Логические основы системного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заключается в том, что она дает возможность понять какова роль в современной науке новых методологических направлений к числу которых относится системный подход. Становится ясно, что системный подход появился на свет, с одной стороны, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию операций, а с другой – вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, а также кибернетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач. Общепризнанным становится то, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрыть и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом.

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические основы системного подхода.
Определение понятия «система»
Развитие системного подхода в исторической ретроспективе.
Сущность и принципы системного подхода
Значение системного подхода в управлении
Глава II Логика и методология системного подхода
2.1 Логические основы системного подхода.
2.2 Методологические функции системного подхода
2.3 Основные аспекты системного подхода
2.4 Место системного подхода в современном научном познании.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение

Глава I Теоретические основы системного подхода.

    1. Определение понятия «система»
    2. Развитие системного подхода в исторической ретроспективе.
    3. Сущность и принципы системного подхода
    4. Значение системного подхода в управлении

Глава II Логика и методология системного подхода

2.1 Логические основы системного  подхода.

2.2 Методологические функции  системного подхода

2.3 Основные аспекты системного  подхода

2.4 Место системного подхода  в современном научном познании.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

   В наше  время   происходит невиданный прогресс  знаний, который ,  привел к  открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных  областей  жизни, и тем самым   поставил человечество перед   необходимостью их систематизации, отыскивания общего в частном , постоянного в изменяющемся.

  Системный подход как  общеметодический принцип используется  в различных отраслях науки и деятельности   человека. Его основой является общая теория систем, начало  которой положил австралийский биолог Л.Берталанфи. В начале  20-х годов молодой биолог  Людвиг фон Берталанфи начал  изучать  организмы как определенные  системы, обобщив свой взгляд в книге « Современная теория  развития» (1929).  В  этой книге он разработал системный подход к  изучению биологических организмов. В книге « Роботы, люди и сознание» (1967) он перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни.1969-«Общая теория  систем». Берталанфи  превращает свою теорию  систем в общедисциплинарную науку.  Предназначение  этой науки он  видел в поиске структурного  сходства  законов, установленных в   различных   дисциплинах, исходя из  которых, можно  вывести общесистемные  закономерности.

До 20 века в управлении господствовал ситуативный подход или управление по обстоятельствам. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. http://vkontakte.ru/ruskoe

 Сегодня значительное  расширение масштабов  человеческой  деятельности  сопровождается  появлением  принципиально  новых  видов   технологий , развитие которых, с  одной стороны, выдвигает  вопрос о предотвращении вредных и даже  опасных  последствий их применения,   а с другой  стороны- требует отказа от традиционных представлений об  относительной автономности  различных сфер  производства и  отраслей научного знания. Сознательно регулируемым предметом деятельности становится сама  деятельность человека: иначе говоря, резко усиливается воздействие общества на всю систему социальных отношений, а вместе с тем возрастает роль социального знания, поставляющая инструментальные и иные средства для такого воздействия.

Актуальность данной работы заключается в том, что  она дает  возможность понять какова роль в современной науке новых   методологических направлений к числу которых относится системный подход. Становится ясно,  что системный подход появился на свет,  с одной стороны, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию операций, а с другой –  вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, а также кибернетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач.

Общепризнанным  становится то, что системная методология  представляет собой наиболее упорядоченную  надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрыть и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом.

И в настоящее время  в любой  научной  работе по экономическим, управленческим проблемам  содержатся ссылки на  использование системного подхода. 

Цель курсовой работы – рассмотреть специфическое содержание и особенности системного  подхода, рассмотреть его логические  основы, определить роль системного подхода в современном научном познании.

Для достижения поставленной   цели необходимо решение следующих задач:

    1. Дать определение понятию  «система».
    2. Рассмотреть историю развития системного подхода в исторической ретроспективе.
    3. Раскрыть сущность и принципы системного подхода.
    4. Выявить роль системного подхода в управлении
    5. Рассмотреть методологические функции и основные аспекты системного подхода.
    6. Определить место системного исследования в современном научном познании. 

Объектом рассмотрения является логические основы системного подхода

Предметом данной работы является системный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические  основы системного подхода.

    1. Определение понятия системы.

Система (греч.-«составленное из частей», «соединение») – объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Элементы системы могут представлять собой понятия, в этом случае мы имеем дело с понятийной системой (инструменты познания). 1

Элементами системы могут является объекты (устройства). Элементами системы  могут быть субъекты: игроки, в футбольной команде, студенты в группе и.т.д. Таким образом, система – это совокупность живых и неживых элементов либо тех и других вместе.

Существует несколько десятков определений этого понятия:

    • Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии (Л.Берталанфи)
    • Нечто такое, что может изменяться с течением времени (Р.Эшби)
    • Множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами (Холл А)
    • Совокупность элементов, организованных каким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах (Топоров В.Н.)
    • Взаимосвязь самых различных элементов (М.Месарович)

Их анализ показывает, что определение понятия система  изменилось не только по форме но и  по содержанию.

Система – это полный целостный  набор элементов взаимосвязанных между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Отличительным (главным свойством) системы является ее целостность. Комплекс объектов, рассматриваемых в качестве системы, представляет собой некоторое  единство, целостность, обладающую общими свойствами и поведением.

