Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение макроэкономической политики в открытой экономике при плавающем валютном курсе.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучена бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала.
2. Изучена бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешне торговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала.
3. Проанализирована эффективность макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях кризисного состояния и стабильного экономического роста Республики Беларусь.
Введение 3
1.Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при высокой мобильности капитала 4
1.1 Бюджетно-налоговая политика при высокой мобильности капитала 4
1.2 Денежно-кредитная политика при высокой мобильности капитала 5
1.3 Внешнеторговая политика при высокой мобильности капитала 6
2.Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала
2.1 Бюджетно-налоговая политика при низкой мобильности капитала 9
2.2 Денежно-кредитная политика при низкой мобильности капитала 11
2.3 Внешнеторговая политика при низкой мобильности капитала 13
3.Сравнение эффективности макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях кризисного состояния и стабильного экономического роста в Республике Беларусь 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Одним из основных показателей
эффективности
Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал последние пять лет.
Таблица 3.3- Инвестиции в основной капитал Республики Беларусь[1]
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 к 2009, % | |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.) |
26053,3 |
37202,3 |
43377,6 |
55380,8 |
98664,9 |
378,7 |
Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) |
116,2 |
123,5 |
104,7 |
115,8 |
117,9 |
101,5 |
Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников |
| |||||
в фактически действовавших ценах; млрд. руб. |
717,5 |
916,3 |
1206,8 |
4284,1 |
13432,9 |
1872,2 |
в процентах от общего объема инвестиций |
2,8 |
2,5 |
2,8 |
7,7 |
13,6 |
10,8 п.п. |
По данным таблицы следует, что в 2011 году по сравнению с 2007 годом темп роста инвестиций в основной капитал составил 378,8%, по сравнению с 2010 годом – 178,2
Доля иностранных инвестиций в 2011 году составила 13,6%, что на 10,8 процентных пункта больше уровня 2007 года и на 5,9 процентных пункта – уровня 2010 года.
Следует отметить, что за январь-сентябрь 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд. долларов США инвестиций, что на 22,7% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (43% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,5%), промышленности (19,9%). Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-октябрь 2012 г. составили 1,2 млрд. долларов США при прогнозе на 2012 год 1,2 млрд. долларов США (по постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1779).
За январь-сентябрь 2012 г. организациями республики (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму 4,5 млрд. долларов США, что на 14,5% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.
Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (33,8% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (17,4%), Украины (14,3%), Нидерландов (9,3%), Германии (8,6%), Швейцарии (5%), Австрии (4,5%).
Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (55,2% от всех направленных инвестиций), промышленности (34%), транспорта (9,2%). На долю прямых инвестиций приходилось 67,2% всех направленных за рубеж инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2011 г. объем направленных за рубеж прямых инвестиций увеличился на 46,6%. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (98,5% от общего объема направленных прямых инвестиций за рубеж). В составе долговых инструментов на задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору – резиденту Республики Беларусь приходилось 2,9 млрд. долларов США, или на 47,1% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.
К группе показателей эффективности
макроэкономической политики Республики
Беларусь следует отнести индекс
потребительских цен
Таблица 3.4 – Индексы потребительских цен (в процентах к предыдущему году) [1]
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011 г. К 2007 г., % | |
Товары и услуги |
108,4 |
114,8 |
113,0 |
107,8 |
153,2 |
141,3
133,4 |
товары |
108,4 |
113,9 |
112,8 |
108,5 |
159,5 |
147,1 |
продовольственные |
109,8 |
117,7 |
114,0 |
109,2 |
162,2 |
147,7 |
непродовольственные |
105,5 |
106,9 |
110,4 |
107,3 |
155,0 |
146,9 |
услуги |
108,8 |
118,2 |
113,9 |
105,0 |
129,6 |
119,1 |
Следует отметить, что в целом индекс потребительских цен в 2011 году по отношению к 2010 г. вырос на 53,2,в том числе на продовольственные товары – на 62,2%, на непродовольственные – на 55,0%. Номинальная начисленная заработная плата увеличилась по сравнению с 2010 годом на 56,1%.
2011 год был сложным
как для всей экономики, так
и для банковского сектора.
На протяжении ряда лет в
республике активно
Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.
В декабре 2011 года, впервые за несколько лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной валюты, тогда как ранее наблюдалась устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011 года, каждый месяц, начиная с мая, продает валюты больше, чем покупает.
В целом на валютном рынке предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную валюту [13].
Международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2012 года достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг.
Во втором полугодии 2011 года
возобновился приток срочных рублевых
депозитов населения в банки.
С сентября начал восстанавливаться
объем срочных вкладов в
Вместе с тем, возобновление нормального функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для самоуспокоения. Важно не просто выйти на единый курс. Важно обеспечить его относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия для того, чтобы белорусская продукция была конкурентоспособна по цене и по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Важнейшей задачей на ближайшую
перспективу остается сокращение внешней
дебиторской задолженности
Важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель – снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 – 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.
Процентная политика Национального банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы условия, необходимые для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности.
В 2012 году Национальный банк
и Правительство Республики Беларусь
продолжил реализацию мер, направленных
на постепенное доведение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Макроэкономическая политика государства в условиях плавающего валютного курса