Лекция по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:35, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика" на тему : "Концентрация и централизация производства"

Файлы: 1 файл

концентрация.docx

— 62.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ 3 
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 6 
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций 6 
Основные цели и функции предприятия 
в условиях рынка 10 
Факторы, влияющие на эффективность 
функционирования предприятия в условиях рынка 12 
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО 
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 15 
Необходимость государственного регулирования экономики страны 15 
Условия и предпосылки государственного вмешательства 17 
Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность 
и экономику страны 19 
ГЛАВА 3. РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 
В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 27 
Народно-хозяйственный комплекс страны и его структура 27 
Промышленность РФ и ее ведущая роль 
в развитии экономики страны 30 
Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности 33 
Юридические лица промышленности 
и их классификация 37 
Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности .41 
ГЛАВА 4. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 57 
4.1. Сущность и значение централизации 57 
Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции 
на предприятии 62 
Экономические аспекты концентрации производства 64 
Концентрация и монополизация в экономике, 
их взаимосвязь 67 
Концентрация и диверсификация производства 78 
ГЛАВА 5. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ 
И КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 80 
Сущность, формы и показатели уровня 
специализации и кооперирования 
производства 80 
Экономическая эффективность специализации 
и кооперирования производства 82 
Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства 84 
Экономические аспекты комбинирования промышленного производства 84 
ГЛАВА 6. МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ 87 
Сущность, роль и значение малого бизнеса 87 
Критерии отнесения предприятий 
к малому бизнесу. 91 
Тенденции и особенности развития 
малого бизнеса в РФ. 94 
Государственная политика в области развития малого бизнеса, особенности его налогообложения 
и льготы для малых предприятий 100 
ГЛАВА 7. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС 109 
Научно-технический прогресс 
и научно-техническая революция, 
их сущность, значение и особенности 109 
Факторы, влияющие на ускорение 
в современных условиях 116 
Научно-техническая политика на макро- 
и микроуровне, ее содержание, особенности и значение. 122

Показатели, характеризующие  уровень развития науки и техники  на макро- и микроуровне. 133 
Механизм влияния НТП на экономические 
и социальные процессы 140 
Влияние НТП на качество и себестоимость продукции 145 
Влияние НТП на показатели эффективности работы предприятия 154 
Прогнозирование и планирование НТП 
на предприятии. 158 
ГЛАВА 8. КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ 
ПРОДУКЦИИ 165 
Сущность и значение повышения качества продукции 166 
Система показателей качества продукции 168 
Конкурентоспособность продукции, 
ее сущность и методы определения 171 
Факторы, влияющие на качество продукции 177 
Система управления качеством продукции 
на предприятии 185 
Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета 188 
ГЛАВА 9. ИНВЕСТИЦИИ 194 
Экономическая сущность и значение инвестиций ... 194 
Классификация и структура инвестиций 198 
Факторы, влияющие на эффективность инвестиций, инвестиционную привлекательность 
и инвестиционную деятельность 204 
Сущность и значение инвестиционной политики „215 
Финансирование инвестиций 224 
Экономическое обоснование инвестиций 
на предприятии 244 
ГЛАВА 10. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. 261 
Сущность капитального строительства 261 
Организационные формы капитального строительства 266 
Проектирование капитального строительства .... 270 
Основы ценообразования в строительстве. 273 
ГЛАВА 11. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 285 
Сущность и значение основных средств, 
их состав и структура 285 
Виды стоимостных оценок основных фондов 290 
Физический и моральный износ 
основных средств 293 
Воспроизводство основных фондов. 296 
Показатели использования основных фондов 299 Производственная мощность предприятия 
(цеха, участка), методика расчета 304 
Амортизация основных фондов. 307 
Ремонт и модернизация основных фондов 331 
Пути улучшения использования 
основных средств на предприятии 335 
ГЛАВА 12. СЫРЬЕВЫЕ И ТОПЛИВНО- 
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 338 
Роль сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике страны 338 
Основные понятия. Классификация сырья, материалов и топлива 340 
Классификация запасов месторождений полезных ископаемых и их экономическая оценка 342 
Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования 345 
Основные направления рационального использования сырьевых 
и топливно-энергетических ресурсов. 349 
ГЛАВА 13. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 352 
Экономическая сущность, 
состав и структура оборотных средств 352

