такие проявления известны как  парадокс Гиффена.

В случае товара Гиффена рост цены сокращает покупательную способность бюджета потребителя, и спрос на данный товар увеличивается, и наоборот, снижение цены сопровождается сокращением спроса.

Чтобы товар низшей категории  можно было признать товаром Гиффена, нужно, чтобы эффект дохода оказался достаточно значимым и превысил по абсолютной величине эффект замещения. При данном условии нарушается стандартный закон спроса, что в реальной жизни случается редко.

эффекты дохода и замещения по Слуцкому для товара Гиффена

 

 

 

 

 

 

 

По Хиксу о неизменности реального дохода можно говорить, если после изменения цен потребитель продолжает приобретать набор товаров, обеспечивающий ту же полезность, что и прежний потребительский набор, т.е. остается на прежней кривой безразличия.

Эффекты дохода и замещения  по Хиксу для нормального товара


 

 

 

 

 

 

Эффекты дохода и замещения по Хиксу для товара низшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффекты дохода и замещения по Хиксу для товара Гиффена

 

 

 

 

 

 

 

Разграничение эффектов дохода и замещения позволяет судить о характере поведения спроса в зависимости от изменения цены товара, что имеет важное значение для понимания принципов рыночного ценообразования.

 

 

 

Тема 2. Рыночное поведение  в конкурентной среде

  1. Совершенная конкуренция. Ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента
  2. Равновесие фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде
  3. Предельные издержки и кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде
  4. Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде
  5. Совершенная конкуренция и эффективность

 

  1. Совершенная конкуренция. Ее основные признаки. Спрос  на продукт и предельный доход  совершенного конкурента

Совершенная конкуренция  – это большое количество фирм, производящих однородную продукцию.

Свободный вход и выход  – нет барьеров.

Свободный доступ к информации.

Конкуренты придерживаются цены, устанавливаемой рынком.

Условия функционирования рынка  совершенной конкуренции:

  • Продаваемые товары настолько стандартизированы и однородны, что покупателям безразлично, у какой фирмы их покупать. Единственной причиной предпочтения является цена.
  • Никто из покупателей не способен повлиять на рыночную цену. Также никакая фирма не способна изменить рыночную цену, поскольку доля любой из них незначительна в совокупном объеме предложения.
  • Поскольку безвозвратные издержки отсутствуют, ресурсы легко, без существенных потерь могут быть перемещены из одно отрасли в другую.
  • Каждая фирма располагает полной информацией

Цена, по которой каждая фирма продает  свою продукцию на рынке, определяется условием спроса  предложения на рынке в целом. В этом смысле фирму  называют потребителем цены.


 

 

 

 

 

 

Общую выручку фирмы, или  ее общий доход от продажи товаров  на рынке, можно определить как произведение цены и объема продаж:

 

Средний доход фирмы, т.е. доход, получаемый в среднем от продажи  единицы продукции, равен цене товара:

 

В этих условиях величина среднего дохода сохраняется при изменении  объема продаж, остается прежним и  уровень цены.

На конкурентном рынке  при изменении объема продаж остается неизменным также предельный доход, который равен цене:

 

Каждая проданная единица  товара увеличивает общий доход  на величину, равную цене.

 

  1. Равновесие  фирмы совершенного конкурента в  краткосрочном периоде

Два подхода к определению  равновесного объема производства:

  1. Сопоставление валового дохода и валовых издержек
  2. Сопоставление предельного дохода и предельных издержек

TR=PQ

TC=TFC+TVC

MR(P)=MC

Случаи, характеризующие  поведение фирмы :

  1. Максимизация прибыли фирмы
  2. Минимизация убытков
  3. Закрытие производства


 

 

 

 

 

 

Первый случай максимизации прибыли – предприятие стремится  к максимальной прибыли (цена превышает  средние издержки) и выбирает тот  объем производства, при котором  наблюдается наибольшее превышение валового дохода над валовыми издержками.

Если цена снижается ниже ATC, но остается выше AVC, это будет случай минимизации убытков, что означает, что фирма в краткосрочном периоде может производить с минимальными убытками.

Есть два вида убытков:

  1. Убытки от производства, которые рассчитываются как разность между валовыми издержками и валовым доходом TR-TC=-TFC
  2. Убытки от закрытия. Производство с убытками возможно тогда, когда убытки от производства будут ниже убытков от закрытия.
  3. Закрытие производство неизбежно, когда цена опускается ниже AVC

 

 

 

  1. Предельные  издержки и кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном  периоде

Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде  показывает зависимость объемов  выпускаемой продукции от установившейся на рынке цены.

Краткосрочная кривая предложения  конкурентной фирмы:

 

 

 

 

 

 

 

Для фирмы, действующей в  условиях совершенной конкуренции, кривая предельных издержек выше точки  ее пересечения с кривой средних  переменных издержек совпадает с  кривой предложения фирмы в краткосрочном  периоде.

Кривая отраслевого предложения  совершенно конкурентной отрасли в краткосрочном периоде имеет положительный наклон. Для увеличения объемов производства конкурентной отрасли необходимо, чтобы покупатели были готовы предлагать за большее количество товара более высокую цену. 

  1. Равновесие фирмы совершенного конкурента в долгосрочном периоде


 

 

 

 

 

 

Все факторы производства изменяются в долгосрочном периоде. Также изменяется критерий продолжения  деятельности фирмы. В этом периоде  существуют только средние долгосрочные издержки. Если цена располагается  выше средних издержек, то у фирмы  будет экономическая прибыль, если ниже, то убытки. В долгосрочном периоде фирма всегда минимизирует убытки путем прекращения производства.

В долгосрочном периоде фирма  может изменить производственные мощности и задача будет заключаться в выборе оптимального объема производства. Возможно применение новой технологии в долгосрочном периоде. Возможен выход из отрасли в случае убыточности производства. В отрасль могут проникнуть (или вступить) новые фирмы тогда, когда в отрасли будет экономическая прибыль (в этом случае цена будет снижаться).

Наиболее устойчивым будет  положение при цене Р0 – будет достигнуто долгосрочное равновесие.состоянии долгосрочного равновесия фирма получает нормальную прибыль. Условием долгосрочного равновесия считается равенство цены (предельного дохода)предельным долгосрочным издержкам (минимальному значению средних издержек.P (MR)=LRMC=LRACmin

Анализ долгосрочного  равновесия осуществляется на основе соблюдения следующих допущений:

  1. Фирмы отрасли имеют одинаковые кривые издержек производства
  2. Единственным долгосрочным приспособлением фирм считается их вступление в отрасль или отток из отрасли
  3. Рассмотрим случай с постоянными издержками: вступление в отрасль фирм и отток фирм из отрасли не будет влиять на цены ресурсов, а следовательно, и на издержки производства, а это значит, что кривая долгосрочного предложения отрасли будет иметь горизонтальный вид


 

 

 

 

Предположим, что спрос  на продукцию возрос (это возможно под воздействием неценового фактора). При цене Р1 появится экономическая прибыль, что влечет за собой приток фирм в отрасль. Предложение в результате увеличится. При соединении двух точек мы получим кривую долгосрочного предложения в отрасли. 

 

 

 

 

 

  1. Совершенная конкуренция и эффективность

Эффективность рыночных структур обычно оценивается по двум направлениям:

  1. Эффективность распределения ресурсов (между предприятиями, сферами и отраслями), означает, что общество получает нужную продукцию в необходимом количестве
  2. Производственная эффективность, предполагающая, что каждый товар, нужный обществу, производится с наименьшими издержками

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"