Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:52, лекция
Технологическая операция – часть производственного процесса, осуществляемая рабочим (или одновременно группой рабочих) на одном рабочем месте над одним предметом труда. Признаком окончания операции является передача предмета труда с одного рабочего места на другое. Операция является основным объектом нормирования труда и регламентируется в условиях цеха нарядом на работу. Осуществление технологической операции предполагает участие исполнителя. Трудовой процесс – это совокупность действий исполнителя по осуществлению производственного процесса (технологической операции). Содержание трудового процесса определяется технологическим процессом и включает в себя:
Для выбора наиболее экономически эффективного варианта организации рабочего места из
нескольких возможных используется целая система показателей. В качестве критериев при их выборе могут быть приняты:
• рациональность использования производственной площади;
• стоимость организации рабочего места;
• затраты, связанные с использованием рабочего места;
• экономическая эффективность использования рабочего места;
• экономическая эффективность рационализации рабочего места;
• экономическая эффективность ликвидации рабочего места.
Конкретизируем расчет самих показатели:
1. Коэффициент рациональности
использования
представляющий собой отношение площади, занимаемой оборудованием, технологической и
организационной оснасткой, к общей площади рабочего места (м). Коэффициент не должен быть
ниже 0,5 для условий единичного и мелкосерийного производства, 0,7 – для серийного и 0,8 – для
массового производства.
2. Сравнение вариантов
планировки может быть
стоимостных показателей:
где Тшт – норма времени на одну операцию, мин.;
А – процент амортизационных отчислений за используемую производственную площадь;
Cп – стоимость единицы производственной площади, руб. за 1 кв. м;
Qп – производственная площадь, занимаемая рабочим местом, кв. м;
Фэр – годовой эффективный фонд времени работы оборудования, ч;
Ст – тарифная ставка сложности работы, руб./ч.
Из нескольких вариантов выбирается тот, который имеет наименьшее значение показателя.
Целесообразность сохранения рабочего места зависит от его эффективного использования.
Эффективность использования рабочих мест (Кэф) может быть оценена следующими показателями. Если это рабочее место сдельщика и оно оснащено оборудованием, то:
Кэф = Кэкст × Кинт ,
где Кэкст – коэффициент экстенсивной нагрузки оборудования, рассчитываемый как отношение
времени фактической работы оборудования к плановому эффективному фонду времени его работы;
Кинт – коэффициент интенсивной нагрузки, рассчитываемый как отношение фактической
трудоемкости к плановой трудоемкости изготавливаемой на рабочем месте продукции, рассчитанной на основе прогрессивных норм и нормативов.
Обслуживание рабочего места – это обеспечение его средствами, предметами труда и услугами,
необходимыми для эффективного осуществления на нем производственного процесса.
Все работы по обслуживанию могут быть сгруппированы по отдельным, относительно
обособленным функциям. Выделяют
следующие функции
1. Производственно-
катов, распределение работ по рабочим местам, участкам и т.п.). Реализацией данной функции занято планово-диспетчерское бюро (ПДБ) и следующие профессиональные группы рабочих: плановики, распределители, комплектовщики, диспетчеры, учетчики и др.
2. Транспортную – доставка предметов труда к рабочим местам, перемещение их между
участками. Профессии рабочих: крановщики, грузчики, стропальщики, водители электрокаров и др.
3. Наладочную – наладка и подналадка оборудования, выполняют ее рабочие – наладчики.
4. Инструментальную –
обеспечение рабочих мест
оснасткой; хранение, централизованная заточка и ремонт инструмента и др. (функцию выполняют
кладовщики, заточники, слесари по инструменту и др.).
5. Энергетическую – обеспечение рабочих мест энергией (электроэнергией, сжатым воздухом,
газом и др.).
6. Ремонтную – текущий ремонт, межремонтное обслуживание оборудования, подъемно-
транспортных средств и др.
7. Контрольную – контроль качества продукции, сырья.
8. Складскую – хранение, сортировка, складирование и т.п.
9. Ремонтно-строительную – поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений.
10. Хозяйственно-бытовую – обеспечение чистоты в производственных помещениях, обеспечение рабочих питьевой водой, душевые и т.п.
Виды обслуживания:
Централизованное обслуживание – выполнение функций обслуживания силами
специализированных
Децентрализованное обслуживание, когда вспомогательные службы включаются в состав
цеха и подчинены его руководству.
Смешанное (комбинированное) – часть функций обслуживания выполняются централизованно, а часть децентрализованно. Данная форма является предпочтительной, так как объединяет преимущества первых двух и не имеет многих присущих им недостатков.
Различают три системы обслуживания:
Дежурная система. Для этой системы характерна выдача основному рабочему сменно-суточного задания, а далее получение им предметов труда, технологической оснастки, инструмента и т.д. в порядке самообслуживания с оформлением соответствующих документов.
Планово-предупредительная система. В основе данной системы заложен принцип профилактики, заблаговременное выполнение всех работ обслуживающего характера на основе календарных планов-графиков.
Стандартное обслуживание. Это регулярное пополнение рабочего места материалами, заготовками, своевременное удаление с рабочего места готовой продукции и т.д. на основе научно
обоснованных стандарт-планов, в соответствии с твердым расписанием, маршрутными картами,
графиками.
Организация обслуживания рабочих мест предполагает установление определенного порядка
выполнения всех вспомогательных функций в рамках выбранной организационной формы и системы обслуживания.
