Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:55, курс лекций

Описание работы

Цель курса - дать студентам знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мирового сообщества, с учетом концептуальных изменений экономической политики на стыке XX и XXI вв., тенденций развития МЭ на базе общих макроэкономических показателей на следующих уровнях:

а) развитые страны;

б) развивающиеся страны;

в) постсоциалистические страны.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика_Раджабова З.К_Учебник_2006 -336с.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

 

Основные направления  функционирования экономического союза  определяются в виде решений Совета Министров. С момента создания Экономического союза в рамках ЕС были сразу же определены все параметры образования валютного союза, а точнее Экономического и валютного союза (Маастрихтский договор 1992 г.) и определены точные сроки его введения (1 января 1999 г.). Практически все сроки соблюдены в рамках создания Единого Экономического и валютного союза (ЭВС), с января 1999 г. введена единая валюта "евро", создана единая система Центробанка, куда входят Центробанки стран - членов ЕС. Подробно это вопрос будет рассмотрен отдельно.

 

По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени  региональной интеграции - политического  союза. Это предполагает превращение  зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. Механизм перехода Экономического союза к Политическому пока не достаточно ясен и будет зависеть от многих исторических, региональных и социально-психологических условий. Это длительный и сложный процесс.

 

Международные экономические организации подразделяются на 4 группы:

 

1. Всемирные организации - Организация Объединенных Наций (ООН), международные банковские организации, Международный валютный фонд (МВФ).

 

2. Органы, созданные по инициативе ведущих стран, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

 

3. Организация Европейского строительства ЕС - система международного регулирования Европейского союза.

 

4. Двусторонние и многосторонние соглашения между странами.

 

Роль всех этих организаций - регулировка всемирного развития хозяйства. Границы между различными видами интеграционных процессов условны. Главный участник интеграционного процесса - крупный частный капитал развитых стран мира.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте истоки интеграционных процессов.

 

2. В чем сущность международной  экономической интеграции?

 

3. Назовите типы интеграционных  группировок.

 

4. Каковы преимущества и в  чем негативность зоны свободной  торговли и таможенного союза?

 

Термины и понятия

 

Интеграция.

 

МЭИ - международная экономическая интеграция.

 

Глобализация.

 

ЗСТ - Зона свободной торговли.

 

ТС - Таможенный союз.

 

ОР - Общий рынок.

 

ЭС - Экономический союз.

 

ЭВС - Экономический и валютный союз.    

 

 

Тема II.2. Региональные интеграционные процессы в системе мирового хозяйства

 

II.2.1. Современные тенденции интеграционных  процессов 

 

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой  современного мирового хозяйства.

 

Глобализация и международная  интеграция как его основа протекает  на двух уровнях:

 

- общепланетарный масштаб  интернационализации мировой экономики  как логичный результат постоянно  расширяющегося взаимодействия  национальных экономик;

 

- универсализация экономической  жизни, которая, под влиянием  обмена знаниями, товарами, культурными ценностями, все более тяготеет к единым стандартам, принципам и ценностям.

 

С концептуальной точки зрения международная экономическая интеграция полностью вписывается в те две  взаимосвязанные и взаимодополняемые, но в то же время взаимно противоречивые тенденции, которые характерны для современной мировой экономики. Речь идет о глобализации экономической деятельности, с одной стороны, и регионализации этой деятельности, т. е. создании региональных экономических блоков, - с другой.

 

Развитие Европейского союза и последующее дополнение его Европейским валютным союзом - самое яркое проявление второй тенденции.

 

Во-первых, речь идет по существу о европейской глобализации, значительно опередившей аналогичные процессы в других частях света.

 

Во-вторых, эта региональная глобализация охватывает один из трех (наряду с США и Японией) центров современного мира, оказывающих влияние на всю международную экономику.

 

И, в-третьих, европейский регион по своему геополитическому и геоэкономическому положению наиболее близок к России, является ее естественным партнером. Кроме того, большой интерес представляют и сами методы осуществления крупных интеграционных мероприятий, которые в дальнейшем в тех или иных формах найдут применение и в других региональных объединениях.

 

Глобальный характер процесса интернационализации хозяйственной  жизни не означает равномерность  этого процесса. Степень и темпы  интернационализации далеко не одинаковы. В настоящее время интеграционный процесс отчетливо прослеживается в трех крупных регионах:

 

а) Западная Европа - континентальная  европейская интеграция;

 

б) Северная Америка - атлантическая  интеграция;

 

в) Тихоокеанский регион (Япония-Австралия, США-Канада- Мексика, страны АСЕАН), где  интеграционный процесс имеет свои особенности по характеру экономических и политических связей. При этом, с одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическое сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической интеграции.

