Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 14:42, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Введение
1. Понятие и показатели уровня жизни
1.1 Понятие и показатели уровня жизни населения
1.2 Доходы населения, основные показатели уровня жизни
1.3 Совокупные показатели потребления
Глава 2. Анализ показателей уровня жизни населения России
2.1 Анализ доходов и сбережений населения
2.2 Анализ уровня рождаемости и смертности населения
2.3 Анализ прожиточного минимума и потребительской корзины
2.4 Уровень бедности и индекс потребительских цен
2.5 Анализ уровня образования населения
2.6 Анализ уровня здравоохранения
2.7Анализ жилищных условий жизни населения РФ
3. Прогнозирование уровня жизни населения и социальные программы России
3.1 Рейтинг России по индексу развития человеческого потенциала
3.2 Концепция целевой программы "Социальная поддержка населения России" на 2011-2013 годы
Заключение
Список используемой литературы
· одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов,
· семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных
· малообеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.
Целями программы являются:
· содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;
· содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение ее качества;
· содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:
· предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
· предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;
· оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан пожилого возраста (материальная помощь на ремонт жилья одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет, компенсация расходов труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная социальная помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны, компенсация расходов на проезд по территории РФ один раз в год реабилитированным лицам);
· создание условий для участия ветеранских организаций в жизни общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с ветеранами и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.
Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края.
Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
по индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.
государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Заключение
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. На качество жизни населения влияет государственная политика регулирования экономических процессов.
На современном этапе государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения, что уже дает определенные результаты в виде повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности.
Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.
На основании изложенного сделаю ряд выводов:
Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.
Во-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.
В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. На уровень и качество жизни населения влияет государственная политика регулирования экономических процессов.
Список используемой литературы
1. www.gks.ru - сайт Федеральной службы статистики
2. Инструкция о составе фонда
заработной платы и выплат
социального характера
3. М. Кучма. Исчисление среднего заработка. // Человек и труд. - 2005. - №9 - с.75.
4. А.С. Булатов. Экономика, 2003
5. З. Биктимирова. Качество жизни: продовольственная безопасность. // Экономист. - 2005. - №2 - с.78.
6. Интернет ресурс - Российская газета - столичный выпуск№5678 от13.01.2012. - www.garant.ru
7. Интернет ресурс - http://webinvesto.ru/статья "Деньги должны работать"
8. Росстат. Всероссийская перепись населения 2012г.
9. Интернет ресурс http://www.rosmedportal.com/ - российский медицинский портал.
10. Интернет ресурс - http://www.gdeetotdom.ru/-
11. Интернет ресурс - http/gtmarket/ru-центр гуманитарных технологий и общественное развитие экспертно аналитический портал.
12. Распоряжение правительства
РФ Москва №1 от 07.02.2011 Концепция
долгосрочной целевой программы
"Социальная поддержка