Логические основы системного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность заключается в том, что она дает возможность понять какова роль в современной науке новых методологических направлений к числу которых относится системный подход. Становится ясно, что системный подход появился на свет, с одной стороны, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию операций, а с другой – вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, а также кибернетики, давших методологический аппарат для связи в единое целое разнородных управленческих задач. Общепризнанным становится то, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрыть и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом.

Содержание работы

Введение
Глава I Теоретические основы системного подхода.
Определение понятия «система»
Развитие системного подхода в исторической ретроспективе.
Сущность и принципы системного подхода
Значение системного подхода в управлении
Глава II Логика и методология системного подхода
2.1 Логические основы системного подхода.
2.2 Методологические функции системного подхода
2.3 Основные аспекты системного подхода
2.4 Место системного подхода в современном научном познании.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на все положительные  результаты, системное мышление все  еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно  позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Логика и методология системного подхода.

2.1 Логические основы системного   подхода.

   К логическим  основам системного  подхода относится   система понятий, в рамках  которой осмысливаются  сущность, содержание,функционирование и развитие систем. Центральным при этом является  понятие  « система», с которым связаны понятия «элемент», « связь», « отношение», « структура», « функция», «организация», « управление» и др.

С данными  понятиями  связано осмысление  принципов   системного исследования, важнейший из  которых- фиксирование целостности изучаемой системы. Единицами системы  признаются ее элементы, свойства и функции которых определяются  их  местом в данной системе.

Элементы системы, находясь между  собой в разного рода прямых и обратных связях и отношениях- пространственных, временных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы  изучить  систему,  надо изучить свойства ее элементов и их  взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером  самой системы.

Следующий  логический принцип системного   исследования- выявление источников развития изучаемой системы( внутренних и внешних ), что предполагает исследование механизма воспроизводства данной  системы, ее  структуры и функций, а  также механизма ее развития,  появления у нее новых свойств и соответствующих способов  адаптации к  внешней среде- природой и социальной.

Эти и другие логические принципы системного  исследования носят методологический  характер, так  как выражают теоретико-методологические подходы к изучению систем и направлений  их дальнейшего изучения.

Наконец, важным  логическим  основанием  и  в  то  же время  методологическим принципом системного подхода является учет многообразия  систем, в том числе социальных, выделение основных их     видов по разным основаниям. В современной науке выделяют следующие виды  систем:

 

- детерминистические  и стохастические системы: первые  функционируют на основе устойчивых причинно- следственных и закономерных связей; вторые  управляются законами случая;

- телеологические, или   целенаправленные, и  ненаправленные: первые – это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов; вторые «не имеют строгой направленности» и «действуют больше в неорганической природе».

Существуют также простые  и сложные системы: в простых  системах взаимодействует небольшое  число элементов, однако их взаимосвязи  «хорошо организованы и управляемы», они «почти не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменяются во времени»; в сложных системах взаимодействует множество элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода.6

Рассмотренные логические основы системного подхода являются исходными (отправными) моментами исследований различных социальных процессов, в том числе социально-экономических и политических, и во многом определяют содержание и направленность этих исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методологические функции и основные аспекты системного подхода

Системный подход как  новая методология науки и  практики сложилась ко второй половине XX столетия. Он является синтетическим  объединением ("сплавом") редукционизма, холизма и структурализма, которое произошло на основе принципа дополнительности. Вместе с тем он является качественно новым подходом в изучении, проектировании и синтезе систем.

Методология системного подхода при решении задач  анализа систем сводится к тому, что исследования объекта ориентируются на раскрытие его интегративных качеств, на выявлении многообразных связей и механизмов, обеспечивающих эти качества.

Методология системного подхода при решении задач  проектирования и синтеза систем состоит в следующем. Задача проектирования системы расчленяется на подзадачи проектирования ее элементов. Причем, каждый из элементов должен рассматриваться не сам по себе, а во взаимодействии с другими элементами. Решение подзадач должно происходить при условии обеспечения интегративных качеств функционирования всей системы. Для выполнения этого требования необходим единый идеологический и организационный план проектирования, связывающий все фазы в целом, начиная от исследовательской проработки до фазы изготовления и эксплуатации. Основные черты методики проектирования - системность и оптимизационность, использование имитационного моделирования и вычислительной техники. Обычно задача проектирования на данном уровне развития науки и вычислительной техники чаще всего осуществляется как многократно решаемая задача анализа множества вариантов проекта системы.

