Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:35, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика" на тему : "Концентрация и централизация производства"
В России
наряду с финансово-промышленными
группами, создаваемыми
на принципах свободной (не
регламентированной
государственными правовыми
актами) договоренности,
существуют также
финансово-промышленные
группы, созданные
в соответствии с
правовыми нормами.
Они могут действовать
как головные и
дочерние компании,
как компании, объединившие
частично или полностью
свои ресурсы на основе
договора о создании
группы. Такого рода
финансово-промышленные
группы могут быть
зарегистрированы в
государственном
реестре и получать
установленные законом
меры государственной
поддержки [14].
Транснациональная
корпорация (ТНК) ( лат.
trans — сквозь, через
+ лат. natio — народ + корпорация)
— международная корпорация
двух видов: а) по составу
капитала и характеру
действия; б) по характеру
действия, но с национальным
капиталом одной страны.
ТНК занимают ведущие
позиции на национальном
и мировых рынках в производстве
и реализации товаров.
Деятельность ТНК диверсифицирована.
Структурно-функциональный
разрез ТНК представляет
аналогию структуры
государства. Здесь
в миниатюре представлены
все исполнительные
органы государства.
Современные ТНК
— крупнейшие объединения
предприятий, действующие
в международном масштабе
и контролирующие существенную
долю мирового промышленного
производства и торговли.
В число ТНК в первую
очередь входят 600 акционерных
обществ с оборотом
капитала свыше 1 млрд
долл. Под их контролем
в середине 80-х гг. находилось
более 7.. промышленного
производства, более
'/ внешней торговли,
около 80% патентов на
новую технику и технологию
западного мира.
Подавляющее большинство
ТНК являются однонациональными
по составу капитала
— ядро акционерного
капитала головной (материнской)
компании (объединения
предприятий). От 1/3 до '/2
активов имущества ТНК
расположены за пределами
стран базирования головных
предприятий (штаб-квартир
ТНК). Примерно таков
же удельный вес зарубежных
продаж и прибылей в
общей сумме продаж
и прибыли ТНК. Основой
расширения сфер влияния
ТНК остается вывоз
капитала из стран базирования.
Вместе с тем средства,
приобретенные на международных
рынках капитала, а также
фи-нансовые ресурсы
зарубежных филиалов
во всевозрастающих
мас-штабах используются
для финансирования
деятельности головных
компаний в странах
базирования ТНК. В последние
годы активно развиваются
формы сотрудничества
ТНК различных стран (со-вместные
компании, совместные
научно-исследовательские
программы и др./
Роль и значение ТНК
в мировом развитии
носят двойственный
характер. С одной стороны,
направленная на максимизацию
прибыли хозяйственная
деятельность ТНК в
зарубежных странах
нередко противоречит
социально-экономической
политике правительства
данной страны и может
вызвать смену правительства.
С другой стороны, ТНК
способствует научно-техническому
и социально-экономическому
прогрессу, внедрению
новейшей организации
управления, обмену
опытом в странах, в
которых разворачивается
их деятельность.
Что касается России,
то развитие и совершенствование
организационных форм
объединений предприятий
с учетом мирового опыта
и отечественной специфики
имеет принципиально
важное значение по
следующим обстоятельствам:
во всех развитых
странах мира интегрированные
структуры играют существенную
роль в развитии их экономики
и по сути являются стимуляторами
в ускорении НТП, не
избежать этого и России;
в РФ отсутствует
достаточный практический
опыт в их создании и
функционировании. Еще
предстоит разработать
и принять надлежащую
в этом плане нормативную
базу;
в связи с переходом
на рыночную экономику
Россия все в большей
мере интегрируется
в мировую экономику,
а без создания и функционирования
соответствующих структур
вряд ли это возможно
в полной мере.
4.2. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ
И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ
Концентрация
— это процесс,
направленный на увеличение
выпуска продукции
или оказания услуг
на предприятии.
