Макроэкономическая политика государства в условиях плавающего валютного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение макроэкономической политики в открытой экономике при плавающем валютном курсе.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1. Изучена бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала.
2. Изучена бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешне торговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала.
3. Проанализирована эффективность макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях кризисного состояния и стабильного экономического роста Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1.Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при высокой мобильности капитала 4
1.1 Бюджетно-налоговая политика при высокой мобильности капитала 4
1.2 Денежно-кредитная политика при высокой мобильности капитала 5
1.3 Внешнеторговая политика при высокой мобильности капитала 6
2.Бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и внешнеторговая политика в условиях плавающего валютного курса при низкой мобильности капитала
2.1 Бюджетно-налоговая политика при низкой мобильности капитала 9
2.2 Денежно-кредитная политика при низкой мобильности капитала 11
2.3 Внешнеторговая политика при низкой мобильности капитала 13
3.Сравнение эффективности макроэкономической политики при плавающем валютном курсе в условиях кризисного состояния и стабильного экономического роста в Республике Беларусь 15
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 155.03 Кб (Скачать файл)

Одним из основных показателей  эффективности макроэкономической политики государства является приток реальных инвестиций в экономику.

Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал последние  пять лет.

 

 

 

Таблица 3.3- Инвестиции в  основной капитал Республики Беларусь[1]

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2011 к 2009, %

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.)

26053,3

37202,3

43377,6

55380,8

98664,9

 

 

378,7

Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах; в процентах  к предыдущему году)

116,2

123,5

104,7

115,8

117,9

 

 

101,5

Инвестиции в основной капитал  за счет иностранных источников

         

 

в фактически действовавших ценах; млрд. руб.

717,5

916,3

1206,8

4284,1

13432,9

 

1872,2

в процентах от общего объема инвестиций

2,8

2,5

2,8

7,7

13,6

 

10,8 п.п.


 

По данным таблицы следует, что в 2011 году по сравнению с 2007 годом  темп роста инвестиций в основной капитал составил 378,8%, по сравнению  с 2010 годом – 178,2

Доля иностранных инвестиций в 2011 году составила 13,6%, что на  10,8 процентных пункта больше уровня 2007 года и на 5,9 процентных пункта – уровня 2010 года.

Следует отметить, что за январь-сентябрь 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные  инвесторы  вложили 9,7 млрд.  долларов  США  инвестиций,  что на 22,7% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Основными  инвесторами  организаций  республики  были  субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%).

 Наибольшие  суммы  иностранных  инвестиций  поступили  в  организации торговли (43% от  всех  поступивших  инвестиций),  транспорта (28,5%), промышленности (19,9%). Прямые  иностранные  инвестиции  на  чистой  основе (без  учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за январь-октябрь 2012 г.  составили 1,2 млрд.  долларов  США  при  прогнозе  на 2012 год  1,2  млрд.  долларов  США (по  постановлению  Совета  Министров  Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1779).

 За  январь-сентябрь 2012 г. организациями  республики (кроме  банков) направлено за рубеж  инвестиций на сумму 4,5 млрд. долларов США, что  на 14,5% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

Значительные  объемы  инвестиций  организации  республики  направили субъектам  хозяйствования  России (33,8% от  всех  направленных  инвестиций), Соединенного  Королевства (17,4%), Украины (14,3%), Нидерландов (9,3%), Германии (8,6%), Швейцарии (5%), Австрии (4,5%). 

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации  торговли (55,2% от всех  направленных  инвестиций),  промышленности (34%), транспорта (9,2%). На  долю  прямых  инвестиций  приходилось 67,2% всех  направленных за рубеж инвестиций. По сравнению  с январем-сентябрем 2011 г. объем направленных за рубеж  прямых  инвестиций  увеличился  на 46,6%. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (98,5% от общего объема направленных прямых инвестиций за рубеж). В составе долговых инструментов на задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору – резиденту Республики Беларусь приходилось 2,9 млрд. долларов США, или на 47,1% больше, чем за январь-сентябрь 2011 г.

К группе показателей эффективности  макроэкономической политики Республики Беларусь следует отнести индекс потребительских цен номинальную  начисленную заработную плату. Динамику данного показателя за пять лет представим в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4 – Индексы потребительских  цен (в процентах к предыдущему году) [1]

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2011 г.  К 2007 г., %

Товары и услуги

108,4

114,8

113,0

107,8

153,2 

141,3

 

 

133,4

товары

108,4

113,9

112,8

108,5

159,5 

147,1

продовольственные

109,8

117,7

114,0

109,2

162,2 

147,7

непродовольственные

105,5

106,9

110,4

107,3

155,0 

146,9

услуги

108,8

118,2

113,9

105,0

129,6 

119,1


 

Следует отметить, что в  целом индекс потребительских цен  в 2011 году по отношению к 2010 г. вырос  на 53,2,в том числе на продовольственные  товары – на 62,2%, на непродовольственные  – на 55,0%. Номинальная начисленная  заработная плата увеличилась по сравнению с 2010 годом на 56,1%.

