Макроэкономическая нестабильнось-безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

 Программы занятости,  которые разработаны в украинской  экономике, как правило, рассчитаны на проведение мероприятий. Которые способствуют профориентации, трудоустройству и практически не предполагают профилактических мероприятий для предупреждения безработицы. Среди них можно выделить следующие:

-увеличение объемов  и качества предоставляемых социальных услуг незанятым и безработным гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости (в 2003г. на свободные и новосозданные рабочие места государственной службы занятости трудоустроено 877,3 тыс. незанятых граждан, из них на дополнительные трудовые места, которые созданы за счет дотаций работодателям из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы – 36,9 тыс. человек)

-поддержка предпринимательской  инициативы безработных зарегистрированных в государственной службе занятости (напротяжении 2003г. с целью поддержки предпринимательской инициативы безработных свыше 48,5 тыс. безработным было выплачено одноразово всю помощь по безработице для основания собственного дела.

 В условиях переходной экономики, спада производства и роста безработицы, особенного внимания требуют социально-экономические проблемы молодого поколения, и, прежде всего, это касается трудовой деятельности.

 Заграничный опыт  свидетельствует, что среди трудовых  ресурсов стран Восточной Европы молодежь составляет меньше чем 30%, но безработных в возрасте до 25 лет больше 15%. В Украине в структуре безработных 15,3% - не трудоустроенная молодежь после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений разных видов аккредитации.

 Среди экономически  активной молодежи безработные  составляют приблизительно 16%. Эта  часть молодежи не в состоянии  достаточно адаптироваться к  рыночным условиям и сейчас  является значительной частью  безработных. Так, если в 2000г.  общая численность безработной молодежи превышала четверть всех зарегистрированных безработных и составляла 320,0 тыс. чел, то в 2002г. этот показатель сократился с 27,7% до 24,3%, и в абсолютном выражении достиг 251 тыс. чел, то есть на 69,0 тыс.чел меньше, чем в 2000гПо регионам объем безработной молодежи в 2002 г. был самым высоким в Донецкой (106,1 тыс.чел) и Львовской (62,7 тыс. чел) областях.

 Чтобы работодатель  захотел принять на работу  молодого специалиста, самое простое  дать льготы частным предпринимателям  – плательщикам единого налога. От этого будет польза государству (не надо будет платить помощь по безработице) и работодателю: он сможет не вкладывая особо больших денег, подготовить работника для своего производства; и для работника – он сможет получить практические навыки работы.

 Давая льготы предприятию,  необходимо считаться и с интересами  молодого специалиста. В частности,  в трудовом договоре надо определить (если оплата труда почасовая), что с увеличением продуктивности  труда молодого специалиста должна увеличиваться и ставка заработной платы. Если оплата труда – от выработки, то она будет осуществляться согласно тарифной ставки. Частный предприниматель не имеет права увольнять молодого специалиста на протяжении 3 лет с момента принятия на работу, кроме особенных случаев.

 Каждое высшее учебное  заведение (ВУЗ) должен помогать  трудоустройству своих выпускников.  Нужно дать возможность студентам  начать свою карьеру, находясь  в ВУЗе. Для этого нужно ВУЗу  давать информацию о себе через  Интернет или обычной почтой рассылать предложения на прием заказов, разных проектов, проектов-рассчетов и т.д. ВУЗу, кроме того, нужно рекламировать своих выпускников: розсылать на адреса крупных предприятий и областных центров занятости сообщения о том, каких специалистов оно планирует выпустить в этом году.

 Средства массовой  информации, молодежные организации  должы психологически готовить  молодежь до осознания ними  роли, которую она может иметь  в развитии своей страны, к  изменению мысли, касающихся распространенной  среди молодежи форм деятельности, которые являются временными (и поэтому неперспективными) в условиях функционирования специализированной рыночной среды

 Также должна проводится  активная борьба с безработицей  в сельской местности. Уровень  безработицы зарегистрированный в сельском сегменте рынка труда в Украине в 2002г. вырос по отношению к 2001г. на 1,7% и составил 6,5%. В девяти областях этот процент превышает границах от 7,3 до 11%.

 Для создания новых  рабочих мест в инфраструктуре  села нужно сильное участие  государства. Учитывая это в селе должна происходить государственная политика, направленная на укрепление хозяйств общественного сектора.

