Лекции по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

Файлы: 1 файл

Национальная экономикаключ.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

Национальная  экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная  экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

1) прогнозирование появления  внутренних и внешних угроз;

2) разработка и реализация  необходимых мероприятий по снижению  степени влияния внутренних и  внешних угроз;

3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

4) разработка и реализация  экономической политики, направленной  на активизацию экономического  роста;

5) создание условий  научной и технологической независимости;

6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

7) повышение эффективности  государственного аппарата;

8) поддержание баланса  межнациональных отношений;

9) создание условий  соблюдения законодательства;

10) формирование взаимовыгодных  отношений с другими государствами;

11) сдержание военного  потенциала страны;

12) улучшение экологической  обстановки;

13) интеграция национальной  экономики в мировое хозяйство;

14) формирование единого  экономического пространства со  странами СНГ;

15) защита на мировых  рынках интересов отечественных производителей;

16) формирование режима  финансово-кредитной независимости  России;

17) усиление государственного  регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность  на территории страны;

18) формирование эффективного  правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

19) вывод национальной  экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных  и уравновешенных между собой  интересов государства, общества и  индивидуума.

 

5. Внутренние и внешние  угрозы национальной экономической  безопасности

 

В процессе создания и  поддержания национальной экономической  безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения – вне национальной экономики и внутри нее.

Основными внутренними  угрозами национальной экономической  безопасности являются:

1) усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе – тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

2) деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

3) усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4) криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

5) резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста – научно-технический потенциал – за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики – за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

7) усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

8) усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

9) повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

10) снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

11) демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1) снижение роли России  в мировой экономике вследствие  целенаправленных действий отдельных  государств и межгосударственных  объединений, например ООН, ОБСЕ;

2) снижение экономического  и политического влияния на  протекающие в мировой экономике  процессы;

3) усиление масштабов  и влияние международных военных  и политических объединений, в  числе которых находится НАТО;

4) наметившиеся тенденции  к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5) повсеместное распространение  в мире оружия массового уничтожения;

6) ослабление процессов  интеграции и налаживания экономических  связей России со странами  СНГ;

7) создание условий  формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8) территориальная экспансия  по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9) международный терроризм;

10) ослабление позиций  России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11) активизация на территории  России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12) резкое снижение  военного и оборонного потенциала  страны, не позволяющее ей при  необходимости отразить военное  нападение, что связано с системным  кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного  контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно  изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

 

6. Федеральные, региональные  и местные институты обеспечения  национальной экономической безопасности

 

Национальная экономическая безопасность представляет собой направлением деятельности государства, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие национальной экономики. Для практической реализации оно опирается на определенные методы и механизмы, которые осуществляются государственными и региональными институтами.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации  определяет определенные государственные  и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной экономической  безопасности. Сюда входят:

1) Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство институтами, обеспечивающими национальную безопасность, имея для этого особые полномочия, в том числе определяет действия по обеспечению национальной безопасности, реорганизует и упраздняет органы по обеспечению национальной безопасности, определяет основные направления обеспечения национальной безопасности;

2) система разведки и контрразведки, имеющая большое значение для национальной безопасности, так как она обладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации. Она функционирует в соответствующем правовом поле, на основании соблюдения Конституции, федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Ее составляют конкретные органы, которые используют весь спектр методов для обеспечения национальной безопасности;

Информация о работе Лекции по "Национальной экономике"