Макроэкономическая политика стабилизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Макроэкономическая политика государства
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды макроэкономической политики
Глава 2. Механизм макроэкономического регулирования 2.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Магический многоугольник
2.2 Инструменты макроэкономической политики
2.3 Стратегия социально-экономического развития России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Макроэкономическая политика стабилизации экономики»

Оглавление

Введение

Глава 1. Макроэкономическая политика государства

1.1 Обоснование необходимости  макроэкономической политики

1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели

1.3 Макроэкономическая политика  как основа регулирования экономических  процессов. Виды макроэкономической  политики

Глава 2. Механизм макроэкономического  регулирования 2.1 Цели и инструменты  макроэкономического регулирования. Магический многоугольник

2.2 Инструменты макроэкономической  политики

2.3 Стратегия социально-экономического  развития России

Заключение

Список использованных источников

 

Введение 

 

Представленная работа посвящена  теме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях. Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов.

Данная тема изучается  на стыке сразу нескольких взаимосвязанных  дисциплин. Для современного состояния  науки характерен переход к глобальному  рассмотрению проблем тематики "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".

Высокая значимость и недостаточная  практическая разработанность проблемы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" определяют несомненную  новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к  вопросу о проблеме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" необходимо в целях более глубокого и  обоснованного разрешения частных  актуальных проблем тематики данного  исследования.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" в  современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является анализ условий "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач  данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с  точки зрения новейших отечественных  и зарубежных исследований по сходной  проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие  задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты и выявить данной темы;

2. Сказать об актуальности  проблемы;

3. Изложить возможности  решения данной тематики;

4. Обозначить тенденции;

Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую  из 2 глав, заключение и списка используемых источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие  вопросы, раскрываются исторические аспекты  проблемы "Макроэкономической политики стабилизации экономики". Определяются основные понятия, обуславливается  актуальность звучание вопросов данной темы.

Глава вторая имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме работы.

Источниками информации для  написания работы по теме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" послужили  базовая учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  тематике "Макроэкономическая политика стабилизации экономики", справочная литература, прочие актуальные источники  информации.

 

Глава 1. Макроэкономическая политика государства 

 

Макроэкономическая политика государства — действия государства, направленные на регулирование экономики  с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости  и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на фискальную политику, монетарную политику, политику зарплата – цены и внешнеэкономическую  политику.

1.1 Обоснование необходимости  макроэкономической политики

Правительство проводит свою политику, опираясь на прогнозы экономистов, которые строятся на основе разных моделей. Государство в лице правительства  осуществляет регулирование экономического развития страны.

В силу сильного влияния рынка  на экономическую систему, современную  экономику можно отнести к  рыночной.

Рынок не в состоянии предоставить правовое обеспечение производственно-хозяйственной  деятельности, осуществлять производство общественных благ и минимизацию  транзакционных издержек, компенсировать внешние издержки, стабилизировать  экономику. Задачи, с которыми не справляется  рынок, берет на себя государство  в лице правительства.

Принимая законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих  субъектов, правительство устанавливает  правила их взаимодействия, в том  числе запрещая ограничение конкуренции. Регулируя темпы инфляции и уровень  безработицы, правительство поддерживает макроэкономическую стабильность, которая  обеспечивает устойчивое развитие экономики.

Благодаря экономическому росту  доходы хозяйствующих субъектов  возрастают, что позволяет увеличить  сбор налогов. Часть средств, полученных от налоговых поступлений, направляется на поддержку социально незащищенного  населения, то есть тех, кто не может  сам о себе позаботиться. Перераспределением доходов правительство занимается в рамках социальной политики.

Ни в одной стране мира рыночный механизм никак не ограничивает загрязнение окружающей среды, поэтому  эту функцию берет на себя государство.

Одна из важных задач государства - производство общественных благ. Рынку  не всегда выгодно заниматься их производством, так как они не оплачиваются потребителем напрямую. Для удобства пользователей  они финансируются правительством. Источником финансирования общественных благ выступают налоги[1].

Политика правительственного регулирования экономики начала развиваться особенно быстро в Соединенных  штатах Америки после Великой  экономической депрессии 1929- 1933 гг. Первым экономистом, который разработал и предложил систему мер государственного регулирования, стал Дж. Кейнс (1883 - 1946).

Теперь рассмотрим примеры  государственного регулирования экономики  в разных странах.

Начнем с государственного планирования. Под ним подразумевается  планирование уровней доходов, расходов, цен, объемов производства, занятости  в рамках государственного и частного сектора.

Такое планирование может  быть директивным и индикативным. Суть его сводится к установлению обязательных для исполнения планов предприятиям государственного сектора  экономики и планов рекомендательного  порядка для частного сектора.

Директивное планирование предполагает обязательное исполнение планов.

Индикативное планирование разрабатывания государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ.

1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели

Экономика любого государства  не может развиваться без определения  цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.

Под экономической целью  понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с  помощью поставленных задач.

За весь период развития общества, помимо основных целей макроэкономической политики, выдвигалось достаточно большое  количество других, дополнительных целей: экономический рост; экономическая  эффективность, обеспеченность, полная занятость, стабильный уровень цен, справедливое распределение доходов, торговый баланс.

Оценка результативности деятельности экономики на основе реализации поставленных целей осуществляется с помощью расчета макроэкономических показателей.

Основными макроэкономическими  показателями являются следующие: ВВП, ВНП, ЧНП, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, национальное богатство.

Одной из центральных категорий  макроэкономики является уровень

цен (Р). В макроэкономике существует показатель, характеризующий  уровень изменения цен. Он подсчитывается как отношение суммы цен потребительских  товаров текущего периода к сумме  цен потребительских товаров  предшествующего периода: IP=SP1/SP0.

1.3 Макроэкономическая политика  как основа регулирования экономических  процессов 

 

Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной  целью макроэкономической политики является поддержание эффективности  экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса[2].

Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.

Поэтому, в зависимости  от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач: обеспечение устойчивого роста экономики; повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса; обеспечение высокой занятости; обеспечение социальной защищенности; обеспечение экономической свободы; обеспечение общеэкономической безопасности; достижение оптимального платежного баланса. 

Макроэкономическая политика государства проводится Правитель-

ством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая[3].

Виды макроэкономической политики

Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата-цены; внешнеэкономическую политику.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета  и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения  и получение валового национального  продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.

Фискальная политика связана  с денежно-кредитной политикой  Центрального банка, регулирующей экономику  за счёт изменения ставки налогообложения  и объемов государственных расходов.

Изменения в налогово-бюджетной  политике могут привести к таким  изменениям, как перераспределение  доходов и ресурсов, изменение  уровня экономической активности. Фискальная политика-это финансирование государственных  расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части  непроизводственной сферы.

Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении  с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения  и роста реального объема производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический  рост, безработицу) осуществляется посредством  денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной  экономической политики. Государственная  экономическая политика должна предусматривать  меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет  свою часть — денежно-кредитную  политику, он отвечает за её проведение.

Политика зарплаты-цены подразумевает  ограничения доходов населения  через замораживание заработной платы и цен, например, для борьбы с инфляцией.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения  либо замедления экономического роста  внутри страны.

Внешнеэкономическая политика - политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Информация о работе Макроэкономическая политика стабилизации экономики