 Безработными в  селах, которые не находятся  на учете в центре занятости,  должны также заниматься местные  органы самоуправления. К сожалению, в большинстве населенных пунктах отсутствует действующий центр, который бы занимался трудоустройством граждан. Эта проблема должна быть в поле зрения сельских советов. Целесообразно включить проблемы занятости сельского населения в планы социально-экономического развития населенных пунктов и регионов.

 Так, например осуществление  Программы социально-экономического  развития Донецкой области на 1998-200гг., которая была разработана  облгосадминистрацией, привело к  стабилизации и повышению экономики. Оживление производственной жизни региона позитивно повлияло на состояние безработицы, и ее уровень на начало 2002г. уменьшился.

 Эти позитивные  тенденции возникли не сами  по себе. На протяжении 200-2001гг. совершались  активные действия для улучшения ситуации, которая возникла. Постоянно проводится целенаправленная работа по организации новых рабочих мест.(приложение Б).

 Но можно ли вообще  ликвидировать безработицу, то  есть добиться 100%- и занятости?  В свое время эта задача  была одним из главных политических лозунгов профсоюзов и социалистических партий.

 Однако на самом  деле экономика, в которой одновременно  заняты все 100% трудоспособного  населения, больше проигрывает,  чем выигрывает.

 Во-первых, добиться  такого положения дел можно  лишь с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам (например, в истории СССР был такой период, когда закон — так же как во времена крепостного права — просто запрещал менять работу по собственному желанию трудящегося). А ограничение экономической свободы подрывает саму основу нормального функционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и замедлению темпов роста благосостояния ее граждан.

 Во-вторых, в такой  экономике резко замедляется  перестройка структуры производства, обусловленная изменениями спроса и внедрением достижений науки и техники в производство

  Больше всего возможностей  для трудоустройства безработных  есть на малых предприятиях. Это  объективно доказывают цифры.  По статистике, малые предприятия  в США создали 60% рабочих мест, тогда как большие уволили 3 млн. работников. ФРГ восстанавливала свою экономику после войны на малых предприятиях. В Киеве, где количество малых предприятий значительно больше, чем в общем по Украине, количество безработных всего лишь 0,6% от общего количества трудоспособных, тога как общий уровень по Украине составляет 3,7%

 Количество малых  предприятий в Украине растет  все большими темпами. Это видно из рисунка 3.2.(приложение В)

 По статистической  отчетности предприятий, учреждений и организаций, по состоянию на 01.07.02 года потребность предприятий в работниках составляла 136,3 тысячи человек, что в 1,3 раза больше, чем на соответствующую дату 2002 года, нагрузка на 1 свободное рабочее место составляло 8 человек (на 1 июля 2001 года - 10 человек), сообщает УНИАН. При этом спрос на рабочих (втройне) и служащих (вдвое) превышает спрос на работников сельского хозяйства или работников, которые не имеют профессии или занимали места, которые не нуждаются в специальной подготовке.

 Подводя итог, важно обратить внимание главное: ситуация сдвинулась с мертвой точки. Это свидетельствует о правильности выбранного подхода и способность органов государственной и городской власти эффективно решать проблемы страны и региона. Есть основание надеяться, что по мере реализации Программ занятости люди почувствуют реальные изменения к лучшему. Но для того чтобы политика регулирования процессов занятости и безработицы была эффективной, необходимо достичь максимального согласований действий на всех уровнях, что обусловит улучшение состояния занятых граждан и безработных.

 

3.3.Улучшение качества финансового обеспечения рынка труда

 Динамика общих  поступлений и затрат Государстенного  фонда содействия занятости населения  и Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы за достаточно большой период 1994-2002гг., характеризуется данными, представленными в табл.2.(приложение Г)

 Что касается общих  затрат из фонда занятости,  то они с 1994 по 2002 гг. Выросли  в 55,5 раз, а с 1996 по 2002 гг. – в 12,8 раз, что свидетельствует о более активной трате средств фонда на совершение мероприятий содействия занятости населения.

 В странах с развитой  рыночной экономикой расходы  фонда занятости в процентах  к ВВП состовляют больше 5% или почти в 15 раз больше, чем в нашей стране.