 

Интеграционные процессы интенсивно развиваются и в системе  развивающихся стран. В настоящее  время насчитывается более десятка  различных региональных экономических  группировок таких стран. Среди  них можно выделить: Андскую группу, созданную в 1967 г.; Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) - 1980 г.; Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДСАК) - 1964 г.; Сообщество развития Юга Африки (САДК) - 1992 г. Наиболее приоритетной интеграционной группировкой на территории Африки, как считают специалисты, является Африканское экономическое сообщество (АФЭС) - 1994 г.

 

Развитие интеграционных процессов наметилось на постсоветском  пространстве, в рамках СНГ. На территории Содружества сложились субрегиональные  объединения: Центрально-азиатский союз (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан), Союз Беларуси и России. Украина и Молдова объявили о намерении создать таможенный союз с последующим объединением с Азербайджаном и Грузией (ГУАМ) для выполнения проектов транскавказского транспортного коридора.

 

Для развития интеграционных процессов государств СНГ существует ряд объективных предпосылок, среди  которых историческое значение имеет  сохранившаяся производственно-технологическая, культурная, языковая сущность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера, взаимодополняемые природные ресурсы и т. д. Кроме того, на Россию все еще приходится значительная часть внешнеэкономических связей государств СНГ, а прошедшие годы реформ показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна.

 

 

II.2.2. Западноевропейская интеграция - наиболее "классический" вариант  региональной экономической интеграции 

 

ЕЭС - ЕС. Западноевропейский "классический" вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество - Общий рынок с 1992 г. - Европейский союз.

 

Эволюцию западноевропейской интеграции (табл. 1) схематично можно  выразить следующим образом:

 

ЕЭС

Общий рынок
ЕС
ЕЭВС
ПС.

 

Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС), Париж, 1951 г. - международной  государственной организации, объединяющей каменноугольную, железнодорожную  и металлургическую промышленность Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Евратом (организация по разработке и использованию атомной энергии в мирных целях), и они занимали ведущие позиции в названных межотраслевых комплексах.

 

     Таблица  1

 

Эволюция интеграции в рамках Европейского союза

 

 

     Окончание  табл. 1

 

 

К тому времени в рамках составляющих (ЕОУС и Евратом) уже  действовали принципы зоны свободной  торговли, вследствие чего ЕЭС было основано на принципах Таможенного  союза.

 

В декабре 1969 г. в Гааге  было принято решение о расширении Европейского сообщества и углублении экономической интеграции. С 1 января 1973 г. к "шестерке" присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 15 государств с общей численностью населения более 370 млн чел.

 

Цель ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза. В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский Совет, каждый из которых, в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения, в том числе Европейский Суд и Парламент, с целью постепенного перехода к политической интеграции.

 

Создана европейская валютная система. После вступления в ЕЭС  Испании и Португалии "Общий  рынок" насчитывает уже 12 членов в составе Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Франции, Германии, Италии.

 

Соглашение с Сообществом заключили Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция.

 

Создана система "особых отношений" ЕЭС более чем с 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Уже к концу 60-х  гг. был создан Таможенный союз, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

 

Качественно новый этап в  развитии западноевропейской интеграции - это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1992 г.). Это свидетельство завершения третьего этапа эволюции ЕЭС. При этом ставятся задачи сближения стран на макроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и других барьеров.

 

Маастрихтские соглашения предоставляли  ЕС следующие функции:

 

- создание и управление  единой валютой;

 

- усиление единой экономической  политики;

 

- основание и защита  единого рынка на принципах  свободной и справедливой конкуренции;

 

- перераспределение средств  между богатыми и бедными регионами;

 

- поддержание законности и правопорядка;

 

- признание и развитие  фундаментальных прав отдельных  граждан;

 

- управление единой внешней  политикой, включая вопросы безопасности, общей обороны и т. д.

 

Процесс одобрения Маастрихтских  соглашений имел свои особенности и  противоречия. Например, во Франции в ходе референдума по этим соглашениям многие голосовали против сельскохозяйственного курса ЕС, Дания высказалась за присоединение к договору только после второго референдума.

 

 

II.2.3. Проблемы и тенденции западноевропейского интеграционного процесса

 

Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномерно, сопровождаясь, во-первых, острыми противоречиями между отдельными странами и внутри всей региональной группировки. Одновременно в течение ряда лет в рамках ЕЭС интеграционный процесс складывался как следствие координации хозяйственной политики, т. е., например, совместная сельскохозяйственная политика, торгово-экономические решения по отношению к третьим странам (как СССР-СНГ, страны Балтии, развивающиеся страны и т. д.). Этому всегда предшествовал сложный путь к согласию правительств стран-членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера.

 

Главная задача интеграционного  процесса в рамках ЕС заключается  в создании действительно реального "внутреннего рынка" на всей территории 15 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы. Речь идет о концепции преодоления материальных, технических, административных и налоговых барьеров. Уже в 1993 г. планировалось устранить пока еще существующие нетарифные барьеры пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т. д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. От реализации "внутреннего рынка" политики стран-членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически сформировавшуюся западноевропейскую раздробленность.

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"