Суть системного прохода  можно более четко описать  с помощью формализованной структуры, которая может быть применена  в практике решения задач анализа, синтеза и проектирования :

S=<G, W, M, Q, Str(Org), ier, P, R, a, E, B, I, C>.Здесь:

S - совокупность методологических  требований системного подхода;

G - формулирование цели  проектирования, синтеза системы  или ее выявление при решении  задачи анализа;

 

W - определение интегративных  качеств системы как целого и (или) методов их установления;

M - членение системы  на множество ее составляющих  подсистем; 

Q - установление цели  функционирования свойств каждой  подсистемы и изучение образования  механизма обеспечения цели системы  как целого и ее интегративных свойств;

Str(Org) - анализ структуры  (организации) системы, изучение  ее влияния на интегративные  качества системы в целом;

Ier - определение уровня  иерархии данной системы и  ее подсистем в иерархической  структуре систем, куда входит  данная система;

P, R, a - влияние свойств  (P) системы на другие системы;  а также выявление отношений  (R) связей (a ) данной системы и  ее подсистем с другими системами  (внешней средой);

Е - изучение влияния внешней  среды на систему;

В - анализ процесса функционирования системы, в том числе, ее развития;

I - анализ информационных  потоков, циркулирующих в системе  и поступающих из вне для  целей управления ею;

С - описание принципов  управления и процесса управления системой. Приведенная структура алгоритма  системного подхода не является единственной. Они достаточно многочисленны, однако принципиальных различий нет, отличия проявляются только в деталях. Подчеркнем также, что в практике использования алгоритма системного подхода возможен циклический, итерационный характер его применения как в целом, так и отдельных его этапов.7

Основными методологическими  принципами науки сложившиеся к  нашему времени с точки зрения системности является:

    • Редукционизм – основной методологический принцип науки, сформировавшейся приблизительно в 17 веке под влиянием  атомистических идей Демокрита и Левкиппа. Он предполагает аналитических подход к изучаемому явлению, выделению в нем неких первичных элементов, аксиом, законов.
    • Холизм и цикличность – всегда противостоял редукционизму, его идея заложена в философии неоплатонизма в 3 – 5 веков. Холизм утверждает, что элементы, составляющие  целое не независимы от него, а несут в себе его идею. Другими словами, целое обладает особенностями, отсутствующими у его частей, а части, соединенные в целое, приобретают свойства, которые они имеют в отдельности.
    • Целое – это совокупность частей, поэтому качественные свойства его составляющих отражаются в свойствах целого. То есть целое определяется через части, а часть определяются через целое. Холизм таким образом предполагает цикличность построения научных теорий.

Процесс познания богатой  внутренним содержанием истины также  имеет циклический характер: через  итерации – от частного к общему, от общего к частному; через установление связи между общим и частным  и, наоборот, между частным и общим.

Развернутое определение  системного подхода включает также  обязательность изучения и практического  использования следующих восьми его аспектов:

системно-элементного  или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

системно-целевого, означающего  необходимость научного определения  целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени  возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные  науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода  является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Место системного подхода в современном  научном познании.

 Растущая роль  научного  познания в современной  общественной  жизни  обусловила  превращение самой науки в  предмет  широких  многосторонних исследований, конечной  целью которых являются  обнаружение общих закономерностей функционирования и развития науки. В ряду этих исследований одно из центральных мест занимает изучение методологии научного познания. Научное познание в последнее десятилетие развивается не только за счет научных методов в новые сферы реальности, но и на основе методологического переоснащения науки.

Системный подход принадлежит  к тем направлениям научного познания, в которых не так просто провести грани между теорией и методологией, с одной стороны, и областью приложения – с другой. У системного подхода нет ясно ограниченного и реально выделенного единого объекта исследования. В этом смысле статус системного подхода более сложен чем, например, статус кибернетики, которая все-таки выделяет для себя некоторый тип процессов, подлежащих исследованию (процессы управления), как ни различны реальные объекты в которых протекают эти процессы.

В настоящее время  решение целого ряда системных проблем  упирается в отсутствие адекватного  аппарата исследования. Понятно, что  наличие такого методологического  аппарата, построенного в систематическом виде позволило бы радикально расширить прикладную сферу системного подхода. Для создания такого аппарата прилагаются в последние годы различные значительные усилия.

Все это заставляет предположить, что в ближайшие годы повышение  эффективности системного подхода будет осуществляться не столько за счет построения универсальных формальных теорий и аппаратов, сколько за счет более глубокого проникновения системных принципов в специальные науки и во вновь создаваемые междисциплинарные предметы исследования, т.е. путем все более основательного и широкого использования содержательных методов системного подхода. Именно с этих позиций можно рассмотреть некоторые концепции и направления исследования, использующие идеи системного подхода. В качестве примеров можно рассмотреть, с одной стороны, некоторые работы советских исследователей А.А.Малиновского и В.А.Лефевра, а с другой – попытки применения системных идей в психологии и социологии, а также практику использования методологии системного анализа в сфере управления.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В наши дни слово «системный»  широко используется в самых разнообразных  сочетаниях. В научной литературе часто используют термины – «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем», «системный подход».

Основными понятиями, используемыми  обычно при системном подходе, являются система, процесс, вход, выход, обратная связь, ограничения. Эти понятия  применяются для систем самой  разной природы. Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов.

Информация о работе Логические основы системного анализа