Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа
Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Введение
Глава 1. Макроэкономическая политика государства
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды макроэкономической политики
Глава 2. Механизм макроэкономического регулирования 2.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Магический многоугольник
2.2 Инструменты макроэкономической политики
2.3 Стратегия социально-экономического развития России
Заключение
Список использованных источников
- превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;
- преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;
- усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата;
- сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов;
- старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.
Предстоящий период характеризуется
структурной перестройкой мирового
хозяйства, связанной с изменением
баланса между ее экономическими
центрами, возрастанием роли региональных
экономических союзов. Дальнейшее развитие
мировой экономики будет
Следствием мирового финансового
кризиса может стать развитие
кризиса производства, сопровождаемого
снижением сырьевых цен и замедлением
темпов роста мировой экономики
в 2009-2010годах. Сочетание кризисных
процессов с высокими темпами
роста инфляции может привести к
развитию стагфляции, которая наблюдалась
в мировой экономике в 80-е годы.
Кризисные явления в мировой
экономике обусловливают
Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.
Для России трансформация
мировой экономики создает
Второй вызов - ожидаемая
новая волна технологических
изменений, усиливающая роль инноваций
в социально-экономическом
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Для России наличие научно-
технологичных производств создает условия для:
- обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;
- формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
- увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
- модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.
В то же время отставание
в развитии новых технологий последнего
поколения может снизить
Третий вызов - возрастание
роли человеческого капитала как
основного фактора
Уровень конкурентоспособности
современной инновационной
занятости в экономике; растущей конкуренцией с европейскими и азиат-
скими рынками в отношении квалифицированных кадров;
- низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Четвертый вызов - исчерпание
потенциала экспортно-сырьевой модели
экономического развития, базирующейся
на форсированном наращивании
Кроме того, в условиях трансформации мировой экономики коңюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.
Обозначились новые внутренние
ограничения роста, обусловленные
недостаточным развитием
Действие структурных
ограничений усиливается
ляются следующие:
- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;
- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
- низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
- недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
Целевые ориентиры. Стратегической
целью является достижение уровня экономического
и социального развития, соответствующего
статусу России как ведущей мировой
державы XXI века, занимающей передовые
позиции в глобальной экономической
конкуренции и надежно
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.
Высокие стандарты благосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик.
Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13900 долларов США в2009году, до более чем 30000 долларов США в2020году.
Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70%, средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020году около 30кв.м на человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2009году до 14% в 2020году.
Уровень смертности от насильственных причин снизится вдвое.
Социальное благополучие и согласие. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
Экономика лидерства и инноваций. Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К2020году Россия может занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
Сбалансированное
новые территориальные центры
роста, как в районах освоения
новых сырьевых ресурсов, так и
в традиционных регионах концентрации
инновационного, промышленного и
аграрного потенциала России, снизятся
масштабы регионального неравенства.
Будет создана разветвленная
транспортная сеть, обеспечивающая высокий
уровень межрегиональной
Экономика, конкурентоспособная
на мировом уровне. Россия укрепит
свое лидерство в интеграционных
процессах на евразийском пространстве,
постепенно становясь одним из глобальных
центров мирохозяйственных
Институты экономической свободы и справедливости. Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.
Безопасность граждан
и общества. Будет обеспечено поддержание
высокого уровня национальной безопасности
и обороноспособности страны, включая
экономическую и
Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.
Формирование инновационной
экономики означает превращение
интеллекта, творческого потенциала
человека в ведущий фактор экономического
роста и национальной конкурентоспособности.
Источником высоких доходов становится
не только возможность получения
ренты от использования природных
ресурсов, обусловленной высокой
мировой коңюнктурой, но и производство
новых идей, технологий и социальных
инноваций. Инновационный социально
ориентированный тип
Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.
Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6-1,8раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50процентов, а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35.
В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.
Информация о работе Макроэкономическая политика стабилизации экономики