Макроэкономическая политика государства в условиях плавающего валютного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение макроэкономической политики в открытой экономике при плавающем валютном курсе.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучена бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала.
2. Изучена бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешне торговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала.
3. Проанализирована эффективность макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях кризисного состояния и стабильного экономического роста Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1.Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при высокой мобильности капитала 4
1.1 Бюджетно-налоговая политика при высокой мобильности капитала 4
1.2 Денежно-кредитная политика при высокой мобильности капитала 5
1.3 Внешнеторговая политика при высокой мобильности капитала 6
2.Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала
2.1 Бюджетно-налоговая политика при низкой мобильности капитала 9
2.2 Денежно-кредитная политика при низкой мобильности капитала 11
2.3 Внешнеторговая политика при низкой мобильности капитала 13
3.Сравнение эффективности макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях кризисного состояния и стабильного экономического роста в Республике Беларусь 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.2 – Денежно-кредитная  политика при плавающем валютном курсе и низкой мобильности капитала

При плавающем обменном курсе  для устранения дефицита платежного баланса курс национальной валюты должен понизиться. Поскольку Центральный  банк теперь не вмешивается в функционирование валютного рынка и позволяет  обменному курсу свободно колебаться, то происходящее обесценение валюты стимулирует возрастание чистого  экспорта, и, следовательно, дальнейшее увеличение совокупного спроса и  дохода. Как и в рассмотренном  выше случае стимулирующей бюджетно-налоговой  политики, кривые ВР и IS сдвигаются вправо до тех пор, пока все три графика  не пересекутся в одной точке С [11, с. 243].

Итак, при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика становится эффективной с точки  зрения воздействия на доход, а наличие  международной мобильности капитала способствует повышению ее эффективности. Кроме того, что увеличение денежной массы способствует росту инвестиций и других компонентов внутреннего  спроса, чувствительных к снижению процентных ставок, стимулирующая денежно-кредитная  политика также поощряет и внешний  спрос, а, следовательно, экспорт в  результате снижения стоимости национальной валюты. Обесценение валюты усиливается  из-за понизившихся процентных ставок, оттока капитала и возрастания дефицита платежного баланса, что создает  еще более благоприятные условия  для роста чистого экспорта и  совокупного дохода [4, с. 354].

Отметим, что хотя ставка процента сначала снижается, а потом  возрастает, она в новой точке  внутреннего и внешнего равновесия С будет все же ниже своего первоначального значения (r1< r2). Чем это объясняется? Допустим, что первоначально сальдо счета капитала и текущего счета равны нулю. Если процентная ставка в конечном итоге превысит первоначальный уровень, то сальдо счета капитала вследствие притока капитала будет положительным, а чистый экспорт, соответственно, отрицательным (поскольку NX = —КА). Одновременно сократятся инвестиции, отрицательно зависящие от ставки процента. Если и инвестиции, и чистый экспорт сократятся, а потребление и государственные расходы экзогенно не изменялись, то совокупный доход также должен будет сократиться. Однако, как мы видели, доход возрос. Это оказалось возможным именно потому, что увеличились чистый экспорт и инвестиции, а новый уровень равновесной процентной ставки оказался ниже, чем был раньше.

 

2.3. Внешнеторговая  политика при низкой мобильности капитала

 

Стимулирующее воздействие  на экономику может также оказать  протекционистская внешнеторговая политика, когда государство, вводя  ограничения на импорт или поощряя  экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким  образом способствует увеличению совокупного  спроса. Как мы уже знаем, в условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, и последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода. Как меняются последствия внешнеторговой политики при плавающем валютном курсе?

На рисунке 2.3 показано, что  воздействие государства на объемы внешней торговли так же, как в  случае с фиксированным валютным курсом, изменяет величину совокупного  спроса (сдвиг кривой IS вправо в положение IS). Одновременно меняется структура  платежного баланса, так как увеличивается  чистый экспорт (сдвиг кривой ВР вправо в положение ВР). Кроме того, возникает  приток капитала в страну, поскольку  рост совокупного спроса приводит к  увеличению процентной ставки. В результате платежный баланс сводится с положительным  сальдо (новая точка внутреннего  равновесия В находится слева, или сверху от кривой ВР), что неизбежно подталкивает курс национальной валюты в сторону повышения. Однако теперь Центральный банк не вмешивается в функционирование валютного рынка, и обменный курс будет расти в той мере, в какой это будет необходимо для уравновешивания платежного баланса. По мере роста обменного курса национальной валюты экспорт будет сокращаться, а импорт увеличиваться. Другим словами, процессы в экономике пойдут в обратном направлении: после того, как чистый экспорт увеличился, он начнет уменьшаться, что в конечном итоге сдвинет кривые IS2 и ВР2 влево до их первоначального положения. Только в точке А сальдо платежного баланса будет равно нулю, прекратится рост обменного курса и будет восстановлено внутреннее и внешнее равновесие [7, с. 327].