Концентрация на
предприятии может развиваться
на основе различных
форм; увеличения выпуска
однородной продукции (специализиро-ванные
предприятия);
увеличения выпуска
разнородной продукции (универсальные
предприятия);
развития концентрации
на основе комбинирования
производства (предприятия-комбинаты);
развития концентрации
на основе диверсификации
производства. Эта форма
самая сложная, так как
в этом случае развитие
концентрации может
осуществляться как
на основе вышеупомянутых
форм, так и за счет более
широкой деятельности
предприятия.
Концентрация производства
на предприятии может
быть достигнута путем:
увеличения количества
машин, оборудования,
технологических линий
на прежнем техническом
уровне;
применения
машин и оборудования
с большей единичной
мощностью;
одновременного увеличения
машин, оборудования
как прежнего технического
уровня, так и более
современного;
развития комбинирования
взаимосвязанных производств;
диверсификации производства.
С экономической
точки зрения наиболее
целесообразный путь
развития концентрации
— интенсивный, т. е.
за счет внедрения новой
техники и технологии
и увеличения единичной
мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня
концентрации применяются
как абсолютные, так
и относительные показатели,
поэтому и различают
абсолютную и относительную
концентрацию.
Абсолютная концентрация
характеризует размеры
производства отдельных
предприятий, а ее уровень
определяют следующие
показатели: объем выпуска
продукции; среднегодовая
стоимость основных
производственных фондов;
среднесписочная численность
работающих. Наиболее
объективен показатель
объема выпуска продукции.
Остальные показатели
уровня концентрации
используются для более
всестороннего анализа
уровня концентрации
производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
И В Сергеев, И И, Веретенникова . ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИИ) , 2005 - перейти к содержанию учебника
4.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Экономические показатели
работы предприятия (себестоимость,
прибыль, рентабельность,
производительность
труда, материалоемкость
и др.) в значительной
мере зависят от развития
концентрации производства,
т. е. от объема выпускаемой
продукции. С развитием
концентрации экономические
показатели работы предприятия,
как правило, улучшаются
до его оптимальных
размеров, а затем
могут ухудшаться.
Известно, что объем
выпускаемой продукции
зависит от величины
задействованных производственных
ресурсов, т. е. от величины
переменного и постоянного
капитала. Но поскольку
на изменение количества
используемых в производственном
процессе ресурсов затрачивается
разное время, необходимо
различать краткосрочный
и долгосрочный периоды.
На предприятии объем
выпуска продукции может
быть увеличен за счет
наиболее полного использования
мощностей, в этом случае
цель достаточно быстро
достигается путем привлечения
дополнительного количества
переменного капитала.
Если на предприятии
отсутствует резерв
производственных мощностей,
то в этом случае увеличение
выпуска продукции требует
достаточно длительного
времени и привлечения
не только переменного,
но и постоянного капитала.
В первом случае экономический
эффект достигается
за счет снижения условно-постоянных
затрат на единицу продукции.
Крупные предприятия
имеют как существенные
преимущества, так и
недостатки перед средними
и мелкими предприятиями.
Преимущества в общем
плане проявляются в
следующем:
являются проводниками
научно-технического
прогресса, так как имеют
возможность осуществления
всего цикла «наука
— производство», т.
е. проведения крупномасштабных
научно-исследовательских,
поисковых и прикладных
работ, проектных и конструкторских
работ, создания новой
техники и ее распространения;
легче внедряют и
лучше используют более
современное и высокопроизводительное
оборудование;
создают лучшие предпосылки
для применения более
совершенной организации
производства;
с увеличением объема
производства постоянные
расходы на единицу
продукции снижаются,
что ведет к снижению
издержек производства;
имеют
больше возможностей
для углубления, разделения
и кооперирования
труда;
достигают большего
эффекта от применения
ЭВМ.
Крупные предприятия,
как уже отмечалось,
имеют не только
преимущества, но
и недостатки, которые
следует учитывать при
проектировании и создании
предприятий такого
масштаба.
