Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
В этом качестве она является основным источником стимулирования развития социальной сферы, поддержания и развития экономической и социальной инфраструктуры.
Объем регионального
бюджета находится в прямой зависимости
от эффективности и
Одной из основных проблем регионального бюджетного процесса является его сбалансированность – состояние равенства между и доходами и расходами регионального бюджета. В случае, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит, при его наличии приоритет отдается текущим расходам бюджета. Для поддержания состояния стабильности регионального бюджета устанавливается предельная норма дефицита – механизм соизмеримого уменьшения расходов бюджета при уменьшении его доходов.
Исходя из теории кейнсианства
умеренный дефицит
В рамках региональной экономики соизмеримое увеличение объемов государственных и региональных капиталовложений стимулирует увеличение объемов спроса и соответствующий рост промышленности, создает благоприятную экономическую конъюнктуру. Бюджетное финансирование развития социальной и экономической инфраструктуры благоприятным образом сказывается на росте производственного потенциала, объемов реального производства, оборачиваемости капитала.
Государственные закупки становятся действенным способом сокращения объемов безработицы в регионе и активизации темпов экономического роста региона. Одновременно с этим объемы расходов регионального бюджета и налогов оказываются ведущим фактором в формировании объемов производства и уровня занятости.
Начало использования государственного бюджета для стимулирования экономического роста связано с экономическим кризисом 1929—1933 г. когда стало очевидно, что рынок в некоторых ситуациях не способен к саморегуляции. В это время государственный бюджет стал действенным инструментом прекращения снижения объемов производства и дальнейшего увеличения банкротств и безработицы. Тогда речь не шла о стимулировании экономического роста, а ставка делалась на актуальные задачи – вывод национальной экономики из кризиса, с помощью бюджета.
Разработкой теоретических основ бюджетного регулирования экономического роста занимались такие экономисты, как Д. Кейнс, А. Хансен, П. Самуэльсон, У. Хеллер, Д. Пекман, Д. Хикс, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эккли. Ими было сформулировано теоретическое положение, состоящее в принципиальной невозможности с помощью исключительно рыночных механизмов обеспечить устойчивый экономический рост по причине большой степени неопределенности экономической системы, неравномерного распределения национального богатства. Регулирование экономического роста с помощью регионального бюджета происходит по трем направлениям – норме процента, потреблению, норме прибыли.
Одним из инструментов бюджетного регулирования является сокращение государственных расходов, и этот инструмент основан на взаимосвязи темпов инфляции с объемами государственными расходов. Уменьшение расходов бюджета позволяет сократить темпы инфляции. Вместе с тем увеличение расходов на социальные нужды существенным образом снижает темпы экономического роста.
Несмотря на большое значение бюджетного обеспечения регионального экономического роста, существующая в России бюджетная система, по сути, не соответствует потребностям стратегии развития национальной экономики в стратегическом отношении. Наблюдается неоправданно высокая степень концентрации налоговых и бюджетных полномочий на федеральном уровне – в центре. Одновременно с этим местные и региональные бюджеты обладают излишним объемом социальных и экономических обязательств, реализация которых не обеспечена соответствующими финансовыми поступлениями.
Сложившаяся система бюджетного федерализма, а именно неоправданно завышенная зависимость региональных бюджетов от решений центра в части установления системы нормативов расщепления федеральных налогов, негативным образом сказывается на темпах экономического роста региона. По причине явной ограниченности существующих налоговых полномочий региональных и местных органов власти формируется система неформальных источников доходов, которая негативно сказывается на общей экономической конъюнктуре региона.
Существует явная проблема противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов. Она усугубляется низкой прозрачностью региональных бюджетов для контроля со стороны населения. Одним из препятствий на пути повышения эффективности бюджетного процесса является неопределенность бюджетного статуса муниципальных образований.
Неэффективная организация
бюджетов регионов ведет к снижению
эффективности использования
5. Целевые программы управления развитием регионов
Одним из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста являются федеральные целевые программы (ФЦП). Это связано с тем, что рыночная экономика не всегда благоприятствует мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для регионального экономического роста – это берут на себя федеральные целевые программы.
Методология программного целевого управления развитием регионов широко распространена в экономически развитых странах, где показала свою эффективность и результативность. Основу этого метода составляет формирование целей, соответствующих ресурсам, необходимым для их реализации, в рамках определенной программы. Отдельная программа представляет собой взаимосвязанные мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких целей. В результате достигается максимальная эффективность планирования и управления региональным экономическим развитием. Основу этого метода составляет программа – совокупность мероприятий, необходимых для реализации определенной цели.