Рисунок 2.3 – Внешнеторговая политика при плавающем валютном курсе и низкой мобильности капитала

Таким образом, мы видим, что  в условиях свободно плавающего валютного  курса внешнеторговая политика не оказывает  воздействия на доход, поскольку  тенденция роста чистого экспорта в результате проведения протекционистских  мер нейтрализуется снижением чистого  экспорта, вызванным соответствующим  ростом обменного курса валюты.

 

 

3. СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ  ПЛАВАЮЩЕМ ВАЛЮТНОМ КУРСЕ В  УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ  И СТАБИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

От уровня и динамики валютного  курса зависят многие параметры  экономики. Изменение валютного  курса, как правило, оказывает влияние  на уровень внутренних цен. Это влияние  первоначально идет по двум направлениям: через непосредственное изменение  цен импортных готовых товаров  и услуг, а также через изменение  цен отечественных товаров и  услуг, в издержки производства которых  входят затраты на импортные компоненты. Изменение валютного курса также  оказывает влияние на объемы экспорта, что в свою очередь может воздействовать на уровень внутренних цен. С увеличением экспорта при прочих равных условиях цены на экспортные товары в стране повысятся, а при сокращении экспорта могут понизиться.

Динамику внешней торговли Республики Беларусь рассмотрим в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Динамика внешней  торговли Республики Беларусь, млн. дол. США [1]

 

2007

2008

2009

2010

2011

2011 г. к 2007 г., %

Объем внешней торговли Республики Беларусь

52 968

71 952

49 873

60 168

87 178

164,6

экспорт товаров

24 275

32 571

21 304

25 284

41 419

170,6

импорт товаров

28 693

39 381

28 569

34 884

45 759

159,5

сальдо

-4 418

-6 810

-7 265

-9 600

-4 340

-

со странами СНГ 

30 237

40 317

27 540

34 172

48 470

160,3

экспорт товаров

11 221

14 360

9 316

13 636

20 375

181,6

импорт товаров

19 016

25 957

18 224

20 536

28 095

147,7

сальдо

-7 795

-11 597

-8 908

-6 900

-7 720

-

из них с Россией

26 084

34 059

23 444

28 035

39 439

151,2

экспорт

8 879

10 552

6 718

9 954

14 509

163,5

импорт

17 205

23 507

16 726

18 081

24 930

144,9

сальдо

-8 326

-12 955

-10 008

-8 127

-10 421

-

со странами вне СНГ 

22 731

31 635

22 333

25 996

38 708

170,3

экспорт товаров

13 054

18 211

11 988

11 648

21 044

161,2

импорт товаров

9 677

13 424

10 345

14 348

17 664

182,5

сальдо

3 377

4 787

1 643

-2 700

3 380

100,1


 

Следует отметить, что объем  внешней торговли в 2011 году значительно  вырос по сравнению с предыдущими  годами: по сравнению с 2010 годом на 44,9%, по сравнению с 2007 годом –  на 64,6%. В целом за исследуемый  период в стране наблюдается отрицательное  сальдо внешней торговли, за исключением  торговли с странами вне СНГ. Однако следует отметить, что в 2011 году, несмотря на отрицательное значение, сальдо внешней торговли сократилось практически вдвое по сравнению с 2010 годом и составило -4340 млн. дол. США.

Динамика экспорта в Республике Беларусь представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Динамика экспорта Республики Беларусь, млн. дол. США[1]

 

Страны СНГ 

2007

2008

2009

2010

2011

2011 г. к 2007 г., %

Азербайджан

86,4

105,4

120,3

140,2

200,2

231,7

Армения

20,3

23,6

23,2

42,1

26,8

132,1

Казахстан

361,4

365,2

313,4

464,8

674,0

186,5

Кыргызстан

23,1

37,9

65,7

85,5

218,2

944,6

Молдова

144,8

241,2

169,6

165,2

242,1

167,2

Россия

8 878,6

10 551,9

6 718,5

9 953,6

14 508,6

163,4

Таджикистан

27,7

37,4

34,6

42,1

50,8

183,4

Туркменистан

86,9

47,4

73,1

87,2

230,1

264,8

Узбекистан

93,1

138,1

106,5

95,1

63,8

68,5

Украина

1 469,8

2 777,9

1 691,5

2 560,1

4 159,8

283,0

Страны вне СНГ 

2007

2008

2009

2010

2011

 