К недостаткам крупных
предприятий следует
прежде всего отнести:
увеличение транспортных
расходов на подвоз
сырья, материалов и
комплектующих изделий
к предприятию и отправку
готовой продукции потребителям
вследствие возрастания
радиуса транс-портировки;
необходимость больших
инвестиций на сооружение
крупных предприятий
и продолжительный срок
их строительства;
усложнение процесса
управления с возрастанием
масштабов предприятия;
повышение нагрузки
на природную среду
со всеми вытекающими
отсюда негативными
последствиями;
нарушение принципа
равномерного размещения
промышленного производства
и комплексного развития
отдельных регионов
страны;
возможность монополизации
производства и др.
Концентрация на
любом предприятии должна
контролироваться с
целью достижения минимальных
затрат на выпуск продукции
независимо от того,
по каким формам развивается
этот процесс, т. е. на
предприятии должны
стремиться к выпуску
оптимального объема
продукции.
В отечественной
литературе известны
два подхода к определению
оптимального размера
предприятия. Первый
подход связан с минимизацией
приведенных затрат (Злр;)
на выпуск продукции,
т. е.
где С( — себестоимость
продукции по г-му варианту;
Е — ставка дисконтирования;
К — капитальные
вложения по г-му варианту;
3 — транспортные
расходы по г-му варианту.
Оптимальным считается
такой размер предприятия,
при котором достигается
минимум приведенных
затрат.
В отечественной
литературе известен
и графический метод
определения оптимального
размера предприятия,
суть которого по-казана
на рис. 4.1.
На рис. 4.1 показана
зависимость внутрипроизводственных
затрат (А), внепроизводственных (В)
и полных затрат (П =
А + В) от объема выпускаемой
продукции. Оптимальный
размер предприятия
достигается при минимуме
полных затрат на выпуск
продукции. На рисунке
этот минимум обозначен
точкой К.
В западной
литературе оптимальный
размер предприятия
определяется сопоставлением
положительного и
отрицательного эффекта
масштабов производства.
Вместо оптимального
размера предприятия
используется концепция
минимального размера
предприятия. Он представляет
собой такой объем
производства, при
котором
3 - 6259
фирма может минимизировать
свои долгосрочные средние
издержки на единицу
продукции.
Проиллюстрируем
эту концепцию на рис. 4.2.
На этом рисунке экономия
издержек от роста масштабов
производства достигается
на участке АБ, затем
до точки В издержки
остаются постоянными,
а на отрезке ВС они
возрастают. П = (А + В)
У /в к ^
\ 1 N. 1
1
1 1 / ^^А )
г! V
А — внутрипроизводственные
затраты на выпуск продукции;
В — внепроизводственные
затраты,
П — полные затраты
на производство и реализацию
продукции.
Рис. 4.1. Зависимость
полных затрат на производство
и реализацию продукции
от объема производства
Рис. 4.2. Одна из возможных
кривых зависимости
долгосрочных средних
издержек от объема
производства
Минимальный эффективный
размер предприятия
достигается на участке
ОУг и он продолжается
до точки V, так как на
участке У — V фирма
обеспечивает себе минимальные
средние издержки.
Участок кривой ВС
характеризует рост
средних издержек производства
от увеличения объема
производства, т. е. для
фирмы наращивать объемы
выпуска продукции больше
К, невыгодно.
Для того чтобы этот
методический подход
для определения оптимального
размера предприятия
мог использоваться
в отечественной практике,
необходимо на каждом
предприятии определять
кривую за-висимости
долгосрочных средних
издержек от объема
производства
4.4. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Давно известно, что
концентрация и монополизация
как явления в
экономике тесно
взаимосвязаны между
собой. Но из этого
не вытекает, что
концентрация обязательно
приводит к появлению
предприятия-монополиста
или группы предприятий-монополистов.
В странах с рыночной
экономикой уже давно
сложилась действенная
система антимонопольного
законодательства, на
основе которой государство
регулирует процессы
концентрации с целью
недопущения появления
предприятий или группы
предприятий-монополистов.
