Макроэкономическая политика стабилизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Макроэкономическая политика стабилизации экономики".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Макроэкономическая политика государства
1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики
1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели
1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды макроэкономической политики
Глава 2. Механизм макроэкономического регулирования 2.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Магический многоугольник
2.2 Инструменты макроэкономической политики
2.3 Стратегия социально-экономического развития России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

-  превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;

-  преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

-  усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата;

-  сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов;

-  старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Предстоящий период характеризуется  структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой  экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности  между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Следствием мирового финансового  кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого  снижением сырьевых цен и замедлением  темпов роста мировой экономики  в 2009-2010годах. Сочетание кризисных  процессов с высокими темпами  роста инфляции может привести к  развитию стагфляции, которая наблюдалась  в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой  экономике обусловливают необходимость  повышения устойчивости экономики  России, и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых  рынков. Динамика курсов акций и  цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип  экономического развития, а также  формирования в стране самостоятельной  мощной финансовой системы.

Развитие глобальной экономической  конкуренции сопровождается усилением  геополитического соперничества, в  том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

Для России трансформация  мировой экономики создает новые  возможности для развития внешнеэкономической  интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта  технологий и капитала.

Второй вызов - ожидаемая  новая волна технологических  изменений, усиливающая роль инноваций  в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.

В ближайшее десятилетие  развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических  систем, основанной на использовании  новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.

Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высоко

технологичных производств  создает условия для:

-  обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

-  формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

-  увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;

-  модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.

В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность  российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.

Третий вызов - возрастание  роли человеческого капитала как  основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности  современной инновационной экономики  в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются: сокращением численности населения и уровня

занятости в экономике; растущей конкуренцией с европейскими и азиат-

скими рынками в отношении квалифицированных кадров;

-  низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске  товаров для внутреннего потребления  за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного  обменного курса рубля, низкой стоимости  производственных факторов - рабочей  силы, топлива, электроэнергии.

Кроме того, в условиях трансформации  мировой экономики коңюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.

Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные  недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и  дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.

Действие структурных  ограничений усиливается нерешенностью  ряда социальных и институциональных  проблем, важнейшими из которых яв-

ляются следующие:

-  высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;

-  высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;

-  слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

-  низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;

-  недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.

Целевые ориентиры. Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой  державы XXI века, занимающей передовые  позиции в глобальной экономической  конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020годах  Россия должна войти в пятерку  стран-лидеров по объему валового внутреннего  продукта.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Высокие стандарты благосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет  показателей, характерных для развитых экономик.

Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт  на душу населения по паритету покупательной  способности - увеличится с 13900 долларов США в2009году, до более чем 30000 долларов США в2020году.

Охват высшим и средним  профессиональным образованием населения  составит 60-70%, средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020году около 30кв.м на человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43% в 2009году до 14% в 2020году.

Уровень смертности от насильственных причин снизится вдвое.

Социальное благополучие и согласие. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет  достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности  талантливых представителей всех слоев  общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения  и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием  новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

Экономика лидерства и  инноваций. Российская экономика не только останется мировым лидером  в энергетическом секторе, добыче и  переработке сырья, но и создаст  конкурентоспособную экономику  знаний и высоких технологий. К2020году Россия может занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Сбалансированное пространственное развитие. Сформируются

новые территориальные центры роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и  в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и  аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная  транспортная сеть, обеспечивающая высокий  уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности  населения.

Экономика, конкурентоспособная  на мировом уровне. Россия укрепит  свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая  сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

Институты экономической  свободы и справедливости. Будет  обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая  развитую систему демократических  институтов и создание эффективных  механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

Безопасность граждан  и общества. Будет обеспечено поддержание  высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая  экономическую и продовольственную  безопасность, безопасность населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному социально ориентированному типу развития.

Формирование инновационной  экономики означает превращение  интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Источником высоких доходов становится не только возможность получения  ренты от использования природных  ресурсов, обусловленной высокой  мировой коңюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Инновационный социально  ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет  ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее  увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020года остаются ведущими секторами  производства валового внутреннего  продукта.

Во-вторых, превращение инноваций  в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение  производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5раз и снижение энергоемкости  в среднем в 1,6-1,8раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические  инновации, должна возрасти до 40-50процентов, а доля инновационной продукции  в объеме выпуска - до 25-35.

В-третьих, формирование новой  экономики - экономики знаний и высоких  технологий, которая становится одним  из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020году по своему вкладу в валовой внутренний продукт  с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.

Информация о работе Макроэкономическая политика стабилизации экономики