Проектирование обслуживания рабочих мест предполагает выполнение следующей последовательности работ:
1. Определение общего состава работ по обслуживанию.
2. Установление того, какие виды работ должны выполняться основными рабочими, а какие –
вспомогательными.
3. Определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и
распределение их между ними.
4. Установление формы
обслуживания по определенным
функциям и разработка
обслуживания.
5. Расчет нормы обслуживания и нормы численности рабочих по обслуживанию.
6. Определение эффективности системы обслуживания.
Для расчета показателей могут быть использованы следующие инструменты:
• построение баланса фонда рабочего времени в расчете на одного основного и одного вспомогательного рабочего, составленных на основе фотографий рабочего дня;
• построение совокупных балансов времени производственных рабочих на выполнение ими таких работ, как хождение, доставка и ожидание предметов труда, технологической оснастки и т.д. при существующей и предлагаемой системе обслуживания;
• сопоставительный анализ существующей и проектируемой организации процессов обслуживания по численности занятых в них работников и их профессиональному составу.
Приведем пример анализа целесообразности введения обслуживания рабочих-станочников
силами вспомогательных рабочих. Расчеты выполняются в несколько этапов.
На первом этапе определяется годовой объем работ по каждому виду обслуживания (Qi),
выполнение которых проектируется поручить вспомогательным рабочим:
Qi = Чор × Тсм × di × Д ,
где Чор – численность основных рабочих (например станочников), чел.;
Тсм – длительность смены, мин;
di – доля затрат рабочего времени на i-й вид обслуживания в сменном фонде времени, доли
единицы;
Д – количество рабочих дней на протяжении года.
Затем определяется требуемая
численность вспомогательных
обслуживания (Чi):
где Qi – годовой объем работ i-го вида обслуживания;
Ксн – коэффициент уменьшения объема работ данного вида при организации централизованного
обслуживания;
Фгод – годовой фонд рабочего времени одного рабочего, ч;
Коп – доля оперативного времени (как времени выполнения основных функций обслуживания)
в сменном фонде времени вспомогательного рабочего.
После определения численности вспомогательных рабочих по каждому виду обслуживания
рассматривается возможность высвобождения части этих рабочих за счет совмещения функций для округления цифр до целого числа (т.е. перераспределения работ того или иного вида обслуживания среди других вспомогательных рабочих для обеспечения более полной их загрузки). После этого принимается решение относительно общей требуемой численности вспомогательных рабочих.
В заключение рассчитывается
возможное повышение
станочников в связи с уменьшением времени отвлечения на выполнение несвойственных им работ
индекс производительности труда ( ) рассчитывается по следующей формуле:
где – затраты времени станочниками на выполнение производственного задания (выпуск
продукции) при прежнем функциональном разделении труда, % от продолжительности смены;
– то же, но при новом разделении труда, когда они будут освобождены от выполнения
функций обслуживания собственными силами.
На величину вырастет и объем произведенной ими продукции (Iq).
Затем определяется индекс численности рабочих (Iч):
где Чор и Чвр –численность основных (станочников) и вспомогательных рабочих соответственно, чел.
Индекс производительности труда в расчете на всю совокупность рабочих (Iпр)
Если результат будет больше 1, то такой вариант функционального разделения труда будет
целесообразным, т.е. увеличение
Тема 4. Формы организации труда
Производственная бригада – это первичный, относительно самостоятельный коллектив рабочих, в рамках которого осуществляется кооперация друг с другом непосредственных исполнителей частичных трудовых и технологических процессов (операций, работ).
В зависимости от степени разнообразия работ, выполняемых рабочими бригады: Специализированные бригады выполняют технологически однородные работы и объединяют, как правило, рабочих одной профессии.
Комплексные бригады включают рабочих (работников) различных профессий, выполняющих
комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ, охватывающих полный цикл
производства продукции или ее законченную часть.
В условиях многостаночного режима:
Сквозная (или суточная) бригада включает работников двух и более смен.
Сменная бригада включает работников только одной смены.
В зависимости от численного состава различают бригады:
• укрупненные, выполняющие законченный цикл изготовления продукции, с численностью
работников в сменных бригадах более 15 чел., а в сквозных – более 25 чел.;
• средней численности: сквозные – 11–25 чел., сменные – 6–15 чел.;
• малочисленные: сквозные – 10 и менее чел., сменные – 5 и менее чел.
В зависимости от начисления и распределения коллективного заработка:
Бригады с индивидуальной оплатой труда. Здесь работа каждого члена бригады осуществляется по индивидуальному наряду, производится индивидуальный учет выработки, заработная плата начисляется по индивидуальным сдельным расценкам.
Бригады с оплатой по единому наряду. Их особенность состоит в том, наряд (для рабочих- сдельщиков) или нормированное задание (для рабочих-повременщиков) выдается в целом на бригаду и является основанием для начисления общего для бригады заработка за фактический объем работ или отработанное время. Коллективный заработок распределяется в соответствии с индивидуальным вкладом рабочих.
Бригады с оплатой по единому наряду за конечные результаты коллективного труда. Фонд оплаты труда рассчитывается исходя из количества штук планово-учетных единиц (бригадо-комплектов, штук, килограмм, тонн и т.п.) и комплексной расценки за единицу конечных результатов коллективного труда.