Льготы на импорт продукции в РФ в 2009-2014 гг, возникновение торговых войн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 12:08, реферат

Описание работы

Мировая экономика и масштабы её влияния на национальные экономики разных стран сегодня является важнейшим фактором развития человечества. Основными показателями характеризующими участие стран в международном хозяйствовании является экспорт и импорт товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 97.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Мировая экономика и масштабы её влияния на национальные экономики разных стран сегодня является важнейшим фактором развития человечества. Основными показателями характеризующими участие стран в международном хозяйствовании является экспорт и импорт товаров и услуг.

Поэтому тематика вопросов в рамках данной контрольной работы весьма актуальна и интересна для рассмотрения:

1) льготы на импорт продукции в РФ в 2009-2014 гг.;

2) мировой опыт возникновения торговых войн после 2000 гг.

В рамках первого вопроса предполагается рассмотрение обшей структуры импорта России, использование льгот.

В рамках второго вопроса предполагается рассмотрение понятия торговой войны, и примеры её реализации в некоторых регионах мира и в нашей стране.

  1. Льготы на импорт продукции в РФ в 2009-2014 гг.

    1. Общая структура импорта РФ

Импорт продукции в Россию был всегда ориентирован на ввоз товаров промышленности и продовольствия. При этом общая структура нашего импорта не меняется в течение указанного ряда лет.

Рассмотри общие показатели и структуру импорта РФ по итогам 2013 года.

По данным таможенной статистики в январе-декабре 2013 года импорт остался на уровне января-декабря прошлого года и составил 317,8 млрд. долларов США. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-декабре 2013 года приходилось 87,0%, на долю стран СНГ – 13,0% [2].

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе-декабре 2013 года приходилось 50,8% (в январе-декабре 2012 года – 52,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-декабрем 2012 года снизился на 1,0%, в том числе: инструментов и аппаратов оптических – на 13,6%. Вместе с тем возросли стоимостные объемы закупок электрооборудования – на 4,3%, железнодорожного транспорта – на 49,8%, Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 15,9%, грузовых – на 25,9%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе-декабре 2013 года составил 16,6% (в январе-декабре 2012 года – 16,1%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с январем-декабрем 2012 года на 4,9% за счет роста цен на 7,5%. Физические объемы поставок мыла и моющих средств выросли  на 2,5%, пластмасс и изделий из них – на 0,6%, каучука и резиновых изделий – на 0,9%. Физические объемы импорта продуктов неорганической химии сократились – на 11,5%, органических химических соединений – на 2,0%, косметических средств – на 1,0% [2].

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе-декабре 2013 года составила 13,4% (в январе-декабре 2012 года – 13,0%). Физические объемы поставок продовольственных товаров возросли по сравнению с январем-декабрем 2012 года на 3,6%. Возросли физические объемы закупок рыбы свежей и мороженой на 4,4%, масла сливочного – на 32,3%, сыров и творога – на 5,9%, молока и сливок – на 30,9%, а молока и сливок сгущенных – в 2,2 раза, цитрусовых – на 7,4%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженого сократились по сравнению с январем-декабрем предыдущего года на 11,7%, мяса птицы на – 8,1% [2].

Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе-декабре 2013 года составила 5,8% (в январе-декабре 2012 года – 5,4 %). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-декабрем 2012 года на 8,9%. Физические объемы закупок одежды возросли – на 8,7%. Физические объемы закупок обуви с верхом из натуральной кожи сократились на 1,2%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе-декабре 2013 года составил 5,7% (в январе-декабре 2012 года – 5,6%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2012 года увеличился на 2,3%, а физический - на 0,7%. Физические объемы закупок труб возросли – на 58,6%, черных металлов и изделий их них – на 0,5% [2].

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2013 года доля машин и оборудования составила 33,9% (в январе-декабре 2012 года – 36,7%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2012 года сократился на 15,0%. Стоимостные объемы ввоза железнодорожного оборудования сократились на 28,7%, электрического оборудования на 15,8%. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 30,2% и 45,9% соответственно.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-декабре 2013 года составил 15,4% (в январе-декабре 2012 года – 16,0%).  Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2012 года снизился на 11,5%, а физический остался на уровне аналогичного периода предыдущего года. Сократились физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них на 0,6%, в том числе, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 5,3%, труб – на 22,0%.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 14,9% (в январе-декабре 2012 года – 11,6%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-декабрем 2012 года возросли на 27,3%, в том числе: говядины – на 38,6%, мяса птицы – на 25,8%, рыбы свежей и мороженной – на 40,3%, сыров и творога – на 10,9%, сливочного масла –на 1,3%. Физический объем закупок свинины снизился на 30,0%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе-декабре 2013 года составила 5,2% (в январе-декабре 2012 года – 5,1%).  Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем-декабрем 2012 года снизился на 6,9%. Вместе с тем возросли физические объемы закупок угля каменного – на 4,4%, нефтепродуктов – на 9,7%.