Этому, в частности,
способствовало и то,
что к концу 60-х гг. на
Западе сложилась целая
система показателей
статистики концентрации
рыночной мощи, которые
систематически публикуются
в печати. Наибольшее
значение и распространение
получил такой показатель,
как доля фиксированного
числа предприятий.
Например, согласно
германскому антимонопольному
законодательству монопольное
положение предприятия
или группы предприятий
на рынке возникает,
если на 1 предприятие
приходится свыше 73
всего оборота на рынке,
либо на 3 и менее предприятий
— '/ общего оборота,
либо на 5 и менее предприятий
— свыше 2/3 оборота.
Аналогично поступают
и во многих других странах.
Например, в США в течение
нескольких десятилетий
применялся показатель:
доля 4 крупнейших предприятий.
Доля фиксированного
числа предприятий имеет,
однако, один недостаток.
Этот показатель — дискретный.
Он характеризует не
всю совокупность предприятий
на рынке и ее структуру,
а лишь позиции крупнейших
производителей. Поэтому
за последние годы все
большее распространение
получает другой комплексный
показатель — индекс
Герфиндаля-Гиршмана (.НШ}.
где п — число хозяйствующих
субъектов, действующих
на рынке (в отрасли);
X2 — доля /-то хозяйствующего
субъекта (%) в объеме
реализованной продукции
на рынке (в отрасли).
Величина HHI варьируется
в пределах от 0 (полная
деконцент- рация) до 10 000 (абсолютная
монополия).
1 Нормальная концентрация CR 3 < 45%,
где CR 3 — доля на товарном
рынке или в отрасли
трех крупных хозяйственных
субъектов; ННК 1000.
Вывод: неконцентрированный
рынок.
Средняя степень
концентрации 45% < CR 3 < 70 %;
1000 < НШ <2000.
Вывод: умеренно концентрированный
рынок.
Высокая степень
концентрации: СИ 3 > 70%,
НН1 > 2000.
Вывод: слабая конкурентная
среда'.
Важным моментом
в отечественной экономике
следует признать тот
факт, что оценка состояния
концентрации на товарных
рынках стала определяться
по методологии, принятой
во многих развитых
странах мира.
В настоящее время
в РФ для оценки состояния
концентрации производства
используются следующие
показатели:
доля одного предприятия
в объеме реализованной
продукции на рынке, %;
доля трех, четырех,
шести, восьми организаций
в объеме реализованной
продукции на рынке, %.
Кроме этого, организации,
занимающие на рынке
доминирующее положение (более 35%),
заносятся в специальный
реестр и находятся
под особым контролем
государственного органа
по антимонопольной
политике и поддержке
предпринимательства.
Официальные статистические
данные о состоянии
концентрации производства
по отраслям промышленности
в динамике приводятся
в табл. 4.1, а о количестве
организаций, занимающих
на рынке доминирующее
положение, — в табл. 4.2.
Из этих данных следует,
что наибольший уровень
концентрации производства
имеет место в таких
отраслях промышленности,
как нефтеперерабатывающая
и нефтедобывающая,
черная и цветная металлургия.
С целью создания
нормальных условий
для функционирования
развития всех субъектов
хозяйствования и прежде
всего для свободной
конкуренции между участниками
экономических отношений
государство должно
управлять уровнем монополизации
эко-номики, т. е. должно
быть создано эффективное
антимонопольное законодательство.
Основные принципы антимонопольного
законодательства в
РФ нашли отражение
в двух важнейших законодательных
актах: в Конституции
РФ и в Законе РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных
рынках».
1 См.: Развитие конкуренции
на рынках РФ (доклад
ГКАП РФ) // Вопросы экономики. 1995.
