Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 14:42, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Введение
1. Понятие и показатели уровня жизни
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения
1.2 Доходы населения, основные показатели уровня жизни
1.3 Совокупные показатели потребления
Глава 2. Анализ показателей уровня жизни населения России
2.1 Анализ доходов и сбережений населения
2.2 Анализ уровня рождаемости и смертности населения
2.3 Анализ прожиточного минимума и потребительской корзины
2.4 Уровень бедности и индекс потребительских цен
2.5 Анализ уровня образования населения
2.6 Анализ уровня здравоохранения
2.7Анализ жилищных условий жизни населения РФ
3. Прогнозирование уровня жизни населения и социальные программы России
3.1 Рейтинг России по индексу развития человеческого потенциала
3.2 Концепция целевой программы "Социальная поддержка населения России" на 2011-2013 годы
Заключение
Список используемой литературы
Второй фактор - уменьшение величины прожиточного минимума, что в свою очередь связано со снижением общего уровня инфляции на группу продовольственных товаров, для которых характерно сезонное (осеннее) снижение цен. Имеется в виду плодоовощная продукция. Кроме того, произошло существенное снижение стоимости набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину прожиточного минимума, - на 8,8 процента. Для сравнения: общий индекс потребительских цен в третьем квартале по сравнению со вторым снизился на 2,6 процента.
Непродовольственные товары и услуги, входящие в состав прожиточного минимума, подорожали на 1,7 процента и 0,4 процента соответственно. А индексы потребительских цен на промтовары и услуги выросли на 1,4 и 1,5 процента соответственно.
Об индексе потребительских цен в марте 2012 года
В марте индекс потребительских цен составил 100,6% за период с начала года - 101,5% (в марте 2011г. - 100,6%, за период с начала года - 103,8%).
В марте в 6 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 0,9% и более. Наиболее заметно цены выросли в Магаданской области - на 1,4%, в результате удорожания услуг и алкогольных напитков - на 2,2% и 1,8% соответственно. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 101,9%), в Санкт-Петербурге - 100,6% (с начала года - 101,4%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце марта 2012г. составила 2472,8 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,7% (с начала года - на 2,2%) в таблице 7. Стоимость набора в Москве в конце марта составила 2937,5 рубля и за месяц выросла на 1,1% (с начала года - на 3,9%), в Санкт-Петербурге - 2840 рублей и выросла на 0,4% (с начала года - на 1,5%).
Стоимость минимального набора продуктов питания отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума.
Таблица 7. Индекс потребительских цен в марте 2012 года
Март 2012г. к % |
Январь-март 2012г. к январю-марту 2011г. % |
Справочно |
|||||||
март % 2011г. к |
январь-март 2011г. к январю-марту 2010г. |
||||||||
февралю 2012г. |
Дека-брю 2011г. |
Мар-ту 2011г. |
февралю 2011г. |
декабрю 2010г. |
марту 2010г. |
||||
Индекс потребитель- ских цен |
100,6 |
101,5 |
103,7 |
103,9 |
100,6 |
103,8 |
109,5 |
109,5 |
|
в том числе на: |
|||||||||
товары |
100,6 |
101,8 |
103,6 |
103,7 |
100,7 |
103,3 |
110,0 |
110,0 |
|
Продовольстве-нные товары |
100,8 |
102,3 |
101,3 |
101,6 |
100,9 |
104,8 |
114,1 |
114,1 |
|
Продовольстве-нные товары без плодоовощной продукции |
100,6 |
101,7 |
105,5 |
105,9 |
100,9 |
103,5 |
110,8 |
110,5 |
|
Непродовольст-венные товары |
100,5 |
101,2 |
106,2 |
106,2 |
100,5 |
101,7 |
105,8 |
105,7 |
|
Услуги |
100,4 |
100,6 |
103,9 |
104,2 |
100,3 |
105,2 |
107,9 |
108,0 |
|
Базовый индекс потребительских цен |
100,5 |
101,4 |
105,5 |
105,7 |
100,7 |
102,5 |
107,7 |
107,4 |
|
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике. Из данных Росстата, при измерении инфляции обследуются 490 наименований товаров и услуг, в то время как потребительская корзина включает в себя всего 158 позиций. В результате этих различий величина прожиточного минимума в третьем квартале 2011 года по сравнению со вторым кварталом снизилась на 3,4 процента, а индекс потребительских цен в этот период вырос на 0,1 процента. Среднедушевые денежные доходы населения в третьем квартале составили чуть более 20 557 рублей - это 327 процентов величины прожиточного минимума. Во втором квартале соотношение доходов и прожиточного минимума составляло 312 процентов.8
2.5 Анализ уровня образования населения
Население 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).
Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%). Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек). В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%).
По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%). Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение. Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%).
Таблица 8. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и более.
Млн. человек |
На 1000 человек, указавших уровень образования |
||||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. |
||
Все население в возрасте 15 лет и более |
121,3 |
121,1 |
|||
в том числе: |
|||||
население в возрасте 15 лет и более, указавшее уровень образования: |
119,9 |
117,6 |
1000 |
1000 |
|
профессиональное образование |
|||||
высшее |
19,4 |
27,5 |
162 |
234 |
|
из него послевузовское |
0,4 |
0,7 |
3 |
6 |
|
неполное высшее |
3,7 |
5,4 |
31 |
46 |
|
среднее |
32,9 |
6,7 |
275 |
312 |
|
начальное |
15,4 |
6,6 |
128 |
56 |
|
общее образование |
|||||
среднее (полное) |
21,3 |
21,5 |
177 |
182 |
|
основное |
16,7 |
12,9 |
139 |
110 |
|
начальное |
9,3 |
6,3 |
78 |
54 |
|
не имеют начального общего образования |
1,2 |
0,7 |
10 |
6 |
|
не указавшие уровень образования и лица, по которым сведения получены из адм. источников. |
1,4 |
3,5 |
|||
В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием. Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).
2.6 Анализ уровня здравоохранения
Система здравоохранения постепенно переходит на платное оказание услуг. Безусловно, качество услуг в платной медицине в основном выше, чем в бесплатной. Но вопрос в том, насколько эти услуги будут доступны для граждан. Например, советское здравоохранение было в основном "не элитарным" и бесплатным. Если будет введен весьма ограниченный перечень бесплатных услуг, все остальные автоматически станут платными и подорожают. Смогут ли граждане получать эти услуги за счет медицинской страховки?
В сегодняшнем, "предреформном" состоянии, здравоохранение финансируется в основном из бюджета: это включает в себя все траты, связанные с содержанием и ремонтом зданий, питанием, зарплатой, оборудованием и, частично, с обеспечением медикаментами. Страховые компании оплачивают основные расходы, связанные с покупкой редких лекарств, а также обследования, но платят они с опозданиями.
Кроме неясности с редкими препаратами, типично российской проблемой, связанной именно с ОМС, довольно часто является несоблюдение конституционного права о выборе лечащего врача. Очень сложно попасть в другую больницу, к другому врачу. Требуются направления, которые зачастую врачи просто отказываются давать. Сегодняшняя система здравоохранения очень неудобна для работающих граждан из - за постоянных очередей. Среди других проблем страховой медицины в России, особняком стоит феномен отсутствия "за мотивированности" врачей на положительный результат.
Сегодня врачи в муниципальном здравоохранении не очень-то заинтересованы в оказании качественных медицинских услуг, так как для начисления из заработка важны только количественные показатели. Так происходит не всегда, но часто.
Сейчас далеко не понятно, что именно и в какую сторону изменится путем грядущего реформирования. Если медицине в России все же суждено стать платной, то неясно, каким именно образом будет реализовываться принцип "деньги идут за человеком" (как неотъемлемая часть страховой медицины в тех странах, где она давно поставлена на коммерческие рельсы).
И сохранится ли при этом то, что главное - это не количество больных в стационаре или длительность лечения, а здоровье пациента. Опасность в том, что первые два варианта часто могут быть коммерчески выгодными и потому, увы, приоритетными.
К 2018 году, по разным оценкам, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны. Ученые Лондонской школы экономики (LSE), опрашивавшие 45-50-летних россиян, установили, что из 10 человек только один откладывает денежные средства на медобслуживание в старости. В противоположность России в большинстве стран мира продолжительность жизни заметно выросла.
По данным минздравсоцразвития, в результате реализации национальных проектов с 2005 по 2009 год общая смертность населения снижена более чем на 9%, в том числе младенческая - на 24%, материнская - на 17%, от сосудистых заболеваний - на 8%, от ДТП - более чем на 26%, от туберкулеза - на 21%, а продолжительность жизни увеличилась на 3 года. При всем этом ситуация со здоровьем нации остается кризисной - низкая по европейским меркам рождаемость при "африканской" смертности от болезней и внешних причин (аварии, убийства, алкоголизм и пр.).