Метод программно-целевого планирования показал свою эффективность и при управлении региональной экономикой. Это связано с тем, что этот метод являются действенным инструментом по реализации государственной социальной и экономической политики. Например, их активно используют Япония, США, ЕЭС. В России же эффективность реализации и совокупный эффект от реализации федеральных целевых программ невелики, так как повсеместно наблюдаются недоработки на всех этапах программно-целевого планирования. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики. Они представляют собой гибкий инструментарий обеспечения эффективной и долгосрочной региональной экономической политики, на основании рационального управления региональными экономическими процессами.
Федеральные целевые
программы разрабатываются
Действенным инструментом активизации экономического роста регионов являются федеральные целевые программы.
ФЦП, направленные на увеличение темпов экономического роста регионов, разделены на следующие основные виды:
1) направленные на
активизацию социального и
2) направленные на
создание условий
Каждый из этих видов ФЦП направлен на решение конкретной совокупности экономических проблем и способствует переходу от решения локальных проблем к системному развитию регионов России.
Разработка, реализация и отслеживание эффективности ФЦП основаны на следующих принципах:
1) взаимосвязи ФЦП. Этот принцип состоит в том, что принимаемые программы должны быть связаны между собой и решать комплексные цели и проблемы;
2) наращивания усилий. Результаты, достигнутые на каждом из этапов программно-целевого управления, должны использоваться для реализации последующих задач;
3) экономии ресурсов. Ресурсы, необходимые для реализации ФЦП, должны быть соизмеримы с конечным эффектом от их использования. Соблюдается необходимость минимизации затрат при максимизации результата;
4) «средового воздействия». ФЦП должны быть направлены на формирование условий для устранения действия определенной проблемной сферы;
5) инфраструктурный. ФЦП должны быть направлены на институциональные структуры региональной экономики.
Стратегическими целями
федеральной целевой
1) повышение качества
управления и использования
2) реформирование социальной
и экономической сферы
3) создание благоприятной экологической ситуации в регионах;
4) повышение
5) концентрация экономических
ресурсов регионов для
6) развитие человеческих
ресурсов на уровне региона
для создания условий
Программно-целевой метод сегодня широко используется для активизации экономического роста регионов как в форме отраслевых ФЦП (направленных только на одну или несколько отраслей), так и комплексных, связанных со всеми сферами региональной экономики. Вместе с тем на уровне субъектов РФ присутствует повсеместно неверная интерпретация программно-целевого метода управления региональной экономикой. Они рассматриваются исключительно как средство привлечения бюджетных средств, а не как инструментарий активизации экономического роста и мобилизации собственных экономических ресурсов региона. Часто органы государственной власти субъектов РФ обозначают как ФЦП часть действий местных властей, что в корне противоречит программно-целевому методу.
Начиная с 2005 г. в России взят четкий курс на повсеместное внедрение программно-целевого метода управления, что также было обозначено и в Послании Президента 2007 г. Инициаторы перехода к этой методологи считают, что она позволит региональной экономической политике перейти от ресурсного прогнозирования к результативному планированию.
Актуальность реализации программно-целевого метода связана с тем, что в рыночных условиях естественные механизмы свободной экономики не позволяют направлять финансовые ресурсы в сферы с длительным финансовым циклом – получение прибыли достаточно отсрочено по времени. ФЦП же позволят преодолеть экономический дисбаланс и за счет бюджетных средств стимулировать развитие приоритетных для всей экономики сфер, в том числе и с длительным финансовым циклом.
Одновременно с этим по оценкам Министерства экономического развития России при разработке региональных целевых программ существует ряд проблем. К ним относится то, что государственные заказчики достаточно часто изменяют объемы бюджетного финансирования и цели уже после начала реализации программы, что существенным образом и негативно влияет на конечный социально-экономический эффект от них – меняется взаимосвязь целевых программ между собой, преемственность. В результате ресурсы используются, но поставленные цели не достигаются, так как была изменена их взаимосвязь: «ресурс – цель». Вместе с этим при разработке программ мало проработанными оказываются показатели оценки эффективности их реализации, выраженные в количественных и качественных показателях. Нарушение взаимосвязи «цель – ресурс – результат» со стороны государственных заказчиков снижает эффективность программно-целевого метода управления региональным развитием.