№ П. Таблица 4.1
Концентрация производства
по отраслям промышленности
Удельный вес объема
промышленной продукции,
выпускаемой крупными
организациями % Отрасли 3
организациями 4 организациями 6
организациями 8 организациями
промышленности 1995 2000 2001 2002 1995 2000 2001 2002
1995 2000 2001 2002 1995 2000 2001 2002
Электроэнергетика 16,0 15,6 15,2 13,8 18,9 18,7 18,5
16,9 24,4 24,2 23,9 21,3 29,6 29,3 28,6 25,5
Топливная промыш ленность 14,9 30,7 26,5 27,8
18,8 34,1 29,4 32,4 25,8 39,0 34,5 38,4 31,6 43,2 38,7 43,6
Нефтедобывающая 29,8 42,9 38,6 41,7 37,8 47,6 42,7 48,7
51,0 54,5 49,4 56,4 59,6 59,9 53,5 62,7
Нефтеперерабаты вающая 37,7 36,5 31,8 31,6 45,1
44,3 39,4 40,5 57,5 57,8 50,4 51,7 69,0 67,7 60,1 59,2
Черная металлургия
32,5 38,0 33,3 35,6 39,5 43,0 38,6 40,8 49,3 51,3 47,2 49,2 57,0 57,5
53,9 54,0 Цветная металлургия
31,8 37,6 31,6 26,1 37,1 40,9 34,4 28,6 43,6 45,1 38,9 33,1 49,1 48,6
42,2 36,4 Химическая и нефтехими
ческая промышленность 11,9 12,6 11,4 11,4 14,1 15,0
13,8 13,6 17,9 19,2 18,0 17,4 21,6 22,9 21,1 20,5
Машиностроение и металлообработка 15,0
15,0 14,3 13,6 16,6 16,4 15,6 15,0 18,6 17,9 17,1 17,0 20,2 19,1 18,3
18,4 Лесная, деревообраба
тывающая и целлюлоз-
но-бумажная промыш-
ленность 13,5 12,0 11,3 10,8 16,7 15,5 14,7 13,5 22,2 22,3 20,8
18,6 25,7 28,4 26,3 21,9 Промышленность
строительных мате-
риалов 3,2 5,2 4,6 4,6 4,2 6,3 5,6 5,6 5,7 8,3 7,6 7,5 7,1 10,2
9,3 9,3 Легкая промышленность 3,8 5,0 4,6 5,8 5,0
6,2 6,0 7,0 6,5 8,3 7,9 9,0 8,0 10,1 9,6 10,7
Пищевая промышлен-
ность 2,2 4,9 5,4 6,6 2,9 6,1 6,7 7,9 4,1 8,4 9,0 10,4 5,2 10,5
10,7 12,1 Российский статистический
ежегодник. 2003.
Таблица 4.2 Отрасли
промышленности Число
хозяйствующих субъектов
Удельный вес, % объема
их продукции в общем
объеме производства
продукции, по которой
организации включены
в Реестр, в общем объеме
их производства 1997 2002 1997 2002 1997 2002
Вся промышленность, 265 248 16,3 16,2 25,7 26,5
в том числе топливная
промышленность 7 6 5,6 4,9 3,9 1,8
черная металлургия 28 29 67,9 69,1 12,6 12,0
цветная 27 23 32 14,2 19,7 26,9
химическая и нефтехимиче
ская промышленность (без
химико-фармацевтической
промышленности) 41 39 25,8 36,4 20,7 21,2
машиностроение и металло-
обработка 136 123 28,2 24,4 49,5 54,2
лесная, деревообрабатываю
щая и целлюлозно-бумажная
промышленность 8 10 8,1 17,5 19,1 10,7
промышленность строитель-
ных материалов 3 4 2,2 2,1 76,3 75,5
легкая промышленность I 1 0,3 0,4 7,8 0,2
пищевая промышленность 8 7 0,6 0,3 48,9 95,2
Российский статистический
ежегодник. 2003.
Организации, занимавшие
па рынке доминирующее
положение в 1997 и 2002
гг.
