Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:14, курс лекций
Появление первых прообразов гостиниц, как самой профессии по обслуживании. Людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое. В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать «госпиции» для путешественников, паломников, священников. Из вначале бесплатного приюта, они позднее становятся источниками дохода.
гостиничное хозяйство,
организация и технология работы службы приема и размещения гостей,
организация и технология обслуживания гостиничного фонда,
культура поведения персонала гостиниц.
Этика делового общения в сфере гостиничного сервиса,
Организация и технология обслуживания гостей питанием,
организация и технология представления дополнительных услуг в гостинице,
Пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности в гостиницах.
Министерство Образования Российской Федерации
Московский институт
международных экономических
Уфимский филиал
По специальности «Мировая экономика»
Конспект
По дисциплине «Организация гостиничной индустрии»
Студентки заочного отделения
Проверил:
Оценил:
Уфа
Глава 1.
Гостиничное хозяйство
Появление первых прообразов гостиниц, как самой профессии по обслуживании. Людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое. В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать «госпиции» для путешественников, паломников, священников. Из вначале бесплатного приюта, они позднее становятся источниками дохода.
Развитие торговых связей привело к большему росту гостиничного хозяйства. В четырнадцатом веке в Милане насчитывалось уже 150 гостиниц. Однако следует заметить, что в этот период гостиничное хозяйство было очень примитивным (не было удобств, низкий санитарный уровень).
К 18-19 векам начинается бурное развитие гостиничного хозяйства, особенно в городах Европы. Гостиничное дело становится важной отраслью, так как приносит большую прибыль.
Там, где есть морское побережье, источники с минеральной водой, живописные места, развертываются строительства крупных и мелких гостиниц. Постепенно в них создаются комфортабельные условия.
В этой области (гостиничное хозяйство) возникают компании, акционерные общества, корпорации, синдикаты. В Лондоне создается синдикат гостиниц, во Франции- «Союз хозяев гостниц». В 1906 году был создан «Международный союз владельцев гостиниц» (1700 гостиниц в различных странах мира).
Туризм и возрастающая гостиничная база превратились в «индустрию услуг» (источник крупных доходов).
Уже в 1910 году в России насчитывалось 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами.
К 1940 году гостиницы были построены в 669 городах. В ВОВ был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству и в т.ч. гостиничному.
Бурное восстановление привело к тому, что к 1960 году в 1364 городах СССР гостей обслуживали 1476 гостиниц.
В 1980 году, в канун Олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест.
Одной из самых больших гостиниц является гостиничный комплекс «Измайлово» на 10 тыс. мест.
В 1990-е годы в связи с политической и экономической ситуацией в стране, произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. Россия в эти годы имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390931.
К 2005 году число иностранных туристов, посетивших Москву, достигло 10,6 млн. человек.
Внешний вид гостиничного здания имеет большое значение с точки зрения рекламы. Очень важным фактором в получении впечатления об архитектуре является солнечное освещение.
Гостиницы для отдыхающих- особый сегмент индустрии гостеприимства. Такие гостиницы должны быть размещены вблизи основной достопримечательности данной местности (моря, озера, реки).
Обособленным типом являются гостиницы-пансионаты. Назначение их- создание удобных и приятных условий для проживания. Архитектура такого здания должна отвечать интимному назначению гостиницы- пансионата.
Гостиницы на туристических дорогах должны служить лишь местом временного дневного или ночного отдыха. Отличительной чертой их является доступность и большая пропускная способность. Они должны находиться на главных коммуникациях и хорошо быть видны из далека.
Гостиницы на курортах- это гостиницы, связанные с медобслуживанием. Такие гостиницы представляют удобство для лиц, вынужденных лечиться.
Особую область гостиничного строительства представляют гостиницы в городах и у дорог, предназначенные для туристов- владельцев автомашин (мотели).
Важное место занимает вопрос о территории гостиничных зданий (стоянки для автотранпорта, подъездные пути, вход в гостиницу, подъездные пути к вспомогательным службам гостиницы, гаражи, зеленые насаждения и спортивные сооружения, веранды- лоджии).
Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей.
В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание» гостиницы имеют свою классификацию.
В другом нормативном документе «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.1997 г. дает следующее определение гостиницы: имущественный комплекс, предназначенный для предоставления услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 51185-98 «Туруслуги. Средства размещения.» существуют общие требования к гостиницам. Также существуют другие нормативные акты, согласно которым существует гостиничный бизнес: Международная гостиничная конвенция (касается заключения контрактом вежду владельцами гостиниц и турагентами), Кодекс отношений между гостиницами и турагентами (УФТАА) и МГА, Международные гостиничные правила, Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, Положение о госсистеме классификации гостиниц и других средств размещения, Франкфуртская таблица по снижению цен за поездки, Принципы УНИДРУА, Инструкции по сансодержанию помещений гостиниц, Правила предоставления коммунальных услуг, правила предоставления услуг по вывозу твердвх и жидких бытовых отходов, Правила по сертификации туруслуг и услуг гостиниц, Рекомендации по применению правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, Об утверждении методических рекомендаций, законодательство «О защите прав потребителей», О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей, о стандартизации (Закон РФ № 5154-1), О сертификации продукции и услуг (ФЗ № 51-51-1), О рекламе (ФЗ № 108-ФЗ), ГОСТ Р 50762-95 о питании, ГОСТ Р 506646-94 «Услуги, термины и определения», ГОСТ Р 50691-94 «О качестве услуг», Правила оказания услуг общественного питания, Санправила и др.
Гостиничные предприятия классифицируются в соответствии с классификацией ВТО:
- по месту расположения (в центре города, придорожные, в окрестностях городов и в аэропортах, плавучие отели)
-по уровню, ассортименту и стоимости услуг (дешевые отели, отели с ограниченным сервисом, отели «люкс», отель высоко класса, отель среднего уровня, апарт-отель, отель экономического класса, мотель, курортная гостиница, таймшер.
В отличие от классификации ВТО в РФ в зависимости от назначения принята другая классификация:
-гостиницы для постоянного проживания (на данный момент в России отсутствуют);
-транзитные гостиницы
-гостиницы делового
-к гостиницам для отдыха
-стационарные гостиницы (для семейного отдыха) должны иметь помещения для игр детей под присмотром персонала, для спортивно-оздоровительных занятий и развлечений.
-туристско-экскурсионные
Среди тех гостиниц, которые названы, особое место занимают: кемпинг, ротель (передвижная гостиница), ботель (гостиница на воде), флотель (плавающая гостиница).
Особое место занимает спецтуризм, в частности как его разновидность – деревенский туризм. В настоящее время он рассматривается как весьма доходный вид деятельности и имеет немалые объемы. Это было бы очень применимо в России, но осваивается пока очень и очень слабо. Существует два вида организации такого отдыха: сдача в наем небольших домиков или номеров в небольших деревенских гостиницах или коттеджей, организация проживания отдыхающих на ферме в сельском доме непосредственно в семье. Такой вид отдыха освоен в Финляндии, Северной Карелии.
Затрагивая вопрос о международной
классификации гостиниц хочется
назвать самые
Достаточно сложна классификация английских гостиниц (на фасаде отелей изображены не звезды, а короны). Чтобы перевети категорию гостиницы с «языка корон» на «звездный» необходимо от общего числа корон отнять одну.
Ассоциация британских турагенств дает свою классификацию (бюджетные гостиницы-1 звезда, гостиницы туристского класс-2 звезды, гостиницы 1 класса- 4 звезды, гостиницы среднего класса- 3 звезды, гостиницы высшей категории- 5 звезд.
В Италии гостиницы дифференцируются по трем категориям( первая относится к 4-х звездной, вторая- к 3-х звездной, третья- к 2-х звездной). Испанская градация гостиниц проводится по пяти категориям. Кроме того, в этой стране существуют госпредприятия приема туристов: старые крепости, замки, дворцы.