Удельный вес текстильных изделий и обуви в январе-декабре 2013 года составил 6,5% (в январе-декабре 2012 года – 7,4%). Стоимостной объем импорта этих изделий сократился по сравнению с январем-декабрем 2012 года на 19,7%. Возросли физические объемы импорта тканей хлопчатобумажных на 20,7%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 13,9%. Вместе с тем объемы поставок одежды снизились – на 42,1%.

Доля импорта продукции химической промышленности в январе-декабре 2013 года составила 10,0% (в январе-декабре 2012 года – 10,6%). Стоимостной и физический объемы импорта этих товаров снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года –на 13,1% и 2,5% соответственно.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-декабре 2013 года приходилось 49,4 % российского товарооборота (в январе-декабре 2012 года – 48,7%). На страны СНГ в январе-декабре 2013 года приходилось 13,6% российского товарооборота (в январе-декабре 2012 года – 14,7%), на страны Таможенного союза – 7,1% (7,7%), на страны ЕврАзЭС – 7,5% (8,0%), на страны АТЭС – 24,7% (23,8%) [2].

Основными торговыми партнерами России в январе-декабре 2013 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 88,8 млрд.долларов США (101,7% к январю-декабрю 2012 года), Нидерланды – 76,0 млрд.долл.США (91,7%), Германия – 75,0 млрд.долл.США (102,2%), Италия – 53,9 млрд.долл.США (117,8%), Япония – 33,2 млрд. долл. США (106,6%), Турция – 32,8 млрд. долл. США  (95,5%), Польша – 27,9 млрд.долл.США (102,0%), Соединенные Штаты – 27,7 млрд.долл.США (98,4%), Корея, Республика – 25,2 млрд.долл.США (101,5%), Соединенное Королевство – 24,6 млрд.долл.США (105,8%) [2].

Представленная статистика показывает, что весь импорт в отличие от экспорта составляет продукция конечного потребления. Наиболее существенные события повлиявшие на структуру и объёмы импорта в последние пять лет это – вступление Росси в ВТО в августе 2012 года и события происходящие в Украине с конца 2013 года.

Первое событие, позволило зарубежным странам усилить свои позиции на товарных рынках всех российских регионов, особенно на рынках продовольствия и продукции машиностроения. Фактически по итогам 2012 года импорт вырос почти на 70% по сравнению с 2011 годом. После 2012 года изменения носили незначительный характер до текущего года. С мая 2014 года начались разговоры об экономических санкциях из-за событий на Украине, а позже они были уже приняты, поэтому по итогам текущего года структура импорта измениться как в объёме, так и структуре стран-партнёров.

    1. Тарифные льготы и преференции

Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.

Льготой стали называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли. В современных энциклопедических словарях под «льготой» понимают предоставление каких-либо преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей.

Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима, коим принято считать режим наибольшего благоприятствования.

Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Всё это изложено в Законе РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 04.03.2014) "О таможенном тарифе" [3].

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

В отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

К товарам, ввозимым в Российскую Федерацию свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Комиссией Таможенного союза либо по решению Комиссии Таможенного союза Правительством Российской Федерации.

В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию Российской Федерации в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации [3].

Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза, вступившим в силу с 1 января 2010 г., устанавливается порядок формирования и утверждения Комиссией таможенного союза перечней товаров и стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 (в ред. от 16.05.2012 №46) и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни со сроком вступления в силу с 1 января 2010 г.:

– Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (Албания, Алжир, …, Ямайка – всего 102 страны),

– Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (всего 64 группы наименования товаров, определяемые его кодом по ТН ВЭД).

Размер тарифных преференций в рамках таможенного союза установлен статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, вступившего в силу с 1 января 2010 г. Так, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

С даты присоединения к ВТО Россия приняла обязательства по обеспечению выполнения требований организации на уровне Таможенного союза. Реализация указанных обязательств возможна на основании Договора Таможенного союза о его функционировании в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г., в соответствии с которым обязательства, принимаемые государством-членом Таможенного союза при присоединении к ВТО, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

В 2012 году произошел первый этап выполнения тарифных обязательств: Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС) были приведены в соответствие с начальными ставками связывания в ВТО.

Процесс снижения ставок ввозных таможенных пошлин, по сути, является возвратом к уровням тарифа, которые применялись в России в 2004-2006 годах, и заключается в основном в снижении тех уровней ввозных таможенных пошлин, которые были введены позднее, в том числе в рамках антикризисных мер 2008-2010 годов.

Так, по 8% тарифных линий состоялось понижение ввозных таможенных пошлин до уровня, предусмотренного обязательствами России в ВТО. В ряде случаев осуществлялся переход от комбинированной к адвалорной или специфической ставке, а также снижение специфической составляющей комбинированной ставки. Почти половина таких случаев касается товаров продовольственной группы: рыба, мясные продукты, сухое молоко, молочная сыворотка, солод, крахмал, маргарин, фрукты, некоторые злаковые, масличные, шоколад, дрожжи, соевый шрот, на которые пошлина в основном снизилась на 5-10 процентных пунктов.

Информация о работе Льготы на импорт продукции в РФ в 2009-2014 гг, возникновение торговых войн