Лекция по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:35, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика" на тему : "Концентрация и централизация производства"

Файлы: 1 файл

концентрация.docx

— 62.68 Кб (Скачать файл)

Антимонопольный орган отклоняет  указанное ходатайство, если предполагаемая реорганизация коммерческих организаций может  привести к ограничению  конкуренции на товарном рынке, в том числе  в результате возникновения  или усиления доминирующего  положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих  субъ-ектов. 
Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство при возможности наступления названных неблагоприятных последствий в случае: 
если лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка; 
выдачи предписания о совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, действий, направленных на обеспечение кон-куренции. 
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в Единый государственный реестр юридических лиц) о: 
создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций; 
изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций; 
создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом мини- 
размеров оплаты труда, а также о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. 
Данные требования об уведомлении антимонопольного органа распространяются на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов). 
Если указанные действия могут привести или привели к ограничению конкуренции, антимонопольный орган выдает учредителям (участникам) коммерческой или некоммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, пред-писание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. 
Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение указанного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания анти-монопольного органа о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, может явиться основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа. 
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются: 
приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании; 
получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество; 
приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа. 
Предварительное согласие на осуществление этих сделок требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему 
балансу лиц, участвующих в их совершении, превышает 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность данного хозяйствующего субъекта. 
Для совершения указанных сделок соответствующие лица обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче со-гласия на их совершение. 
Основания для отклонения или удовлетворения такого ходатайства аналогичны основаниям для удовлетворения или отклонения ходатайства о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций. 
Сделки по приобретению акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, совершенные в нарушение указанного выше порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа. 
Контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства. 
Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

4.5. КОНЦЕНТРАЦИЯ  И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 
Диверсификация  производства — одна из самых сложных  форм развития концентрации. Она означает одновременное  развитие не связанных  друг с другом видов  производств и  услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия> фирмы. 
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и для направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг. 
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский ГОК (КМА) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения  актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих  субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить  себя от банкротства  и получить максимальную прибыль. 
Диверсификация производства способствует: 
большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка; 
более полному использованию ресурсов предприятия; 
наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами; 
проведению антимонопольной политики. 
В России, в связи с переходом на рыночные отношения, многие промышленные предприятия оказались в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод. что диверсификация является панацеей от всех бед. Непродуманная и экономически не обоснованная диверсифи-кация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия. 
Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

Выводы 
Централизация, концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности. 
Развитие концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому этот процесс на предприятии должен управляться с целью минимизации издержек на производство и реализацию продукции. 
В современных условиях для многих предприятий наиболее прогрессивным является развитие концентрации на основе ком-бинирования и диверсификации производства. 
Развитие концентрации тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.

 

Контрольные вопросы

 

 
Централизация и концентрация, их взаимосвязь. 
Каковы сущность концентрации производства, ее преимущества и недостатки ? 
Каковы формы и показателиуровня концентрации производ - ства? 
Какие существуют в отечественной и зарубежной науке и практике методы определения оптимального или минимального размера предприятия ?

5 Как изменяются условно постоянные и условно переменные затраты с изменением концентрации производства? 
Сущность и значение антимонопольногозаконодательства. 
Какие предприятия, согласнороссийскому а

нтимонопольно - му законодательству, относятся к предприятиям-монополистам ?

5.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ  И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ  И КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 
Специализация —  это процесс сосредоточении выпуска определенных видов продукции  в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т. е. это процесс  производства однородной продукции или  выполнения отдельных  технологических  операций. 
Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой. 
Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению. 
В промышленности различают следующие формы специализации: 
предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т. п.); 
подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализаций может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы; 
стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в маши-ностроении; 
специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы. 
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализации.

Высшей  ступенью является межгосударственная специализация, т. е. специализация в  рамках ближнего и  дальнего зарубежья. Особенно актуально  для России развитие специализации в  рамках дальнего зарубежья, так как она  слабо развита  и на данном этапе  более эффективна для нашего государства. 
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей: 
коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида; 
коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха; 
коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха; 
широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации. 
Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве. 
Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию. 
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: 
предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпус-кающим машины и оборудование; 
подетальноекооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.); 
технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — • ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

Основным  показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей  и узлов, получаемых от других предприятий  в порядке кооперирования, в общей стоимости  продукции предприятия. 
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия. 
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина. 
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями: 
внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности; 
межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах; 
внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей. 
С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенными в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.

 

5.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И  КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 
Развитие специализации  и кооперирования оказывает самое  существенное воздействие  на эффективность  общественного про- лзводства и отдельного предприятия в силу следующих обстоя-тельств: 
специализация является основой для механизации и автоматизации производства; 
на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях; 
на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования; 
специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;

развитие  специализации обусловливает  необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства; 
специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность. 
Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле 
Э = [{С, - с2) - (Зтр1 - 3Ф2)] уг-ЕпАК + ДП, 
где С,, С, — себестоимость единицы продукции до и после специализации; 
3 , 3^ — транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации; 
К, — объем выпуска продукции после специализации; 
? — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; 
АК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуще-ствления специализации производства; 
ДП — дополнительная прибыль, полученная за счет ручшения качества продукции вследствие специализации производства.

Развитие  специализации и  кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный. 
К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести следующие моменты: 
рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования; 
монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника. 
Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специа-лизации и кооперирования с целью нахождения оптимального ва-рианта.

Информация о работе Лекция по "Экономике"