В соответствии со
ст. 8 и 34 Конституции
РФ в Российской Федерации
гарантируются единство
экономического пространства,
свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка
конкуренции, свобода
экономической деятельности;
не допускается экономическая
деятельность, направленная
на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию.
Организационные и правовые
основы предупреждения
и пресечения монополистической
деятельности и недобросовестной
конкуренции на товарных
рынках, ограничения
конкуренции со стороны
органов государ-ственной
власти и местного самоуправления
определены Законом
РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистической
дея-тельности на товарных
рынках».
Действие
указанного закона направлено
на:
предупреждение и
пресечение со стороны
хозяйствующих субъектов
монополистической
деятельности и недобросовестной
конкуренции;
недопущение действий
по ограничению конкуренции
со стороны органов
государственной власти
и местного самоуправления,
а также иных органов
и организаций.
Под конкуренцией
понимается состязательность
хозяйствующих субъектов,
когда их самостоятельные
действия эффективно
ограничивают возможность
каждого из них односторонне
воздействовать на общие
условия обращения товаров
на соответствующем
товарном рынке.
Монополистической
деятельностью в соответствии
с названным законом
являются противоречащие
антимонопольному законодательству
действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов,
направленные на недопущение
или устранение конкуренции.
Монополистическая
деятельность хозяйствующих
субъектов может выражаться:
в злоупотреблении
доминирующим положением
на рынке;
в совершении согласованных
действий, ограничивающих
конкуренцию.
В антимонопольном
законе, с учетом его
изменений, доминирующее
положение трактуется
следующим образом:
«Доминирующее положение
— исключительное положение
хозяйствующего субъекта
или нескольких хозяйствующих
субъектов на рынке
товара, не имеющего
заменителя, либо взаимозаменяемых
товаров, дающее ему (им)
возможность оказывать
решающее влияние на
общие условия обращения
товара на соответствующем
товарном рынке или
затруднять доступ на
рынок другим хозяйствующим
субъектам».
Доминирующим признается
положение хозяйствующего
субъекта, доля которого
на рынке определенного
товара составляет 65%
и более, за исключением
тех случаев, когда хозяйствующий
субъект докажет, что,
несмотря на превышение
указанной величины,
его положение на рынке
не является доминирующим.
Доминирующим также
признается положение
хозяйствующего субъекта,
доля которого на рынке
определенного товара
составляет менее 65%,
если это установлено
антимонопольным органом,
исходя из стабильности
доли хозяйствующего
субъекта на рынке, относительного
размера долей на рынке,
принадлежащих конкурентам,
возможности доступа
на этот рынок новых
конкурентов или иных
критериев, характеризующих
товарный рынок. Не может
быть признано доминирующим
положение хозяйствующего
субъекта, доля которого
на рынке определенного
товара не превышает 35%.
Согласно российскому
антимонопольному закону
запрещаются действия (бездействие)
хозяйствующего субъекта (группы
лиц), занимающего доминирующее
положение, которые
имеют либо могут иметь
своим результатом недопущение,
ограничение, устранение
конкуренции и (или)
ущемление интересов
других хозяйствующих
субъектов, в том числе
такие действия (бездействие),
как:
изъятие товаров
из обращения, целью
или результатом которого
является создание или
поддержание дефицита
на рынке либо повышение
цен;
навязывание контрагенту
условий договора, не
выгодных для него или
не относящихся к предмету
договора (необоснованные
требования передачи
финансовых средств,
иного имущества, имущественных
прав, рабочей силы контрагента,
согласия заключить
договор лишь при условии
внесения в него положений,
касающихся товаров,
в которых контрагент
не заинтересован, и
др.);
создание условий
доступа на товарный
рынок, обмена, потребления,
приобретения, производства,
реализации товара,
которые ставят один
или несколько хозяйствующих
субъектов в неравное
положение по сравнению
с другими хозяйствующими
субъектами (дискриминационные
условия);
создание препятствий
доступу на рынок (выходу
с рынка) другим хозяйствующим
субъектам;
нарушение установленного
нормативными актами
порядка ценообразования;
установление, поддержание
монопольно высоких (низких)
цен;
сокращение или прекращение
производства товаров,
на которые имеется
спрос или заказы потребителей,
при наличии безубыточной
возможности их производства;
необоснованный отказ
от заключения договора
с отдельными покупателями (заказчиками)
при наличии возможности
производства или подготовки
соответствующего товара (п. 1
ст. 5 ФЗ от 25.05.1995 г. № 83-Ф3,
от 09.10.2002 г. № 122-ФЗ).
