Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:55, курс лекций
Цель курса - дать студентам знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мирового сообщества, с учетом концептуальных изменений экономической политики на стыке XX и XXI вв., тенденций развития МЭ на базе общих макроэкономических показателей на следующих уровнях:
а) развитые страны;
б) развивающиеся страны;
в) постсоциалистические страны.
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов и предпосылок, среди которых особое место занимает:
- углубление международного разделения труда;
- растущая интернационализация хозяйственной жизни;
- всеобщая научно-техническая революция;
- повышение степени открытости национальных экономик.
Все эти предпосылки
Представители некоторых современных школ выдвигают в качестве доминирующих предпосылок экономической интеграции внешнеэкономические факторы:
- обеспечение более надежной обороноспособности;
- престижность вступления в "элитный клуб" и т. д.;
- создание интеграционной
системы, позволяющей
За последние годы большое внимание уделяется технологическим факторам международной экономической интеграции. Возрастание их роли и значения заставляет страны резко увеличивать затраты на НИОКР. А уменьшить их долю (затрат), как показывает практика, позволяет объединение усилий и ресурсов в данной сфере путем интеграции. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера и информационно-инжиниринговая деятельность. При этом сотрудничество между странами приобретает не только торгово-экономический, но и во многом технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. В интеграционный процесс вовлекаются тысячи банков, фирм, производственных компаний, научно-технических центров - как входящих в сферу влияния мощных современных ТНК и ТНБ (транснациональных банков), так и обслуживающих интересы мелкого и среднего бизнеса.
В условиях глобализации переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии на основе электроники, информатики, новых средств связи усиливает модернизацию всего мирового хозяйства - формируется экономическая инфраструктура нового века. В этих условиях всем странам, осуществляющим переход к рыночной экономике, очень важно встроиться в эту структуру, чтобы не отстать на десятилетия, а может и навсегда. Иначе говоря, высокие технологии диктуют необходимость образования международных партнеров, подготовленных к работе с такими высокими технологиями. Это требует общего повышения образованности, культуры, технических знаний. Таким образом формируются так называемые "международные высокотехнологические пространства", в которые обязательно втягиваются все группы развивающихся, высокоразвитых и стран с переходной экономикой. Это уникальный исторический процесс, в основе которого прослеживается интеграция.
Еще одна проблема тенденции глобализации мирового хозяйства - глобализация рынков. Речь идет о качественно новом этапе, ведущем к образованию единого глобального рынка. Один из его признаков - универсальная платежная карточка. Всего лишь один пластиковый документ позволяет производить все или почти все расчеты в Токио, Мадриде, Нью-Йорке, Сингапуре, Пекине, Давосе и т. д.
Транснациональные корпорации и современная технологическая революция усиливают действие интеграционных факторов во всем мире.
Рассмотрев многочисленные подходы к проблеме интеграции можно отметить, что в современных условиях международная экономическая интеграция - это логический, закономерный результат транснационализации микро- и макроэкономических процессов. В то же время и само понятие "интеграция" как экономическая категория носит все еще абстрактный характер, так как пока еще нигде не произошел процесс полной интеграции, завершившейся объединением. Поэтому интеграция - процесс объединения, но еще не само объединение.
II.1.3. Типы интеграционных группировок
Практика показывает, что существуют следующие типы интеграционных объединений или группировок:
I тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы, т. е. на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие "происхождение товаров", пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.
Свободные торговые зоны, свободные
порты, транзитные зоны, беспошлинные
склады на предприятиях (составляют свободную
экономическую зону) базируются на
отмене или снижении таможенных пошлин
и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ). Образована в 1960 г., включает 6 стран:
Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию,
Австрию, Швейцарию. Здесь принципы свободной
торговли распространяются только на
промышленную продукцию. Американо-канадско-
Следует отметить, что все решения
о торгово-экономическом
II тип. Таможенный союз (ТС). Здесь также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках данного интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Это дает возможность более надежно защитить свое единое региональное рыночное пространство и усилить позиции на международной арене. Негативным моментом при этом является то, что участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве. Но таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен. Это, в свою очередь, способствует переориентированию ресурсов в рамках ТС, рационализирует производство в соответствии с теорией сравнительных преимуществ.
Введение единого таможенного тарифа - это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой политики, а вместе с ней и некоторых моментов общей экономической политики.
Как показывает опыт, регулирование внешнего тарифа (выше или ниже средневзвешенного тарифа) в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках Таможенного союза. Если внешний тариф выше, то странам-членам ТС приходится отказываться от более дешевого внешнего товара в пользу собственных внутрисоюзных ресурсов, даже дорогих. Это определенно и стратегическая мера, которая заставляет страны изыскивать дополнительные резервы, совершенствовать технологии и проводить совместные исследования для повышения конкурентоспособности товаропроизводителей в рамках ТС.
Если в рамках ЗСТ не
возникает необходимости
Примером успешного развития Таможенного союза может быть ЕЭС, который в течение периода 1960-1990 гг. находился именно на этой стадии взаимодействия, постепенно развиваясь в сторону полноценного общего рынка. К этому периоду относится и создание единого валютно-финансового пространства с введением европейской валютной единицы - экю для безналичных расчетов.
III тип экономической интеграции. Общий рынок, при котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно более высокая степень экономической интеграции. По мнению специалистов для формирования зрелого рыночного пространства необходимо достигнуть еще ряд параметров:
- выравнивание уровня налогов;
- устранение бюджетных
субсидий отдельным
- преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;
- координация национальных кредитно-финансовых структур.
Как показывает опыт, согласование такого широкого круга вопросов является достаточно сложным делом и для достижения консенсуса необходимы новые подходы с усилением национальных интересов. Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами (опыт ЕЭС).
Соблюдение приведенных параметров и дальнейшая координация налоговой, кредитной, валютной, промышленной и сельскохозяйственной политики в итоге подводит к образованию действительно единого общего рынка и дает импульс для перерастания интеграционной группировки в качественно новую ступень - Экономический союз.
Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.
Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Скорее всего она будет иметь много разно-видностей в зависимости от исторических, культурных, экономических и социопсихологических условий того или иного региона. Система межгосударственного регулирования включает:
1. Совет Министров - законодательный орган. Совет Министров государств ЕС отвечает за ход экономического развития каждой страны и всего союза. В случае несовпадения экономической политики отдельной страны, ее препятствия нормальному функционированию валютного и экономического союза, Совет Министров наделяется правом принятия соответствующих мер прямого воздействия, обязательных к исполнению национальными органами власти. Это в определенной мере и добровольная централизация наднационального управления.
2. Комиссия европейских сообществ - главный исполнительный рабочий орган, который в последние годы настолько расширил свои полномочия, что иначе стал называться "Европейским правительством".
3. Европарламент - контролирующий орган. Избирается прямым тайным голосованием населением всех 15 стран-участниц в количестве 626 депутатов.
4. Суд европейских сообществ. Постановления Европейского Суда по конкретным спорным вопросам носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.