Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
3) Федеральное Собрание Российской Федерации. В рамках своих конституционных прав и обязанностей оно формирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;
4) Правительство Российской Федерации. Руководствуясь Конституцией РФ, указаниями и рекомендациями Президента РФ, оно осуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета, необходимые для поддержания функционального состояния системы обеспечения национальной безопасности;
5) Совет безопасности Российской Федерации. В его прямые обязанности входит выделение угроз национальной безопасности, их источников и направлений ликвидации. Периодически готовит Президенту РФ проекты решений по ликвидации существующих угроз, общие положения по обеспечению национальной безопасности, предлагает направления изменений Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Он также координирует деятельность сил и органов по обеспечению национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
6) федеральные органы исполнительной власти. В их обязанности входит обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности. По предметам своей деятельности они также разрабатывают нормативно-правовые акты и представляют их на рассмотрение Президенту РФ и Правительству РФ;
7) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В процессе своей деятельности взаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
8) органы местного самоуправления. Совместно с органами государственной власти субъекты РФ проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Сформированная система институтов по обеспечению национальной безопасности построена в соответствии с существующей вертикалью власти и позволяет реализовать основные принципы эффективного управления. Соответственно общее руководство ею осуществляет Президент РФ, а непосредственную работу на низовом уровне, с гражданами проводят органы местного самоуправления. Принятая в 1997 г. Концепция Национальной безопасности придавала большое значение Совету Безопасности Российской Федерации, но его функционирование не было обеспечено соответствующей правовой, финансовой и организационной базой. Ряд нормативно-правовых актов, принятых в начале 2007 г., устраняет этот пробел и делает Совет безопасности Российской Федерации активным центром в обеспечении национальной безопасности. Конец 2006 – начало 2007 гг. ознаменованы взятым государственным аппаратом курсом на повышение роли и эффективности основных институтов по обеспечению национальной безопасности. В целом, это должно способствовать повышению политической и экономической роли России в мировом хозяйстве, но на сегодня в этом направлении сделаны только первые шаги, и ждать ощутимых результатов можно будет только в 2008—2009 гг.
ЛЕКЦИЯ № 8. Рынки в национальной экономике
1. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации
Основу свободного общенационального рынка составляет право хозяйствующих субъектов осуществлять экономическую деятельность сообразно своим интересам и в соответствии с законодательством. Функционирование национального рынка построено на взаимодействии потребителей и производителей, результатом которого является ценообразование. Оно включает и различные производственные, финансовые и коммерческие и информационные структуры.
Общенациональный рынок – это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.
Определяющее воздействие на характер функционирования рынка оказывает общее количество потребителей и производителей – взаимодействие спроса и предложения. Оно выражается в ключевом понятии рынка – «конкуренция». Это специфический вид взаимодействия потребителей между собой, результатом которого является определение общего количества благ и его цены.
Законодательство определяет рынок следующим образом: это обращение товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:
1) процедура обмена
основывается на основных
2) процесс взаимодействия
потребителей и производителей
находит свое выражение в
3) является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.
Для нормального функционирования рынка процесс движения благ регламентируется нормативно-правовыми актами, что создает его правовое поле.
По критерию обращения выделяют следующие виды рынков в структуре общенационального:
1) рынок товара;
2) финансовый рынок;
3) рынок услуг;
4) рынок труда.
Объектом рынка является благо – товары и услуги, которые входят в предмет обращения на рынке.
Определение рынка в качестве специфической формы обращения связано с внешними параметрами его функционирования.
К основным параметрам функционирования рынка относят:
1) товарность (набор товаров,
представленных на рынке). В связи
с чем выделяются
2) территориальные границы
функционирования рынка. Это
Сущность национального
рынка связана с его
Основными количественными характеристиками рынка являются:
1) количество производителей на рынке;
2) количество потребителей на рынке;
3) распределение позиций между производителями;
4) степень концентрации
рынка, т. е. объем
Основными количественными характеристиками рынка являются:
1) возможность выхода на рынок новых производителей;
2) количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
3) уровень конкуренции на рынке;
4) степень подверженности внешним факторам;
5) наличие и степень
взаимодействия с другими
Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.
Рынок выполняет следующие функции:
1) регулирование. Это проявляется в том, что производитель предлагает на рынок только те блага, которые необходимы потребителю. Ценообразование является одним из важнейших механизмов регулирования, которое регулирует предложение благ;
2) мотивация. Производители, предлагающие блага по минимальной цене и высокого качества, получают за это соответствующее вознаграждение в виде прибыли. И напротив, производитель, действующий неэффективно, получает стимул к улучшению своей деятельности в виде убытков;
3) распределение. Рынок создает необходимые условия для того, чтобы распределить прибыль в соответствии с вкладом каждого из хозяйствующих субъектов;
4) контроль. Он проявляется в виде конкуренции – она не допускает неоправданного завышения цены и снижения качества благ посредством свободы выбора потребителя: потребитель покупает только то благо, которое соответствует его ожиданиям по цене и качеству.
В зависимости от конкретных условий каждый из национальных рынков может существовать как:
1) полиполия. Это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.
Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;
2) монополия. Это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;
3) монополистическая конкуренция. Это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями – сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);
4) олигополия. Это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.
Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.
В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:
1) рынок экономических
ресурсов, включающий в себя процесс
обращения ресурсов, необходимых
для производства благ. Товаром
здесь выступают ресурсы
2) финансовый рынок,
включающий в себя обращение
специфического товара –
3) рынок труда. Его
основу составляют свободные
взаимоотношения между
4) рынок потребительских
благ, представляющий собой процесс
взаимодействия между
Они представляют четыре основных элемента национального рынка – экономические ресурсы, капитал, труд и потребление, функциональное взаимодействие которых и определяет специфику национального рынка.
2. Регулируемые и нерегулируемые рынки
В зависимости от наличия внешнего управления протекающими на рынках процессами, они делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Нерегулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы не подвергаются управлению, а протекают сообразно естественным механизмам рыночной саморегуляции.
Такое состояние рынка обеспечивает режим эффективного распределения ресурсов. Естественные рыночные механизмы направляют ограниченные ресурсы на производство благ, которые более всего необходимы населению. Постоянное совершенствование технологий производства способствует эффективной комбинации спроса и предложения – их уравновешиванию. Личные интересы индивидуума в рыночных условиях направляются таким образом, что он действует на благо всего общества: производит более всего необходимые блага, стимулом к чему служит цена блага.
Основу свободного рынка составляет экономическая свобода, но при этом рынок направляет ее в интересах всего общества. Рынок способен координировать деятельность большого количества индивидуумов без использования средств насильственного принуждения. Свобода экономической деятельности входит в основные причины высокой эффективности нерегулируемого рынка – только от личных способностей, действий человека зависит уровень его благосостояния, что и стимулирует его повышать эффективность своей хозяйственной деятельности.