В исключительных
случаях вышеперечисленные
действия (бездействие)
хозяйствующего субъекта
могут быть признаны
правомерными, если
хозяйствующий субъект
докажет, что положительный
эффект от его действий,
в том числе в социально-экономической
сфере, превысит негативные
последствия для рассматриваемого
товар-ного рынка.
В соответствии с
Законом РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных
рынках» все указанные
выше положения, относящиеся
к хозяйствующим субъектам,
распространяются также
на группу лиц. То есть,
например, если у каждого
из двух хозяйствующих
субъектов, принадлежащих
к одной группе, доля
на рынке определенного
товара не превышает 35%,
но при сложении их долей
сумма будет превышать 35%)
то положение обоих
субъектов (данной группы
субъектов) может быть
признано доминирующим,
а соответствующие действия
— зло-употреблением
доминирующим положением.
Монополистической
деятельностью хозяйствующих
субъектов независимо
от их доминирующего
положения на рынке
определенного товара
также признаются их
согласованные действия (в
том числе на основании
договора или иной сделки),
которые приводят или
могут привести к:
установлению (поддержанию)
цен (тарифов), скидок,
надбавок (доплат), наценок;
повышению, снижению
или поддержанию цен
на аукционах и торгах;
разделу рынка по территориальному
принципу, по объему
продаж или закупок,
по ассортименту реализуемых
товаров либо по кругу
продавцов или покупателей (заказчиков);
ограничению доступа
на рынок или устранению
с него других хозяйствующих
субъектов в качестве
продавцов определенных
товаров или их покупателей (заказчиков);
отказу от заключения
договоров с определенными
продавцами или покупателями (заказчиками);
недопущению, ограничению
или устранению конкуренции
и ущемлению интересов
других хозяйствующих
субъектов иными способами,
в том числе путем координации
предпринимательской
деятельности коммерческих
организаций.
В исключительных
случаях указанные согласованные
действия хозяйствующих
субъектов могут быть
признаны антимонопольным
органом правомерными,
если хозяйствующие
субъекты докажут, что
положительный эффект
от их действий, в том
числе в социально-экономической
сфере, превысит неблагоприятные
последствия для рассматриваемого
товарного рынка, либо
если возможность заключения
такого соглашения или
осуществления согласованных
действий хозяйствующими
субъектами предусмотрена
федеральными законами.
Государственный
антимонопольный контроль
осуществляется антимонопольным
органом •— Министерством
РФ по антимонопольной
политике и поддержке
предпринимательства.
Контроль осуществляется
за:
созданием, реорганизацией
и ликвидацией юридических
лиц;
соблюдением антимонопольного
законодательства при
приобретении акций (долей)
в уставном капитале
коммерческих организаций;
соглашениями или
согласованнымидеиствиями
хозяиствую- щих субъектов,
ограничивающих конкуренцию.
Контроль за созданием,
реорганизацией и ликвидацией
юридических лиц. Реорганизация
в форме слияния или
присоединения коммерческих
организаций, суммарная
балансовая стоимость
активов которых по
последнему балансу
превышает 200 тыс. установленных
федеральным законом
минимальных размеров
оплаты труда, осуществляется
с предварительного
согласия антимонопольного
органа. Для получения
такого согласия лица
или органы, принимающие
решение о слиянии либо
присоединении коммерческих
организаций, представляют
в антимонопольный орган
ходатайство о даче
согласия на слияние
либо присоединение
коммерческих организаций.