Очевидно,  необходимо  рассматривать  и связи  системы с внешней  средой.

Система проявляется как целостный  материальный объект, представляющий  собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов. Основные свойства системы  проявляются  через  целостность, взаимодействие и взаимозависимость процессов преобразования  вещества, энергии и  информации, через ее  функциональность, структуру, связи, внешнюю среду и пр.

     Как и любое   фундаментальное понятие5,  система конкретизируется в  процессе рассмотрения ее  основных  свойств.

     Можно выделить  четыре  основных  свойства:

- система есть, прежде всего,  совокупность элементов,  которые   при определенных  условиях могут  рассматриваться как системы;

- наличие  существенных связей  между  элементами и их  свойствами, превосходящих по мощности  связи  этих элементов с  элементами  не  входящими в данную  систему.  Под   существенными  связями  понимаются  такие, которые закономерно,  с  необходимостью определяют интегративные  свойства  системы. Указанное свойство отличает  систему  от простого конгломерата и выделяет ее из  окружающей  среды;

- наличие определенной организации,  что  проявляется в системе  энтропии( системе неопределенности, хаоса)  системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов, определяющих возможность создания с системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент, число квантов. пространства и времени.2

   В философском теоретико-позновательном  смысле система есть  способ

мышления как способ постановки  и  упорядочения проблем. В научно- исследовательском понимании   система представляет собой общую методологию исследования процессов и явлений, отнесенных к какой- либо области,  человеческих знаний , в качестве  объекта  системного  анализа. В проектном понимании система представляется как методология проектирования и создания комплексов  методов и средств для достижения  определенной цели. В наиболее узком, инженерном смысле система понимается как взаимосвязанный набор вещей( объектов) и способов их использования для решения определенных задач.

Анализируя различные взаимно дополняющие понятия системы, следует отметить, что наиболее полное  определение должно включать и элементы, и  связи, и  свойства, и цели, и наблюдателя, и его язык, с помощью которого  отображается объект или процесс. Однако есть  системы, для которых наблюдатель, исследователь очевиден, и его не надо включать в определение системы, например для некоторых технических  систем.

 Система может   являться элементом другой системы  более высокого порядка( надсистемы) и включать в себя системы  более  низкого порядка ( подсистемы). Таким образом, понятия «элемент»,  « подсистема», « система», «  надсистема», взаимно преобразуемы:

- система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, а элемент- как система( при углубленном    анализе).

- система может быть  представлена в виде  блока  с неизвестной структурой и   известными только « входами»  и « выходами» ( в кибернетике и теории систем такое представление называют « черным  ящиком ) или в виде графических структур с не до  конца выявленными элементами и существенными связями, или в виде математического описания, например в виде  формул. В настоящее время ученые пришли к выводу, что математика неэффективна при исследовании широких проблем с множеством неопределенностей, которые характерны для исследования и разработки техники как единого целого. Вырабатывается концепция такого исследования, в котором упор делается преимущественно на разработку  новых диалектических  принципов научного мышлен7ия, логического анализа систем с учетом их взаимосвязей и противоречивых тенденций. При таком подходе на первый план выдвигаются  не  математические  методы, а сама  логика системного подхода, упорядочение процедуры принятия решений.3

Вывод: Практически  каждый объект может быть рассмотрен как система. Основные системные принципы:

-  целостность – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих  ее элементов и невыводимость из  последних свойств целого, зависимость каждого  элемента,  свойства и  отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого;

- структурность – возможность описания системы через установление ее  структуры, т.е. сети связей и отношений системы, обусловленность поведения системы поведением ее отдельных  элементов и свойствами ее структуры;

- иерархичность - каждый  компонент системы в свою  очередь может рассматриваться как система, а данная система представляет собой один из  компонентов более широкой системы;

- множественность описания – в силу  принципиальной сложности каждой  системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь  определенный аспект  системы. В наиболее общем плане системы можно классифицировать на  материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления. Выделяются статичные и динамические системы. Для статической системы ее состояние с течением времени остается  постоянным. Динамичная система изменяет свое  состояние во времени .Если знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой последующий или предшествующий моменты времени, то  такая система является детерминированной. Для вероятностной системы знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения   значений этих переменных в последующие моменты времени.

 

 

 

 

 

1.2 Развитие системного подхода в исторической ретроспективе.

 Слово «система», которое появилось в Древней Элладе 2000—2500 лет назад первоначально означало: сочетание, организм, устройство, организация, строй, союз. Оно также выражало определенные акты деятельности и их результаты (нечто, поставленное вместе; нечто, приведенное в порядок).

Первоначально слово  «система» было связано с формами  социально-исторического бытия. Лишь позднее принцип порядка, идея упорядочивания переносятся на Вселенную.

Перенос значения слова  с одного объекта на другой и вместе с тем превращение слова в обобщенное понятие совершаются поэтапно. Метафоризация слова «система» была начата Демокритом (460—360 до н. э.), древнегреческим философом, одним из основоположников материалистического атомизма. Образование сложных тел из атомов он уподобляет образованию слов из слогов и слогов из букв. Сравнение неделимых форм (элементов с буквами) — один из первых этапов формирования научно-философского понятия, обладающего обобщенным универсальным значением. 4

Информация о работе Логические основы системного анализа