Лекции по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:55, курс лекций

Описание работы

Цель курса - дать студентам знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мирового сообщества, с учетом концептуальных изменений экономической политики на стыке XX и XXI вв., тенденций развития МЭ на базе общих макроэкономических показателей на следующих уровнях:

а) развитые страны;

б) развивающиеся страны;

в) постсоциалистические страны.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика_Раджабова З.К_Учебник_2006 -336с.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

 

Одним из труднейших препятствий  на пути создания в Западной Европе единой экономической системы является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах:

 

- с точки зрения разницы в развитии отдельных стран-участниц ЕС;

 

- в рамках экономики  каждой страны.

 

Самая низкая дифференциация территориальной экономической  структуры в ЕС наблюдалась в  то время, когда в него входило 6 стран - это была наиболее развитая часть  Западной Европы. Затем в члены общества была принята Ирландия и другие страны (Греция, Испания, Португалия), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных.

 

Вторая региональная проблема ЕС - это экономически более слабые территории, так называемые "отсталые зоны" в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции. Италия считается страной с наибольшими территориальными диспропорциями во всем ЕС. Экономика ее носит двойственный характер: высокоразвитый север и менее развитый юг, в котором сконцентрировано 35% населения и он занимает 40% территории страны. Доход на душу населения здесь почти в 2 раза ниже, чем на севере. Таким образом, экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках отдельной национальной экономики. В результате дуализма в размещении производительных сил средние экономические показатели Италии значительно ниже аналогичных показателей других стран ЕС. Примерами других отсталых территорий могут служить западная часть Франции (северный район, Эльзас и Лотарингия), Центральная и Юго-Западная части Испании, Португалии, Греции, Великобритании (район Ланкашира, Йоркшира, Южного Уэльса).

 

Мерой территориальных диспропорций в ЕС является дифференциация общественно-экономических показателей и соотношение между национальными и средними показателями для всего сообщества.

 

Например, в 1970 г. в 4 странах  ЕС национальный доход на одного жителя был ниже среднего для ЕС, Голландия (-3%), Великобритания (-2%), Италия (-31%), Ирландия (-46%). В остальных странах "девятки" показатели национального дохода были выше среднего. Причины территориальных диспропорций заключены и в потенциале природных условий и ресурсов, исторических особенностях развития страны, региона. Качество рабочей силы, уровень развития НТП, инфраструктуры, политическая ситуация и т. д. Таким образом, главным достижением ЕС на этом долгом пути (1957-1992 гг.) стало создание Таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый "внешний тариф" по отношению к "третьим странам"), далее - унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного "единого рынка" со свободным перемещением капиталов, услуг и рабочей силы.

 

С начала 90-х гг. страны - члены  Европейского сообщества взяли курс на заметное форсирование темпов валютно-экономической  интеграции, провозгласив своей целью  создание к концу столетия единой валюты и единого Центрального банка. Согласованный в конце 1991 г. в Маастрихте договор о Европейском Союзе, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., юридически закрепил эти решения. В соответствии с договором Экономический и валютный союз создается в три этапа, сроки и содержание которых официально зафиксированы.

 

Основными чертами первого  этапа (с 1 июля 1991 г. до 1 января 1994 г.) являлось участие всех денежных единиц ЕС в  механизме совместного колебания  курсов валют в рамках Европейской  валютной системы, введение процедуры "многостороннего наблюдения" за экономической политикой стран-участниц.

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_043

Информация о работе Лекции по "Мировой экономике"