Макроэкономическая нестабильнось-безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих места для всех кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Самооценки безработных  свидетельствуют об ощущении собственной  ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоидентификации), затронувшей группы и занятого и  незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники- рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

 

 

 

2.Анализ состояния  безработицы в Украине

 

2.1 Динамика и структура  безработицы в Украине 

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением  числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась  весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

Таким образом, по составу  безработных можно судить о развитости того или иного региона по остроте  безработицы. В тех регионах, где  преобладают «высокообразованные  женщины предпенсионного возраста», можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

В общем случае все  области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить  на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.

Вторая группа - регионы  с высоким уровнем безработицы  и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или нижесредних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

Третья группа - уровень  безработицы и напряженность  на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы  выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы  с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.

Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это районы с высоким естественным приростом  населения. Здесь на рынок труда  постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих  мест в условиях экономического кризиса  не только не увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.

Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах  начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны, адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.

Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).

Международная организация  труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных на Украине  значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что украинские источники «самым бесчеловечным образом» скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица на Украине в 1996 г. составила 19,5% (11,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

В отчете МОТ также  отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. притом, что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 4,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся  дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.

В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два  года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам.

Однако не следует  переоценивать значение безработицы  как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна, особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к необратимым  измерениям в профессиональном составе  трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократился к 2000 году на 4,8% по среднему варианту проведенного до этого прогноза или на 8% по пессимистическому, а в2005 году - соответственно на 7% или 13%.

Таким образом, в обсуждаемых  сегодня программах выхода экономики  Украины из кризиса безработица  понимается как результат и следствие  экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования.

Уровень безработицы, достигнутый  в 1995-1996 годах, говорил то, что кризис занятости был бы продолжительным, по меньшей мере, в течение нескольких последующих (уже прошедших) лет. Этот прогноз являлся действительным примерно до начала 2000г. последующие три года уровень безработицы начинает снижаться. Конечно, есть некоторые нюансы. Например, к началу 2002 году уровень безработицы поднялся с 3,7% до 3,9%, но все же к началу 2003 года он опустился на 0,1%.

Уровень зарегистрированной безработицы в Украине в сентябре 2002 года снизился до 3,6% с 3,7% в августе, - сообщил Государственный комитет  статистики.

По сравнению с сентябрем 2001 года уровень безработицы не изменился.

Число зарегистрированных безработных, по данным Госкомстата, к 1 октября 2002 года сократилось до 0,992 млн. человек с 1,003 млн. человек на 1 сентября 2002 года.

По информации государственного комитета статистики, по состоянию  на 1 января 2003г. зарегистрировано 1 млн. 55,2 безработных. Как и раньше наиболее высокий уровень безработицы отмечен в Ровенской и Тернопольской областях – по 6,9%. Этот показатель также высок в Черновицкой (6,6%), Херсонской(6%). Наиболее низким был в Одесской области(2%), а также в Киеве (0,5) и в Севастополе(0,8%). На одно рабочее место в среднем по Украине в 2005г. претендует 6 человек. В Киеве на одного безработного приходится 3 вакансии. В Киевской области на одно рабочее место 5 человек, Запорожской-6, Полтавской-8, в Крыму-9, Волынской-13, Винницкой-16, Черкасской-25, Тернопольской-31.

 

2.2 Правовая база регулирования  занятости

Государство играет не последнюю  роль в регулировании, решении такой  проблемы, как безработица. Прежде всего, для того, чтобы регулировать отношения  между гражданами, необходимо руководствоваться теми законами, которые помогут разрешить определенную задачу.

Конституция Украины, как  основной закон государства, гарантирует  защиту граждан от незаконного увольнения (статья 43). Граждане имеют право  на социальную защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам (статья 46).

Основным законом для  регулирования отношений на рынке  труда является Трудовой кодекс, а также Законы “О занятости населения” и “Про обеспечение молодёжи первым рабочим местом”.

Министр труда и социальной политики Украины планирует к  следующей сессии представить Верховной  Раде новый Трудовой кодекс. Этот документ уже обсуждался в министерстве. Касаясь тенденций на рынке труда, министр отметил, что нынешние показатели свидетельствуют о возможности повышения уровня занятости населения. При этом он добавил, что в настоящее время из трех безработных двое обращаются за помощью в службы занятости.

Директор Государственного центра занятости отметил, что на сегодня в стране более 2 млн. безработных, которые активно ищут работу. Это  на треть меньше, чем в прошлом  году. Услугами Государственной службы занятости воспользовались почти две третьих реальных безработных. Министр также отметил, что министерство перевыполнило план мероприятий по реализации программ деятельности правительства на первое полугодие. По трудоустройству незанятого населения план перевыполнен на 109%, по одноразовым выплатам помощи по безработице и организации предпринимательской деятельности безработных план перевыполнен на 128%, профподготовки, переподготовки и повышению квалификации – на 123%. В июне 2003 г. на дополнительные рабочие места, созданные за счет дотаций работодателей и средств фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы было трудоустроено более 20 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы совершения политики  в области занятости 

 

3.1 Проблемы занятости населения

Безработица населения  является одним из существенных факторов, который влияет на социально-экономическое  положение населения, в частности, определяет его бедность и масштабы трудовой миграции за границы Украины.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильнось-безработица