Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:51, дипломная работа
Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматривается: формирование средств Спецфонда льготного кредитования, процесс кредитования хозяйствующих субъектов, движение средств Спецфонда.
Во второй главе проводится анализ финансового состояния ссудозаемщика для выдачи кредита.
Третья глава включает разработку эффективных мер по использованию средств Спецфонда.
Введение 3
Льготное кредитование предприятий АПК 5
Кредитование ссудозаемщиков 5
Использование Фермерской квоты Спецфонда льготного
Кредитования 15
Кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств 20
Зачисление средств Спецфонда льготного кредитования 27
Процедура взыскания задолженностей
по кредитным договорам 29
Кредитоспособность ссудозаемщика на примере крестьянского
(фермерского) хозяйства 34
Определение кредитоспособности ссудозаемщика 34
Анализ финансового состояния ссудозаемщика 36
Рекомендуемые мероприятия по эффективному использованию
средств из Спецфонда льготного кредитования 46
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения
В случае полного или частичного неисполнения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своих обязательств по возврату кредитов, выданных под
гарантию за счет Спецфонда, после осуществления всех юридических и фактических действий по реализации предмета залога, 50% от невозвращенной суммы кредита срок суммы кредита и неуплаченной суммы начисленной на кредит процентов, включая возможную неустойку и другие издержки по взысканию долга (кредита) возмещаются банку-агенту за счет средств Спецфонда. Остальные 50% возмещаются банком-партнером из собственных средств. В случае невозврата кредитных ресурсов ссудозаемщиками, получившими гарантии Спецфонда, фермерская квота уменьшается по данным субъектам РФ на сумму невозвращённых кредитных средств.
1.3.КРЕДИТОВАНИЕ КРЕСТЬЯНКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕРМЕРСКОЙ КВОТЫ
СПЕЦФОНДА ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК
Настоящий порядок разработан в дополнение к положению об использовании фермерской квоты Спецфонда льготного кредитования для финансового обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений (в дальнейшем именуется Положение) и распространяется на коммерческие банки, осуществляющие кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств фермерской квоты Спецфонда льготного кредитования организаций АПК (в дальнейшем именуются банки-агенты) и заключившие трехстороннее соглашение о взаимном сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Россия (в дальнейшем именуется Соглашение).
Установление объема фермерской квоты осуществляется с разбивкой по регионам.
Общий объем фермерской
квоты устанавливается и
После установления объема фермерской квоты межведомственный Совет в течение двух рабочих дней доводит установленные объемы до Банка-агента.
При распределении объемов фермерской квоты по субъектам РФ 50% ресурсов распределяется пропорционально численности фермерских хозяйств, зарегистрированных в данном регионе, и 50% пропорционально площади обрабатываемых ими угодий.
2. Формирование списка потенциальных заемщиков
Крестьянские (фермерские) хозяйства, их объединения, кредитные кооперативы (в дальнейшем именуются заемщики) направляют заявки на получение кредитных ресурсов за счет средств фермерской квоты Спецфонда льготного кредитования организаций АПК непосредственно в банк или районную ассоциацию (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств по месту регистрации, а в тех районах, еде органы фермерского самоуправления не созданы, непосредственно в региональную ассоциацию (союз).
В случае направления заявки в районную ассоциацию (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств, последняя на основании поступивших заявок формирует список потенциальных заемщиков, исходя из требований Положения и Соглашения с Банком-агентом. Потенциальному заемщику может быть отказано во включении его заявки в список в случае отсутствия в его заявке документов, предусмотренных разделом 5 Положения или невыполнения норм, предусмотренных Соглашением с Банком-агентом.
Сформированный на уровне района список потенциальных заемщиков направляется в региональную ассоциацию (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств, а заявка на получение кредитных ресурсов с прилагающимися документами в территориальное подразделение Банка-агента, осуществляющего кредитование заемщиков данного региона. Для районов, еде органы фермерского самоуправления не созданы, вышеуказанная работа осуществляется непосредственно региональной ассоциацией (союзом) крестьянских (фермерских) хозяйств.
Региональная ассоциация (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств на основании поступивших с районного уровня списков формирует список потенциальных заемщиков на региональном уровне и согласовывает его с органом госуправления АПК данного региона. При формировании списков потенциальных заемщиков на региональном уровне ассоциация (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств руководствуется требованиями Положения, Соглашением с Банком-агентом.
Списки потенциальных заемщиков, составленные региональной ассоциацией (союзом) крестьянских хозяйств и согласованные с органом госуправления АПК, предоставляются в территориальное подразделение Банка-агента.
3. Процедура кредитования потенциальных заемщиков
Банк-агент, его территориальные подразделения в субъектах РФ, самостоятельно принимают решения о кредитовании потенциальных заемщиков, исходя из списка крестьянских (фермерских) хозяйств, и их объединений и кредитных кооперативов, представленного региональной ассоциацией (союзом) крестьянских (фермерских) хозяйств.