Показатели  уровня использования 
оборотных фондов. 356 
Показатели уровня использования 
оборотных средств 360 
Нормативная база предприятия и пути 
ее совершенствования 363 
Нормирование оборотных средств 368 
Управление оборотными средствами 
на предприятии 370 
Значение и пути снижения материалоемкости продукции 374 
ГЛАВА 14. КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, 
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 378 
Кадры предприятия, их классификация 
и значение. 378 
Определение потребности в персонале 382 
Производительность труда: сущность, 
методика определения и планирования 384 
Сущность заработной платы, принципы 
и методы ее исчисления и планирования 389 
Основные нарушения работодателями Трудового кодекса РФ. 414 
ГЛАВА 15. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 
И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 417 
Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды 417 
Состав и классификация расходов 
на производство и реализацию продукции 419 
Структура себестоимости и факторы, 
ее определяющие. .426 
Планирование себестоимости продукции 
на предприятии ' 430 
Управление издержками предприятия 
с целью их минимизации 435 
Прибыль предприятия 442 
ГЛАВА 16. РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 
НА ПРЕДПРИЯТИИ 454 
Сущность и функции цены 
как экономической категории 454 
Система цен и их классификация 455 
Факторы, влияющие на уровень цен 462 
Ценовая политика на предприятии 465 
ГЛАВА 17. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ 
ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ, 
ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ 475 
17.1. Сущность и факторы 
финансового состояния предприятия .475 
17 2. Анализ и оценка 
ликвидности и платежеспособности 477 Анализ финансовой устойчивости 
и оценка ее уровня 481 
Показатели кредитоспособности предприятия ... 485 Пример анализа финансового состояния предприятия 486 
ГЛАВА 18. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ 
ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА). 491 
Сущность, основные понятия, 
необходимость и цели оценки 491 
Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия 49 6 
Основные методологические подходы 
к оценке бизнеса 497 
Определение итоговой стоимости предприятия ... 520 
ГЛАВА 19. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 523 
Сущность банкротства 
и антикризисного управления 523 
Основные факторы банкротства предприятия .... 527 
Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства 529 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 545 1 См.: Словарь иностранных слов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1964.

 

 

 