Бельгия

101,4

194,0

87,3

103,8

181,7

179,2

Бразилия

371,1

1 073,7

444,8

705,5

1 224,1

329,9

Венесуэла

42,7

173,1

230,6

302,4

198,8

465,6

Вьетнам

48,0

89,5

82,2

105,5

164,3

342,3

Германия

731,1

812,0

987,4

460,8

1 826,4

249,8

Индия

102,0

313,8

487,8

330,8

333,0

326,5

Индонезия

27,5

87,7

21,0

129,3

160,9

585,1

Италия

184,4

322,1

187,2

195,4

552,3

299,5

Китай

484,5

613,4

174,0

475,8

636,6

131,4

Латвия

990,2

2 141,0

1 655,8

929,5

3 151,3

318,2

Литва

564,5

619,2

362,3

450,5

857,2

151,9

Нидерланды

4 277,3

5 408,2

3 698,0

2 845,6

6 128,5

143,3

Польша

1 226,2

1 798,4

823,2

885,8

1 124,8

91,7

Соединенное Королевство

1 528,9

1 415,5

803,7

935,2

404,0

26,4

Эстония

226,5

329,2

119,8

126,3

578,1

255,2


 

В целях наглядности представим данные таблицы 3.2 за 2011 г. в структурной  диаграмме (рис. 3.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1 – Структура экспорта Республики Беларусь в 2011 г.

 

Согласно данным таблицы 3.2 и рис. 3.1 следует, что основными  партнерами Республики Беларусь в части  экспорта являются Россия, Украина  и Нидерланды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1 – структура экспорта Республики Беларусь по странам-партнерам  в 2011 году[1]

 

Согласно данным таблицы 3.2 и рис. 3.1 следует, что основными  партнерами Республики Беларусь в части  экспорта товаров и услуг являются Россия с удельным весов в общем  объеме экспорта 38,0%, Нидерланды – 16,0% и Украина  - 11,0%.

По  методологии  платежного  баланса  объем  внешней  торговли товарами  за  январь-сентябрь 2012 г.  составил 69 375,3 млн.  долларов,  в  том

числе  экспорт – 35 519,8 млн.  долларов,  импорт – 33 855,5 млн.  долларов.

Стоимостной объем экспорта  республики по сравнению с январем-сентябрем 2011 г.  из  расчета в текущих ценах увеличился  на 19,3%, или на 5 740,5 млн. долларов, импорта – на 3,9%, или на 1 278,7 млн. долларов.

Сальдо внешней торговли товарами в январе-сентябре 2012 г. сложилось  положительным в размере 1 664,3 млн. долларов.

По  методологии  статистики  внешней  торговли  товарами объем  внешней  торговли  товарами  за  январь-сентябрь 2012 г.  составил 70 879 млн.

долларов, в том числе  экспорт – 36 096,4 млн. долларов, импорт – 34 782,6 млн. долларов. Стоимостной объем  экспорта республики  по сравнению  с 

январем-сентябрем 2011 г. из расчета  в текущих ценах увеличился на 19,2%, или на 5 825,5 млн. долларов, импорта  – на 3,3%, или на 1 127 млн. долларов.

Увеличение  стоимостных  объемов  экспорта  и  импорта  товаров в январе-сентябре 2012 г. обусловлено  ростом физических объемов поставок. По  сравнению  с  январем-сентябрем 2011 г.  товарная  масса  экспорта увеличилась на 19,2%, импорта –  на 11,4%. Средние цены экспорта остались на уровне января-сентября предыдущего  года, импорта – уменьшились  на 7,2%.

В  январе-сентябре 2012 г.  сложилось  благоприятное  для Республики

Беларусь  соотношение  цен  во  внешней  торговле  товарами.  Индекс  ценовых условий  торговли составил 107,8%. Это означает, что в январе-сентябре 2012 г. по  сравнению  с  аналогичным  периодом  прошлого  года  на  сумму  выручки  от экспорта  Республика  Беларусь  могла  импортировать  товаров  на 7,8% больше. С учетом роста физических  объемов  поставок  товаров  за  пределы  Республики Беларусь покупательная  способность экспорта увеличилась  на 28,4%.

Информация о работе Макроэкономическая политика государства в условиях плавающего валютного курса