Банк-агент осуществляет кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств, учитывая экономическую обоснованность кредитного проекта, также обеспеченность возврата кредита-
Для принятия решения о предоставлении кредитных ресурсов из средств Спецфонд крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения должны предоставить Банку-агенту документы в пределах следующего перечня:
а) нотариально удостой репные копии учредительных документов,
б) документы, подтверждающие действительность полномочий лиц представляющих заемщика на подписание кредитного договора, а также обеспечительных сделок, непосредственно связанных с ним,
в) технико-экономическое обоснование проекта, характеризующее уровень рентабельности предусмотренных мероприятий и срок его окупаемости. ТЭО составляется самостоятельно заемщиком и в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
г) комплект документов, характеризующих финансовое состояние заемщика:
- ведомость о финансовых результатах (форма №5) на две последние отчетные даты;
- расшифровка дебиторской задолженности с разбивкой по дебиторам и срокам возврата, кредиторской задолженности по кредиторам;
- справка из банка
с указанны оборотов и средних
остатков по расчетным,
д) график погашения кредита,
е) договора аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые фермером или принадлежащее ему,
ж) список основных средств, товарно-материальных запасов (вне зависимости от учета финансовой документации),
з) документы по обеспечению.
При залоге производственного оборудования:
При залоге будущего урожая сельскохозяйственных культур:
При залоге платежных документов в пути:
При страховании:
Банк-агент имеет право отказать в рассмотрении заявок хозяйств, находящихся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, ограничиваемых в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством РФ, сообщивших о себе ложные сведения.
Банк-агент в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по потенциальным заемщикам уведомляет региональную ассоциацию (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств о том, каким именно потенциальным заемщикам и по какой причине было отказано в предоставлении кредитных ресурсов за счет фермерской квоты Спецфонда льготного кредитования организаций АПК, а также об объемах средств фермерской квоты, оставшихся неиспользованными в данном регионе. По результатам заключения кредитных договоров региональной и районной ассоциаций (союзом) крестьянских (фермерских) хозяйств по согласованию с территориальными подразделениями Банка-агента производят уточнение списков потенциальных заемщиков с целью наиболее полной выборки фермерской квоты данного региона при условии соблюдения имущественных интересов Банка-агента.
Региональная ассоциация (союз) крестьянских (фермерских) хозяйств сообщает АККОР объем средств фермерской квоты, неиспользованными в регионе.
4. Особенности кредитования потенциальных заемщиков, получающих
кредитные ресурсы
Ассоциации (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств, формирующие списки потенциальных заемщиков на районном уровне, отдельно оговаривают фермерские хозяйства, претендующие на получение части кредита (до 50% от общей суммы) под гарантию Спецфонда. К хозяйствам, могущим претендовать на такую гарантию, относятся:
Кандидатуры хозяйств, претендующих на получение части кредита под гарантии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, рассматриваются Советом ассоциации, при принятии положительного решения о включении такой заявки в список потенциальных заемщиков, Совет ассоциации рассматривает свои возможности по истребованию средств, если возврат кредитных ресурсов будет задержан.
В случае заключения кредитного договора, гарантом которого является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ с Банка-агента снимается ответственность за возврат в Спецфонд части кредитных ресурсов (до 50% от суммы кредита и начисляемых ни него процентов за срок действия кредитного договора), выданных под гарантию Спецфонда, а также процентов за пользование данными средствами в случае невозможности погашения заемщиком данных обязательств. При этом по мере фактического заключения таких кредитных договоров Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ перечисляет на свой счет №145 в Банке-агенте дополнительно к объему выдаваемых кредитов также резервную сумму из средств Спецфонда для обеспечения гарантийных обязательств (50% от основной суммы кредита и подлежащих уплате процентов).
При невозврате в Спецфонд кредитных ресурсов, выданных под гарантию Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Банк-агент и ассоциации (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств районного и региональных уровней применяют к заемщику все меры по истребованию подлежащих возврату средств. Для этого Банк-агент может делегировать ассоциации часть своих прав по требованию просроченной ссуды и процентов за ее использование. В случае если все эти меры не привели к полному исполнению заемщиком своих обязательств, фермерская квота по данному региону на следующий период подлежит уменьшению на сумму фактически невозвращённых средств.
Не допускается уменьшение фермерской квоты на сумму невозвращённых кредитов и процентов за их использование, если данные кредитные ресурсы предоставлялись заемщикам не под гарантию Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
5. Обобщение результатов кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств и их объединений
По результатам проведения сезонного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, их объединений и кредитных кооперативов на Межведомственном Совете заслушиваются представители Банков-агентов и АККОР о соотношении планового и фактического объема кредитования в региональном разрезе, особенностях проведения кредитных операми в регионах РФ, предложениях по организации работы в следующих периодов.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России заключают трехсторонние соглашения объединений, обобщенных Межведомственным Советом.
1.4 ЗАЧИСЛЕНИЕ СРЕДСТВ СПЕЦФОНДА ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Для зачисления средств Спецфонда каждой организации-ссудозаемщику открывается отдельный пассивный пищевой счет №145. Для учета затрат за счет средств Спецфонда открывается активный счет на балансовом счету №145. Открытие счетов сельскохозяйственным товаропроизводителем оформляется в порядке, установленном для открытия бюджетных счетов.
Учет затрат на выдачу кредитов обеспеченных средствами Спецфонда, осуществляется с активного балансового счета №145 путем оплаты расчетно- платежных документов строго Целевого назначения в пределах суммы кредитного договора, в пределах остатка на пассивном счете этой организации:
— ДТ 145(А) «Лицевой счет организации»
— КТ 161,161, 890, расчетный счет поставщика.
Плата по договору с ссудозаемщиком за пользование кредитными ресурсами устанавливается на уровне, обеспечивающим уплату процентов в фонд льготного кредитования в размере от действующей учетной ставки ЦБ РФ и получение банком маржи в размере не более 4%. Проценты за пользование средствами Спецфонда начисляются на сумму выделенных средств каждой организации, находящейся на пассивном балансовом счете №145.