 Дальнейшее реформирование  финансового обеспечения рынка  труда целесообразно совершать  на таких концептуальных основах: 

  • Установление экономично и социально обоснованных размеров отчислений в фонд социального страхования на случай безработицы отсубъектов хозяйствования и застрахованных лиц.
  • Оптимизация ставок отчислений в страховой фонд на случай безработицы работодателей и нанятых рабочих путем снижения натиска на работодателей и установление одинаковых ставок отчислений работодателей и нанятых рабочих в страховой фонд;
  • Развитие одновременно с системой общеобязательного государственного страхования на случай безработицы добровольного страхования на случай беработицы и постепенное замещение одного вида страхования другим;
  • Улучшение планирования и прогнозирования финансовых ресурсов рынка труда на основе разработке единых теоретически-методических основ их совершения снизу вверх. Введение моделирование процессов на рынке труда;
  • Устранение затрат финансовых средств от качественного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном розрезе мпутем обеспечения максимально возможного их соответствия;
  • Максимальное исключение затрат финансовых ресурсов от неконкурентноспосьобности рабочей силы путем обеспечения соответствия между объемом профессиональной подготовки специалистов и потребностью региональны рынков труда в таки специалистах;
  • Обеспечение своевременной и качественной трудовой и профессиональной ориентации выпусников высших учебных заведений для устранения лишних затрат финансовых ресурсов на продолительные поиски работы специалистам, которые получили профессии, но неконкурентноспособны на рынке труда;
  • Поиск нетрадиционных источников финансирования мероприятий политики занятости населения, в частности – молодежных, общественных, спонсорских фондов, средств предприятия и других;
  • Систематическое повышение всех видов доходов граждан и оптимизация затрат на оплату труда как основного источника воссоздания рабочей силы и базы для формирования страхового фонда на случай безработицы.

 По информации Госкомстата  только за последние годы эмигрировали  заграницу почти 90 тыс. граждан  Украины с высшим образованием, 8 тысяч – с незаконченным высшим  и больше 122 тысяч со средним специальным образованием. Навсегда оставили Украину 600 докторов и почти тысяча кандидатов наук, треть из которых – перспективные молодые специалисты высшей квалификации возрастом до 40 лет.

 Для нашего государства  это ощутимые потери. По оценкам  экспертов они превышают 1 млрд.дол.. США в год. Только в США украинские ученые уже запатентовали сотни открытий, полученных по результатам научных работ, сделанных в Украине. Понятно, что эти открытия для нашего государства потеряны навсегда. Специалисты согласны в том, что такая массовая «утечка» мозгов, если ее не остановить, содержит реальную угрозу национальной безопасности нашей страны. В последние года-два наметилась тенденция к снижению количества докторов и кандидатов наук, которые уезжают заграницу. Но расходы бюджета 2005 года для науки являются очень настораживающими. Так, из общей суммы, выделенной Министерству образования и науки Украины, 97% направлено на образование и только 3% - непосредственно на науку. Выводы экспертов являются однозначными: при таких условиях финансирования ведение фундаментальных исследований отечественными учеными будет малопродуктивным. Не исключено, что взгляды многих из них потянутся к богатым странам Европы и мира. Надо вспомнить выводы парламентских слушаний (13.05.2004) о высшем образовании в стране, на которых было сказано: на образование нужно 10%ВВП, на науку – 1,7% ВВП.

Именно поэтому первоочередным заданием теперь уже новой власти в стране должно стать реализация взвешенной экономической политики, соорентированной на уменьшение уровня бедности и безработицы, повышение части оплаты труда в структуре реальных доходов населения, обеспечение стабильного роста национальной экономики и постепенного приближения доходов граждан Украины к уровню тех стран, где сейчас работают наши трудовые эмигранты. Тогда исчезнет необходимость нашим соотечественникам искать лучшей судьбы заграницей.

 Вместе с тем  государственным органам власти  необходимо как можно скорее  создать соответствующую правовую  базу с целью защиты прав  наших граждан – работающих заграницей. Специалисты склонны считать, что наступил подходящий момент для создания концепциинациональной миграционной политики. А пока что, по мнению экспертов и самих трудовых эмигрантов, необходимо создать профсоюз нового профиля, которая бы опекалась защитой социальных и правовых интересов украинских рабочих. Первыми шагами новосозданного профсоюза должны стать ее информативная активность по разъяснению действующих конвенций и международных соглашений, которые закрепляют права и условия, на которых допускается использование рабочей силы иностранцев в стране пребывания. Все наши соотечественники, которые уезжают из Украины, ознакомлены со своими правами заграницей и возможностью получить помощь общественных и государственных заведений.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильнось-безработица