Гостиницы в РФ классифицируются согласно ГОСТ Р 50645-94 по пяти категориям, мотели- по четырем категориям. Категории обозначают звездами. К каждой категории предъявляются свои требования.
Важное значение в развитии индустрии гостеприимства имеют гостиничные цепи, которые способствуют распространению и значительному повышению уровня организации производства и обслуживания туристов.
С 1950-х гг.утвердились в этой сфере такие модели:
1) Модель Ритца
2)Модель Кеманси Уильсона
3)»Независимые гостиничные
Индустрия туризма постоянно развивается и эффективна. Она дала множество рабочих мест как в турфирмах, так и на предприятиях туриндустрии.
Квалификационные требования утверждены постановлением министерства труда и социального развития РФ № 8 от 17 мая 1999г. Квалификационные требования разработаны для двух секторов туриндустрии: «Туристская деятельность», и «Гостиницы».
В секторе «Гостиницы» выделены несколько подсекторов: служба приема и размещения; обслуживания гостиничного фонда; служба организации питания.
Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее категорией, размером номерного фонда, местоположением, спецификой гостей и другими факторами.
К основным службам любой гостиницы относятся: административно- управленческая, приема и размещения, обслуживания номерного фонда, общественного питания, коммерческая служба, инженерно-техническая, вспомогательная и дополнительные службы.
В современных условиях система управления проста и гибкая. Она соответствует следующим характеристикам: небольшое число уровней управления, небольшие подразделения с квалифицированными специалистами, производство услуг и организация работы, ориентированных на гостей предприятия.
Глава 2
Организация и технология работы службы приема и размещения гостей
Обслуживание гостей- это целая технология, которой обязаны придерживаться работники гостиничного бизнеса для эффективной работы. К процессу обслуживания относятся: предварительный заказ мест в гостинице, встреча, регистрация, представление основных и дополнительных услуг, окончательный расчет и оформление выезда. Персонал включает в себя: менеджера отдела бронирования или служба приема, администратора службы приема, портье, кассира, службу приема, гостиничных, службу питания, гаражную службу, аниматора, медработников, спортивных и туристских инструкторов, службу прачечной и мастерские.
Документы, включают в себя заявку на бронь, гарантия оплаты, анкета, разрешение на поселение, счет, визитная карта, заказ на услуги можно сделать в устной форме или заполнив бланк заказа.
Оплата, подразумевает включение в счет при регистрации самой оплаты, которую устанавливает администрация, чаевые, по счету: тариф на места, налоги, спецсборы; по счету в соответствии с установленными тарифами на услуги.
Функции службы приема и размещения является первым подразделением, с которым знакомится гость. Данная служба обеспечивает максимальную загрузку гостиницы.
Портье отвечает за хранение и выдачу ключей от номеров.
Оператор механизированного
Работник паспортного стола проверяет данные паспорта, контролирует сроки действия виз.
Обслуживание гостей начинается с бронирования. При двойном бронировании идет как бы подтверждение о будущем предоставлении мест в гостинице одновременно двум клиентам на одну и туже дату. Есть несколько способов забронировать номер или место в гостинице: письменный, устный и компьютерный. По почте или факсом клиент присылает письмо-заявку. Заявка состоит из следующихсведений: число и категория номеров, сроки проживания в гостинице, фамилии приезжающих, форма оплаты. Заявку регистрируют и подтверждают.
Более широкие возможности для гостиницы и клиентов открывает компьютерный способ бронирования. При этом требуется мало времени для брони.
Гарантированное бронирование- это бронирование со специальным подтверждением отеля о том, что он гарантирует клиенту получением им заказанного номера.
Другой формой может стать депозитная (авансовая) оплата.
Расселение состоит из встречи, регистрации, вручения ключа и сопровождения до номера. Не менее важную роль играет процесс заполнения анкеты. После нее администратор выписывает разрешение на поселение, затем идет счет, карта гостя и прочие процедуры.
Информация о работе Лекции по "Организации гостиничной индустрии"