4.1. СУЩНОСТЬ И  ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

 
Централизация [лат. centrum, rp. kentron — острие (циркуля), сосредоточие] — одна из двух форм монополизации (другая — концентрация). Централизация и концентрация — две стороны одного экономического процесса. Централизация представляет собой объединение предприятий, фирм в результате их слияний и поглощений под единым управлением и ведет к росту рыночной доли в производстве и реализации. Развитию и ускорению централизации способствует развитой фондовый рынок ценных бумаг. Скупка «голосующих» акций и приобретение контрольного пакета акций позволяют устанавливать и расширять контроль из единого центра (см. Холдинг) над десятками и сотнями предприятий, расположенных в разных географических точках. Централизация позволяет объединять капиталы нескольких фирм для решения крупных технико-экономических проектов (задач) и аккумулировать необходимые денежные средства для финансирования конкретных программ. Она лежит в основе создания холдинговых и материнско-дочерних систем, и это единственное направление создания промышленно-фи- нансовых групп, являющихся стержнем любой национальной экономики. 
Следует различать централизацию производства и централизацию капитала. 
Централизация производства ~ увеличение его масштабов в результате объединения нескольких предприятий в одно укрупненное хозяйство под общим управлением. Различают горизонтальную и вертикальную централизацию производства. Горизонтальная централизация означает объединение однотипных предприятий внутри одной отрасли. Вертикальная централизация предполагает слияние предприятий разных отраслей, что позволяет осуществить выпуск сложной продукции по единой технологической цепочке и расширить ассортимент (набор) изделий. Централизация производства в рамках одного хозяйственного образования, проводимая до определенных рациональных пределов, дает, как правило, увеличение выпуска продукции за счет снижения издержек производства и обращения в расчете на единицу продукции, экономии на масштабах производства. Однако чрезмерная централизация выпуска про-дукции на одном хозяйственном объединении может вести к тому, что производство становится громоздким, трудноуправляемым и экономически неэффективным. Поэтому в процессе централизации за отдельными структурными единицами должна сохраняться относительная хозяйственная самостоятельность, а ее масштаб не должен превышать экономически обоснованных оптимальных (наилучших) объемов производства. 
Централизация капитала — увеличение его размеров в результате объединения или слияния нескольких ранее самостоятельных капиталов. Часто она совершается путем поглощения крупными капиталами более слабых конкурентов. 
Наиболее распространена централизация капитала посредством образования акционерных обществ и организации системы участия [14]. 
Основная выгода от создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере технологического развития, маркетинга, рекламы, продвижения к потребителю, снижения производственных и непроизводственных расходов. 
Очень часто за счет слияния компаний можно достичь операционной экономии. Устраняется дублирование функций различных работников, объединяющих такие виды деятельности, как маркетинг, учет, снабжение. Достижение подобной экономии известно как синергизм; стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей, т.е. 2 + 2 = 5. 
Помимо операционной экономии, слияние может стать причиной получения экономии за счет «эффекта масштабности», т. е. ког- ¦ да происходит увеличение выпуска и реализации продукции. 
В современной экономике превалируют также такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ), консорциумы. 
Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга: 
конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением; 
структурой источников; 
установленными имущественными и правовыми отношениями. 
В России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) 
в конце XX в. наибольшее развитие получили холдинги и ФПГ. Рас-смотрим наиболее подробно сущность некоторых организацион-ных форм объединения предприятий. 
Концерн (от англ. concern — участие, интерес) — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау, обмена результатами НИОКР между подразделениями и т. п.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии, в настоящее время  эта организационная  форма стала преобладающей  среди крупных  фирм развитых стран. Как правило, в  отличие от конгломерата, концерн имеет  четко выраженное «производственное  лицо», т. е. основной вид деятельности (продукции). Традиционно различают  промышленные, транспортные, торговые, банковские и другие концерны. 
На начальном этапе концерны строились по принципу вертикальной интеграции, охватывая все звенья технологической цепочки: добыча сырья • — производство — транспортировка — сбыт. С конца 60-х гг. XX в. для них становится характерным стремление к диверсификации — проникновению в отрасли, технологически не связанные с основной продукцией концерна. В структуру современных концернов входит несколько групп предприятий, объединенных на основе вертикальной интеграции и действующих в различных отраслях и сферах экономики. Для них также характерно активное проникновение на внешние рынки путем объединения компаний различных стран и создания международных мо-нополий. 
Конгломерат (от лат. conglomeratus — скопившийся, собранный) — монополистическое объединение, диверсифицированная корпорация, возникшая в результате слияния разнородных, не связанных между собой по отраслевому или технологическому признакам предприятий, фирм, кредитных учреждений, находящихся под единым контролем. 
Как форма монополистического объединения появились в начале 70-х гг. XX в., наиболее широкое распространение получили в форме транснациональных корпораций (ТНК). 
Конгломераты возникают как результат слияния и поглощения фирм разнородной производственной ориентации путем приобретения финансовым центром компании активов или контрольного пакета акций различных компаний. Главная цель таких финансовых операций — обеспечить быстрый перелив капитала из менее рентабельных в более рентабельные производства и максимизировать объем прибыли конгломерата. Поэтому внутренняя структура конгломерата очень неустойчива. Конгломераты достаточно часто распадаются, превращаясь в диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты (крупнейшие ТНК) доказали свою жизне-способность, широко манипулируя финансовыми средствами и оперативно приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка [14]. 
Консорциум (от лат. consortium — соучастие, сотоварищество) — временное, обычно на срок выполнения проекта, соглашение между несколькими банками, кредитными организациями или группами компаний (фирм) для совместного размещения займов, осуществление финансовых или коммерческих операций, строительство различных объектов. 
К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных и других программ. 
Синдикат (от тр. syndikos — действующий сообща) — организационная форма монокапиталистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую и сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производствен-ную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продук-ции, распределение заказов осуществляются централизованно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является международный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. 
Международным синдикатом является и ОПЕК, члены которого координируют объемы добычи, продажи и цены на нефть на мировых рынках. На долю ОПЕК приходится около 2/3 мирового экспорта нефти. Синдикатом является и Европейское объединение угля и стали. 
Финансово-промышленные группы (ФПГ). В России за последние годы наиболее существенное распространение получила такая форма объединения предприятий, как финансово-промышленные группы. 
Участниками финансово-промышленных групп могут быть промышленные, финансово-кредитные, торговые и иные предприятия. Группы могут образовываться на основе перекрестного владения акциями, взаимного участия в управлении, долгосрочных кредитных обязательств и других форм зависимости. При создании финансово-промышленных групп выгоды могут получить как промышленные предприятия, так и финансово-кредитные учреждения. Плюсом для первых является облегченный доступ к финансово- кредитным ресурсам, дня вторых — возможность надежно разместить капиталы. Формирование таких групп способствует также консолидации капиталов и расширению сферы деятельности.

Информация о работе Лекция по "Экономике"