Состояние здоровья населения:
· ежегодное сокращение на 1 млн. числа граждан трудоспособного возраста;
· старение населения: доля населения старше трудоспособного возраста увеличиться на 5%;
· сокращение рождаемости из-за снижения на 15% к 2020 г. числа женщин детородного возраста;
· неудовлетворительные показатели здоровья детей: около 40% детей родились больными или заболели в период новорожденности в течение последних 15 лет;
· рост заболеваемости населения: в 2010 г. число острых и хронических заболеваний в 1,5 раза больше, чем в 1990 г.;
· доля курящего населения и потребление алкоголя на душу населения в год в РФ почти в 2 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР.
Численность трудоспособного населения РФ с 2009 г. сокращается на 1 млн ежегодно. Всего с 2011 г. по 2020 г. она сократится на 9 млн по всем прогнозам Росстата.
Что надо делать в здравоохранении: задачи
· Увеличить ежегодно на 780 млрд руб. финансирование (220 млрд руб. уже есть с 2011 г.).
· Повысить в 1,5 раза тарифы на бесплатную медицинскую помощь.
· Увеличить в 3 раза лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях.
· Повысить квалификацию медицинских работников.
· Увеличить в 2-3 раза объемы высокотехнологичной медицинской помощи.
· Развивать школьную медицину и производственную медицину.
· Обеспечить поддержание материально-технической базы здравоохранения и информатизацию.
Первоочередные меры в здравоохранении:
· разделение министерства здравоохранения и министерства социального развития;
· создание команды высокоэффективных управленцев;
· подписать кодекс чести;
· написание детальной программы здравоохранения до 2015 г. с целями, задачами, мероприятиями и индикаторами по улучшению здоровья населения;
· совершенствование существующей законодательной базы;
· активная гражданская позиция общества.
2.7Анализ жилищных условий жизни населения РФ
Анализ уровня развития жилищной сферы показал значительное отставание субъектов РФ и России в целом от развитых стран по уровню обеспеченности населения жилой площадью, количеству комнат, которые занимает среднестатистическая семья, благоустройству и степени изношенности жилищного фонда. Благоустройство российского жилищного фонда также самое низкое среди стран Группы восьми, особенно это касается степени оборудованных жилых помещений водопроводом (77%), ваннами или душем (66%), а также канализацией. У нас обеспеченность этими видами коммунальных услуг в среднем по РФ составляет 66% - ваннами или душем, 73% - канализацией, 77% - водопроводом, тогда как в других странах "восьмерки" она приближается к 100%.
Еще одна болевая точка - это степень изношенности и техническое состояние российского жилищного фонда. По данным статистики, около 3,3% общей площади жилищного фонда составляет ветхое и аварийное жилье. Средний износ основных фондов сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры составляет порядка 60%. Между тем объемы ввода сетей и сооружений постоянно снижаются. Все это способствует быстрому приросту жилья, непригодного для проживания.
В 2010 г. общий объем ветхого и аварийного жилья в стране составил уже 99,5 млн. кв. м общей площади, что почти в 2,5 раза превышает его уровень в 1996г. и в 1,7 раз больше годового ввода жилья в 2010 г. Одновременно с этим ежегодные объемы вывода из эксплуатации ветхого и аварийного жилищного фонда примерно в 5 раз отстают от нормативных (табл.9).
Таблица 9. Соотношение объема ветхого и аварийного жилищного фонда и ежегодного ввода жилья.
Г Годы |
Ввод жилья млн. кв. м |
Ветхий и аварийный млн. кв. м |
Ввод жилья 1996=100% |
Ветхий и аварийный жилфонд 1996=100% |
Отношение объема ветхого и аварийного жилфонда к вводу жилья |
|
22003 |
36.4 |
91.6 |
106.1 |
227.3 |
2.5 |
|
22004 |
41.0 |
93.0 |
119.5 |
230.8 |
2.3 |
|
22005 |
43.6 |
94.6 |
127.1 |
234.7 |
2.2 |
|
22006 |
50.6 |
96.0 |
147.5 |
238.2 |
1.9 |
|
22007 |
61.0 |
99.1 |
177.8 |
245.9 |
1.6 |
|
22008 |
64,1 |
99,5 |
186,9 |
246,9 |
1,6 |
|
22009 |
59.8 |
99,5 |
148.4 |
246,9 |
1,7 |
|