2011 год был сложным  как для всей экономики, так  и для банковского сектора.  На протяжении ряда лет в  республике активно стимулировался  рост производства для решения  первоочередных социально-экономических  задач, но при этом не было  принято достаточных мер для  своевременной адаптации экономики  к быстро изменяющейся ситуации  на мировых рынках. Не в полной  мере была решена задача повышения  внешней конкурентоспособности  белорусской экономики, в том  числе за счет снижения ее  зависимости от импорта энергоресурсов  и других товаров. Следствием  стало нарастание макроэкономической  несбалансированности. Рост отрицательного  сальдо внешней торговли и  ухудшение состояния платежного  баланса, возникновении дефицита  валюты на рынке в конечном  итоге привели к значительному  обесценению курса национальной  валюты и развитию инфляционных  процессов.

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления  сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций.

В декабре 2011 года, впервые  за несколько лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной  валюты, тогда как ранее наблюдалась  устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011 года, каждый месяц, начиная с мая, продает валюты больше, чем покупает.

В целом на валютном рынке  предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого  укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную  валюту [13].

Международные резервные  активы Республики Беларусь на 1 января 2012 года достигли 7,9 млрд. долларов США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и  услуг.

Во втором полугодии 2011 года возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться  объем срочных вкладов в иностранной  валюте.

Вместе с тем, возобновление  нормального функционирования внутреннего  валютного рынка и выход на единый курс не являются поводом для  самоуспокоения. Важно не просто выйти  на единый курс. Важно обеспечить его  относительную устойчивость в долгосрочной перспективе, причем не за счет расходования золотовалютных резервов государства. Для этого необходимо, чтобы работа всей экономики приносила в страну больше валюты, чем она тратит. Соответственно, должны быть созданы все условия  для того, чтобы белорусская продукция  была конкурентоспособна по цене и  по качеству, пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Важнейшей задачей на ближайшую  перспективу остается сокращение внешней  дебиторской задолженности реального  сектора экономики. От успешности решения  этой проблемы во многом зависит устойчивость функционирования банковской системы, поддержание равновесия на внутреннем валютном рынке, накопление необходимых стране валютных резервов.

Важнейшими условиями  стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень  инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель – снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 – 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

Процентная политика Национального  банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы  условия, необходимые для устойчивого  экономического роста и повышения  благосостояния населения.

Национальный банк намерен  проводить жесткую эмиссионную  политику. Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования  ликвидности.

В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжил реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего  экономическую безопасность страны [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беларусь в цифрах//официальная статистика [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. – Дата доступа: 11.12.2012.
  2. Введение в макроэкономику : учеб. пособие / Т. Ю. Матвеева. — 7-е изд. — М. : Изд. дом Гос. ун-та  Высшей школы экономики, 2010. — C. 14-20. 
  3. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник/ С.Н. Ивашковский.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Дело, 2002. – С. 148-163.
  4. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2007. - 543 с.
  5. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондарь, Минск: БГЭУ, 2007. –С. 87-115.
  6. Миклашевская, Н.А. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов; под общ. ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2004.- С. 176-187.
  7. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. пер. с англ. М.: МГУ, 1994.
  8. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.- 8-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис 2004.- 736 с.
  9. Международная экономика: учеб. пособие / В.П. Колесов, М.В. Кулаков. - М.: изд. МГУ: ИНФРА-М, 2004.- С. 390-405.
  10. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – С. 170 – 213.
  11. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2011 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2012 году// Пресс-релизы [Электронный ресурс]. – 2012. − Режим доступа: http://www.nbrb.by. − Дата доступа: 11.12.2012.
  12. Черныш Л.В. Экономическая политика государства: учебник / Черныш Л.В.. - М.: Юрайт-издат, 2006. - 652 с.
  13. Экономические последствия кризиса в РБ [Электронный ресурс] - 2009. - Режим доступа:www.minfin.gov.by/data/doklad.pdf - Дата доступа: 16.11.2009.

 

 


Информация о работе Макроэкономическая политика государства в условиях плавающего валютного курса